Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение

страница1/7
  1   2   3   4   5   6   7
Опубликовано в книге: Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. С. 289-313.

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение



Екатерина Патяева
Мотивация учения, как, впрочем, и любого человеческого действия, очень похожа на айсберг, большая часть которого всегда скрыта от нашего взгляда.

Видимая часть айсберга мотивации – это всё то, чем взрослые (прежде всего учителя, родители и психологи-экспериментаторы) побуждают детей учиться: оценки, всевозможные награды и наказания, занимательные книжки и задания, призванные возбудить интерес ученика. А также процессы, определяющие успешность этого побуждения: динамика уровня притязаний, оценивание вероятности осуществления угрозы наказания, когнитивный диссонанс и так далее.

«Подводная» же часть мотивационного айсберга – это само строение ситуации учения, в силу которого ученик выполняет указания и задания учителя, родителя или экспериментатора. В настоящей статье речь пойдёт о трёх типах ситуаций учения: ситуации заданного (вынужденного) учения, до сих пор преобладающего в школах, ситуации стихийного или естественного учения, свойственного дошкольникам и сохраняющегося в более старшем возрасте вне сферы систематического образования, и ситуации самоопределяемого учения, к которому некоторые приходят в студенческие и последующие годы, но которое принципиально могут освоить уже младшие школьники, что не только увеличивает эффективность учения, но и открывает существенно новые возможности для развития образования. Прежде чем обратиться к трём этим ситуациям учения, стоит рассмотреть, как в общем случае строится мотивация человеческого действия.


1. Две базовые парадигмы понимания мотивации


Мотивация есть, как известно, процесс побуждения человеческих действий. И наше видение этого процесса в существенной степени определяется тем, из какого базового представления о человеке (сформулированного явно или лишь подразумеваемого) мы исходим. Ибо разные взгляды на человека неизбежно задают и разное понимание причинности его действий, иначе говоря, разное понимание человеческой мотивации. В самом общем виде таких базовых представлений два: причинная (детерминистская) парадигма и парадигма свободы воли (или парадигма самоопределения).

Суть первой из них состоит в том, что человеческое поведение есть процесс очень сложный, но, по существу, ничем не отличающийся от процессов, изучаемых естественными науками. Соответственно, у каждого действия есть своя причина – нечто, что побуждает человека действовать определённым образом. В качестве таких причин могут выступать присущие человеку потребности и «мотивы-диспозиции» (типа мотива достижения или мотива власти), ситуативные стимулы (разного рода вознаграждения или наказания), установки и представления человека (например, представления о должном поведении или оценка вероятности успеха), разного рода мотивационные механизмы (уровень притязаний, когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция, тенденция к завершению действия, и т.д.), прошлые эмоции и переживания (например, детские эмоциональные травмы). Общим для всех моделей мотивации, строящихся на базе причинной парадигмы, является понимание человеческого действия как следствия какой-либо причины или определённого комплекса причин и явное или неявное убеждение в том, что если мы будем знать все эти причины, то сможем однозначно предсказывать действия человека и успешно влиять на них. Аналогично тому, как, зная законы движения и силы, действующие на движущееся тело, физик может предсказать или изменить траекторию движения этого тела. Эта парадигма устойчиво доминирует в экспериментальной психологии мотивации, традиционной педагогике и психологии управления, а также в традиционном психоанализе и находящихся под его влиянием направлениях психотерапии.

Вторая парадигма исходит из представления о человеке как о существе, способном осознавать свои побуждения и свободном самостоятельно определять свои действия и нести за них ответственность. Это не означает отрицания потребностей, мотивов, ситуативных мотивационных механизмов и других детерминант поведения, как не означает и добавления к их числу каких-то новых детерминант. По сути, парадигма свободы воли предполагает два «измерения» мотивационных процессов: «горизонтальное», связанное с потребностями, установками, мотивационными механизмами и прочими детерминантами поведения, и «вертикальное», связанное с осознанием своих мотивов, столкновением разных позиций во внешнем или внутреннем диалоге, осознанным и осмысленным принятием решения и выбором поступка, с самоопределением и ответственностью. Свобода воли (в отличие от произвола) предполагает именно самоопределение человека, т.е. проведение им самим границ для своих действий.

Такое понимание мотивации человеческих действий представлено прежде всего в художественной литературе и практике психологического консультирования и психотерапии (прежде всего гуманистически и экзистенциально ориентированной). В экспериментальной психологии именно к этой парадигме пришёл, в конечном счёте, Курт Левин, предложивший в конце жизни идею «действенного исследования», предполагающего открытое общение психолога с участвующими в исследовании людьми (Левин, 2000). С точки зрения такого представления точно предсказывать извне действия человека и полностью их контролировать невозможно в принципе.

Эти две парадигмы можно проследить не только в психологии и других сферах гуманитарного знания, но и в повседневных ситуациях взаимодействия людей. Мать, пытающаяся побудить ребёнка учиться исключительно обещанием наград за успехи в учёбе, явно исходит из причинной парадигмы, тогда как мать, всерьёз обсуждающая со своим ребёнком смысл предлагаемых действий и дающая ему возможность реального выбора, осознанно или неосознанно действует на основе парадигмы самоопределения. Разумеется, здесь, как и во многих других ситуациях, возможен весь спектр компромиссных и непоследовательных позиций. Понятно также, что исходить из каждой парадигмы можно как сознательно, так и бессознательно.

Принятие нами той или иной парадигмы есть вопрос, во-первых, веры – ибо каждая из них в принципе позволяет непротиворечиво объяснить любые факты – и, во-вторых, личного выбора – ибо каждая из них задаёт нам в любой жизненной ситуации определённую сферу действий (в качестве психологов, педагогов и просто человеческих существ), которые, с точки зрения этой парадигмы, будут осмысленными и разумными.

Я исхожу из парадигмы самоопределения и считаю её гораздо более эффективной и для психологической работы с детьми и со взрослыми, и для повседневной жизни.

  1   2   3   4   5   6   7

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconСимон Львович Соловейчик Учение с увлечением mcat78 lib aldebaran ru
«Соловейчик С. Л. «Учение с увлечением», издание второе»: Детская литература; Москва; 1979

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconСоставление: преданные Учению и Учителю Мории из разных городов и...
Учение Живой Этики. Спирали Оповещения Медицина будущего. Сборник. ­М.: Докиуд, 1999. 400 с

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconН. А. Подкопаев учение академика и. П. Павлова о высшей нервной деятель­
Учение академика и. П. Павлова о высшей нервной деятель­ности и его значение для естествознания j

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconКнига учение дона хуана
Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает Ты сам должен быть безупречным человеком

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconЛуулевиилм а
Кто хочет собирать плоды, что растут в здешнем саду учения, тот должен превратить всю свою жизнь в беспрестанные упражнения

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconСварка и родственные процессы 51 Детали машин. Общие вопросы 52 Точение....
Общая генетика. Общая цитогенетика. Иммуногенетика. Эволюционное учение. Видообразование. Филогенез 44

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconНиколай Вар «истина»
А так как в нашей стране очень велика активность некоторых религиозных организаций, то вероятность принять их учения за истину прямо...

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconКнига "Путь к истине" автобиографическая. Воспоминание о встрече...
Коренева Светлана Ивановна — последователь учения П. К. Иванова, развивающая оздоро

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconН. В. Урикова по картинам рериха
Дано краткое описание сюжета каждой картины, (т е того, что на ней изображено), и частично раскрыт идейно-философский смысл произведения....

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconДжампа Тинлей Лоджонг Геше Джампа Тинлей Лоджонг (второе издание) Введение
Любое неблагоприятное условие, даже состояние бардо, вы сможете трансформировать в духовный путь. Для того чтобы получить такое драгоценное...

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconКнига путешествие в икстлан. Введение в субботу, 22 мая 1971 года я приехал в Сонору «Мексика»
События, которые имели место в тот день и в последующие дни были для меня поворотными. На этот раз мое ученичество пришло к концу....

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconВ институтах и учреждениях академии наук СССР
Советская наука обязана Вам своими лучшими достижениями. Вы всегда направляли развитие науки в интересах народа. Вы всегда помогали...

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconСамая полная библиотека эзотерических текстов
Джорджем Рэдвэй в 1888. Он был задуман в основном как инструкция для предсказаний. Порядок карт и свойства, которые Матерс использовал...

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconДжампа Тинлей Сутра и Тантра. Драгоценности тибетского буддизма Геше
Сутры и Тантры, так как в противном случае практика не принесет реальных результатов. Поэтому в его новой книге даются подробные...

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconПрограмма курса инструментальная дидактика (Средства, среды и технологии...
Рассматривая структуру содержания образования, В. С. Леднев подчеркивал сущностную содержательность методов и организационных форм...

Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение iconПоложение об открытом молодежном первенстве города Калининграда «Тактико-специальные...
В результате если петр 1 и М. И. Кутузов смогли воспользоваться необъятностью нашей территории для решения военных задач и парализовать...


Инструкция



При копировании материала укажите ссылку © 2000-2020
контакты
instryktsiya.ru
..На главную