|
Опубликовано в книге: Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. С. 289-313.Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учениеЕкатерина Патяева Мотивация учения, как, впрочем, и любого человеческого действия, очень похожа на айсберг, большая часть которого всегда скрыта от нашего взгляда. Видимая часть айсберга мотивации – это всё то, чем взрослые (прежде всего учителя, родители и психологи-экспериментаторы) побуждают детей учиться: оценки, всевозможные награды и наказания, занимательные книжки и задания, призванные возбудить интерес ученика. А также процессы, определяющие успешность этого побуждения: динамика уровня притязаний, оценивание вероятности осуществления угрозы наказания, когнитивный диссонанс и так далее. «Подводная» же часть мотивационного айсберга – это само строение ситуации учения, в силу которого ученик выполняет указания и задания учителя, родителя или экспериментатора. В настоящей статье речь пойдёт о трёх типах ситуаций учения: ситуации заданного (вынужденного) учения, до сих пор преобладающего в школах, ситуации стихийного или естественного учения, свойственного дошкольникам и сохраняющегося в более старшем возрасте вне сферы систематического образования, и ситуации самоопределяемого учения, к которому некоторые приходят в студенческие и последующие годы, но которое принципиально могут освоить уже младшие школьники, что не только увеличивает эффективность учения, но и открывает существенно новые возможности для развития образования. Прежде чем обратиться к трём этим ситуациям учения, стоит рассмотреть, как в общем случае строится мотивация человеческого действия. 1. Две базовые парадигмы понимания мотивацииМотивация есть, как известно, процесс побуждения человеческих действий. И наше видение этого процесса в существенной степени определяется тем, из какого базового представления о человеке (сформулированного явно или лишь подразумеваемого) мы исходим. Ибо разные взгляды на человека неизбежно задают и разное понимание причинности его действий, иначе говоря, разное понимание человеческой мотивации. В самом общем виде таких базовых представлений два: причинная (детерминистская) парадигма и парадигма свободы воли (или парадигма самоопределения). Суть первой из них состоит в том, что человеческое поведение есть процесс очень сложный, но, по существу, ничем не отличающийся от процессов, изучаемых естественными науками. Соответственно, у каждого действия есть своя причина – нечто, что побуждает человека действовать определённым образом. В качестве таких причин могут выступать присущие человеку потребности и «мотивы-диспозиции» (типа мотива достижения или мотива власти), ситуативные стимулы (разного рода вознаграждения или наказания), установки и представления человека (например, представления о должном поведении или оценка вероятности успеха), разного рода мотивационные механизмы (уровень притязаний, когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция, тенденция к завершению действия, и т.д.), прошлые эмоции и переживания (например, детские эмоциональные травмы). Общим для всех моделей мотивации, строящихся на базе причинной парадигмы, является понимание человеческого действия как следствия какой-либо причины или определённого комплекса причин и явное или неявное убеждение в том, что если мы будем знать все эти причины, то сможем однозначно предсказывать действия человека и успешно влиять на них. Аналогично тому, как, зная законы движения и силы, действующие на движущееся тело, физик может предсказать или изменить траекторию движения этого тела. Эта парадигма устойчиво доминирует в экспериментальной психологии мотивации, традиционной педагогике и психологии управления, а также в традиционном психоанализе и находящихся под его влиянием направлениях психотерапии. Вторая парадигма исходит из представления о человеке как о существе, способном осознавать свои побуждения и свободном самостоятельно определять свои действия и нести за них ответственность. Это не означает отрицания потребностей, мотивов, ситуативных мотивационных механизмов и других детерминант поведения, как не означает и добавления к их числу каких-то новых детерминант. По сути, парадигма свободы воли предполагает два «измерения» мотивационных процессов: «горизонтальное», связанное с потребностями, установками, мотивационными механизмами и прочими детерминантами поведения, и «вертикальное», связанное с осознанием своих мотивов, столкновением разных позиций во внешнем или внутреннем диалоге, осознанным и осмысленным принятием решения и выбором поступка, с самоопределением и ответственностью. Свобода воли (в отличие от произвола) предполагает именно самоопределение человека, т.е. проведение им самим границ для своих действий. Такое понимание мотивации человеческих действий представлено прежде всего в художественной литературе и практике психологического консультирования и психотерапии (прежде всего гуманистически и экзистенциально ориентированной). В экспериментальной психологии именно к этой парадигме пришёл, в конечном счёте, Курт Левин, предложивший в конце жизни идею «действенного исследования», предполагающего открытое общение психолога с участвующими в исследовании людьми (Левин, 2000). С точки зрения такого представления точно предсказывать извне действия человека и полностью их контролировать невозможно в принципе. Эти две парадигмы можно проследить не только в психологии и других сферах гуманитарного знания, но и в повседневных ситуациях взаимодействия людей. Мать, пытающаяся побудить ребёнка учиться исключительно обещанием наград за успехи в учёбе, явно исходит из причинной парадигмы, тогда как мать, всерьёз обсуждающая со своим ребёнком смысл предлагаемых действий и дающая ему возможность реального выбора, осознанно или неосознанно действует на основе парадигмы самоопределения. Разумеется, здесь, как и во многих других ситуациях, возможен весь спектр компромиссных и непоследовательных позиций. Понятно также, что исходить из каждой парадигмы можно как сознательно, так и бессознательно. Принятие нами той или иной парадигмы есть вопрос, во-первых, веры – ибо каждая из них в принципе позволяет непротиворечиво объяснить любые факты – и, во-вторых, личного выбора – ибо каждая из них задаёт нам в любой жизненной ситуации определённую сферу действий (в качестве психологов, педагогов и просто человеческих существ), которые, с точки зрения этой парадигмы, будут осмысленными и разумными. Я исхожу из парадигмы самоопределения и считаю её гораздо более эффективной и для психологической работы с детьми и со взрослыми, и для повседневной жизни. |
![]() | «Соловейчик С. Л. «Учение с увлечением», издание второе»: Детская литература; Москва; 1979 | ![]() | Учение Живой Этики. Спирали Оповещения Медицина будущего. Сборник. М.: Докиуд, 1999. 400 с |
![]() | Учение академика и. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для естествознания j | ![]() | Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает Ты сам должен быть безупречным человеком |
![]() | Кто хочет собирать плоды, что растут в здешнем саду учения, тот должен превратить всю свою жизнь в беспрестанные упражнения | ![]() | Общая генетика. Общая цитогенетика. Иммуногенетика. Эволюционное учение. Видообразование. Филогенез 44 |
![]() | А так как в нашей стране очень велика активность некоторых религиозных организаций, то вероятность принять их учения за истину прямо... | ![]() | Коренева Светлана Ивановна — последователь учения П. К. Иванова, развивающая оздоро |
![]() | Дано краткое описание сюжета каждой картины, (т е того, что на ней изображено), и частично раскрыт идейно-философский смысл произведения.... | ![]() | Любое неблагоприятное условие, даже состояние бардо, вы сможете трансформировать в духовный путь. Для того чтобы получить такое драгоценное... |
![]() | События, которые имели место в тот день и в последующие дни были для меня поворотными. На этот раз мое ученичество пришло к концу.... | ![]() | Советская наука обязана Вам своими лучшими достижениями. Вы всегда направляли развитие науки в интересах народа. Вы всегда помогали... |
![]() | Джорджем Рэдвэй в 1888. Он был задуман в основном как инструкция для предсказаний. Порядок карт и свойства, которые Матерс использовал... | ![]() | Сутры и Тантры, так как в противном случае практика не принесет реальных результатов. Поэтому в его новой книге даются подробные... |
![]() | Рассматривая структуру содержания образования, В. С. Леднев подчеркивал сущностную содержательность методов и организационных форм... | ![]() | В результате если петр 1 и М. И. Кутузов смогли воспользоваться необъятностью нашей территории для решения военных задач и парализовать... |