Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки»

страница1/7
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»
Тарко Г.Н.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Пособие для практических занятий

Методические указания
для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей


Одобрено методической комиссией
по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам


Москва

2011

Рецензенты: проф., к.п.н. кафедры «Иностранные языки» Е.С. Коплякова,

доцент, к.ф.э. кафедры «Экономическая теория» Д.Я. Лаптева

Работа подготовлена на кафедре «Русский язык».

Практикум по дисциплине «Этика делового общения»: Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения / Тарко Г.Н. - М., 2011г. – 75 с.
Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей по курсу «Этика делового общения». Пособие включает 7 тем, в каждой из которых рассматриваются наиболее существенные теоретические положения и предлагаются задания как обучающего, так и творческого характера.

 Тарко Г.Н.

 МГТУ «МАМИ», 2011


  1. ЭТИКА И ЭТИКЕТ

1. Выберите правильное определение понятий этика и этикет и впишите эти определения
Этика- это………………………………………………………………
Этикет- это……………………………………………………………..
Справочный материал

  1. Нравственность, нравственные убеждения, мораль, а также наука о морали.

  2. Правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе



2. Объясните значение фразеологизмов. Как они связаны с требованиями этикета?

Фразеологические словосочетания

Их значение

Положа руку на сердце




Бить поклоны




Бить челом




Бросать перчатку




Поворачиваться спиной




Красивый жест




Гладить по головке




Гладить против шерсти




Указать на дверь




Указать свое место




Поставить на место кого-либо




Стукнуть кулаком по столу




Смотреть в глаза (кому)




Смотреть в рот (кому)




Крутить носом




Надувать губы




Разводить руками




Надувать щеки




Цедить сквозь зубы






3. Согласны ли вы с утверждением Оскара Уайльда: «Хорошие манеры важнее добродетели»?

Объясните свою позицию.

4. Запишите известные вам формулы, выражающие просьбу, благодарность, несогласие с кем-либо, отказ кому-либо в чем – либо. Сравните их с материалом, данным в Приложении.


1. Просьба
2. Благодарность
3. Несогласие
4. Отказ
5. Прочитайте несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения рекомендует великий писатель? Согласны ли вы с ним? Изложите письменно свое мнение.
1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти.

2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

3) Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо, о вас.

4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

6. Прочитайте данные высказывания. Подчеркните то из них, с которым вы согласны.

Аргументируйте свою позицию


    1. Этикет - это пустая формальность.

Этикет - это важная сторона жизни общества.

    1. Деловой этикет необходим в любой сфере деловых отношений.

Деловые отношения не нуждаются в каком-либо этикете, т.к. главное в таких отношениях - само дело, а не форма.
Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами

7. Продолжите данные высказывания, содержащие советы, как нужно вести себя за столом. Впишите их вместо точек.

1) Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Нужно сидеть……………………………………………………………………………

2) Ваши локти могут мешать соседям, поэтому ……………………………………………………………………………………

3)Если вы наклоняетесь над тарелкой, это выглядит некрасиво. Значит……………………………………………………………………………

4) Полотняную салфетку кладут………………………………………, а
бумажной салфеткой……………………………………………………..……..

5) Закончив еду, полотняную салфетку кладут…………………………

6) Во время еды нож держат в…………………………………………...

7) На слишком горячую пищу нельзя……………………………...…...

8) С общего блюда нужно брать кусок, который лежит………………..

9) Не тянитесь за нужным вам предметом через…………………...…..

Попросите вам его………………………………………………………...

10) Если во время еды вы делаете перерыв, положите приборы так, как вы их………………………………………………………………………….

11) Если вы положили приборы на тарелку параллельно друг другу, это означает, что вы……………….. и можно их……………………………...

12) Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь………………………., а попросите…………………………...……

Какими бы правилами еще вы дополнили данный список?

8. С какими словами вы обратитесь к тому или тем, кого хотите обогнать или обойти? Сравните свой ответ с материалом, данным в Приложении

Искусству вежливости в деловом общении и правилам поведения в коллективе нужно учиться.

9. Данные утверждения неверны. Сформулируйте правила поведения в коллективе и запишите их справа.

Неверные советы Правила поведение в коллективе


1) Поступив на работу, ведите себя так, как вы привыкли.




2) Спорьте по каждому поводу, раздражайтесь, если вам что-то не нравится, этим вы показываете свою самостоятельность.




3)Не слушайте собеседника, учитывайте только собственное мнение, это важно для самоутверждения.




4) Пунктуальность утомительна, поэтому поступайте так, как вам удобнее.




5) В рабочем помещении говорите громко, чтобы всем было слышно




6) Прерывайте собеседника: всех не переслушаешь.




7) Никогда не признавайте свои ошибки, зачем заниматься самокритикой?




8) Спокойно зевайте во время разговора с сослуживцами: пускай почувствуют ваше отношение к их мнениям.




9) Задавайте интимные вопросы своим коллегам: ведь интересно все обо всех знать.




10) Если очень нужно, то можно шептаться с кем-либо в присутствии других.




11) Раскачивайтесь на стуле, если нужно расслабиться.




12) Пользуйтесь духами с сильным запахом: это всем приятно.




13) Носите как можно больше разных украшений. Это привлечет к вам всеобщее внимание.





10. Объясните, как вы понимаете значение слов такт, тактичность. Приведите примеры бестактного, с вашей точки зрения, поведения.

11. Согласны ли вы с мнением Льва Толстого: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан»? Почему?

Объясните свою позицию.
12. Что такое деликатность? Приведите примеры деликатного поведения.
13. Прочитайте данный материал. Какие четыре из названных групп качеств вы хотели бы иметь сами, а какие четыре - предпочитали бы видеть у других людей? Проанализируйте результаты своего выбора.




Особенности поведения, качества личности

Для себя

Для других

1.

Решительность

Уверенность







2

Выдержка

Уравновешенность







3.

Целеустремленность

Сила воли







4.

Терпимость

Доброжелательность







5.

Доброта

Человечность







6.

Честность

Порядочность







7.

Взаимопонимание

Сочувствие







8.

Щедрость

Желание помогать другим








14. Согласны ли вы с советом: « Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»?

Объясните свою позицию.


  1. Какие прилагательные соответствуют следующим значениям:

  1. Отличающийся обостренным самолюбием, чванливый, спесивый, жадный до почестей.

  2. Странный, необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, моде.

  3. Развязный, неуместно непринужденный.

  4. Почтенный, уважаемый, достойный.

Сравните свои ответы с материалом, данным в Приложении.


  1. Выберите правильное значение слова одиозный (одиозная личность).

  1. Неприятный, вызывающий к себе отрицательное отношение.

  2. Услужливый, предупредительный, внимательный к окружающим.

(См. Приложение)


  1. Прочитайте данный текст, в котором затрагиваются вопросы служебного этикета. Выскажите свое отношение к поднятой проблеме.


Ты? Вы?

- Босс запретил нам обращаться друг к другу на «вы». Даже к нему самому,- поведала мне сотрудник компании, торгующей иномарками.

- Я поначалу краснела, когда приходилось ему тыкать: он седой весь.

Теперь научилась обходиться совсем без местоимений.

- А к клиентам как?

-К клиентам, понятное дело, только на «вы».

Нетипично, но все же. Быть может, жизнеспособные культурные нормы родятся из корпоративной этики?

Однажды наблюдал такую сцену в коммерческом банке.

Молодой, можно сказать, юный управляющий заходит в комнату, где сидит средних лет сисадмин.

- Ты мне принтер починишь?

- Так я тебе другой подключил,- отвечает сисадмин, оторвавшись от аськи, и тут же, заикаясь, исправляется: Я вам другой подключил, Максим Евгеньевич.

В этом банке не практикуется демократическое тыканье. Только сверху вниз. Нам тыкает начальник, с которым можно только на «вы» и только очень ласково.

У паспортисток, секретарей, мэров, начальников ЖЭУ получаем новую порцию демократического «ты». Все встает на свои места: выкать нужно боссу (из консервативных), государству и - пока еще-старикам.
18. Согласны ли вы с утверждением: «Вежливость- это экономическая категория»? Обоснуйте свою позицию.
Самый важный этап поиска работы – личная встреча с менеджером по персоналу или работодателем. Как следует вести себя во время собеседования, чтобы получить место? Что можно и чего нельзя делать?
19. Прочитайте текст, в котором речь идет об этикетных правилах на собеседовании при приеме на работу. Поделитесь собственным опытом, если вам приходилось бывать в подобных ситуациях. Делали ли вы ошибки?
Плохие манеры?

«Лети», как фанера……..

(Как правильно вести себя на собеседовании?)

  1. Узнайте о компании как можно больше, подготовьте список вопросов, на которые хотите получить конкретные ответы. Если с вами говорят уклончиво, о роде деятельности фирмы пока ничего не сообщают, назначают встречу не в офисе, а в фойе гостиницы, то велика вероятность того, что вы имеете дело с так называемым «сетевым маркетингом». Если же в компании выдвигают четкие и ясные требования к соискателю, подробно говорят об условиях работы, сфере деятельности, то можно смело отправляться на встречу.

  2. Тщательно продумайте, в чем прийти. Не стоит приходить на собеседование в майке (даже летом) или в открытом платье ,а уж тем более в шлепанцах или сандалиях. В любом случае оптимальным выбором будет деловой стиль- это придаст вам солидности.

  3. Советуем хорошо выспаться перед встречей - свежий цвет лица еще никому не повредил.

  4. Приходите на встречу минут за 10-15 до назначенного времени. Опаздывать ни в коем случае нельзя! Если вы безнадежно застряли в пробке, перезвоните и извинитесь за опоздание.

  5. Подготовьте все необходимые документы, сложите их в прозрачную папку (файл). Бумаги должны быть у вас под рукой, а не в глубине сумки, откуда их не так-то просто вытащить. С собой необходимо взять паспорт, резюме, вузовский диплом, документы о дополнительном образовании (справки, свидетельства, сертификаты), рекомендации.

  6. Возьмите с собой журнал или газету, чтобы было чем заняться во время возможного ожидания.

  7. Обязательно поздоровайтесь с интервьюером, назовите себя, держитесь солидно и уверенно, но без развязности. Не кладите нога на ногу- это далеко не всем нравится.

  8. Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте, отвечайте уверенно и полно, но без многословия. Будьте правдивы – ложь всегда заметна. Если столкнетесь с необходимостью дать о себе негативную информацию, не отрицайте факты, которые очевидны и легко проверяемы, лучше постарайтесь скомпенсировать их положительными данными о себе.

  9. Обязательно поинтересуйтесь будущими служебными обязанностями и условиями работы. А вот вопрос о зарплате следует задавать деликатнее. Не старайтесь набить себе цену - это производит плохое впечатление.

  10. Завершая визит, поблагодарите собеседника и уточните, когда можно перезвонить, чтобы узнать о результате.

Чего нельзя делать, ожидая собеседования:

- находиться в помещении в солнцезащитных очках

- делать макияж

- курить

- жевать жвачку

- слушать плеер

- громко разговаривать по мобильному телефону

- насвистывать, напевать

- терзать секретаршу бесконечными вопросам



  1. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ.

  1   2   3   4   5   6   7

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconУчебное пособие одобрено и рекомендовано к печати цикловой методической...
...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconПрактический курс немецкого языка для студентов экономических специальностей...
Рецензенты: к филол н. Л. А. Шорникова; Камышинский филиал Современной гуманитарной академии

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Рецензенты: Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и аудита Е. В. Меньшова и старший преподаватель кафедры Бухгалтерского...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconУчебное пособие / пгупс. Каф. "Иностранные языки"
Альма матер : учебное пособие / пгупс. Каф. "Иностранные языки"; сост.: Т. Г. Боголюбова, М. В. Петрова; ред. И. Д. Фадеева. Спб....

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов очной формы обучения направления...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические указания по курсу “Напряженное состояние горных пород...
Целью изучения курса является знакомство студентов с основными способами, методами и приемами расчетов различных сред и состояний...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconОтчет о результатах самообследования кафедры философии и социально-экономических...
Использование новых форм и методов, информационных технологий в процессе обучения студентов и в управлении кафедрой

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconЖ. И. Резникова язык животных: подходы, результаты, перспективы…...
В кн.: «Языки науки – языки искусства», Сборник трудов VII международной конференции «Нелинейный мир», Москва, 2004, изд-во Института...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические указания по теории вероятностей и математической статистике...
Контрольные работы и методические указания по теории вероятностей и математической статистике

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconБюллетень новых поступлений литературы за октябрь 2005г
Методические указания предназначены для формирования у студентов экономических специальностей специфических умений чтения, перевода,...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов...
Методические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов IV курса технологического факультета очного обучения по специальности...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения
Рассмотрена и одобрена кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Калининградского филиала мфюа, протокол №2 от "08"...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconУчебное пособие. Новосибирск: Издательство нипкипро, 2007. 175 с. Рецензенты: д
Рецензенты: д ф н доцент кафедры гуманитарного образования нипкипро н. В. Максимова

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по модулю для студентов...
Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для...
Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от...

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Москва 2011 Рецензенты: проф., к п. н кафедры «Иностранные языки» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»


Инструкция



При копировании материала укажите ссылку © 2000-2020
контакты
instryktsiya.ru
..На главную