|
Балашовский институт (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНАУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» Балашов 2009 УДК 796.06 ББК 75я73 С73 Составитель А. В. Тимушкин. Рецензенты: Доктор биологических наук, профессор Института экологии и физической культуры ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» М. В. Балыкин; Кандидат биологических, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Г. С. Котова. Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». С73 Спортивная медицина : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / сост. А. В. Тимушкин. — Балашов : Николаев, 2009. — 116 с. ISBN 978-5-94035-394-2 Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине «Спортивная медицина». В издании представлены критерии оценки здоровья, изложены основные методики антропологического и функционального контроля состояния организма, методы, применяемые в практике спортивно-медицинского тестирования. Данная книга рекомендуется преподавателям и студентам высших учебных заведений, тренерам и преподавателям физической культуры, изучающим и углубляющим знания по спортивной медицине. УДК 796.06 ББК 75я73 ISBN 978-5-94035-395-9 © Тимушкин А. В., 2009 О г л а в л е н и е Введение 7 Глава 1. Основы общей патологии 9 1.1. Течение и исход болезней 9 1.2. Причины болезней 10 1.3. Расстройства кровообращения 15 1.4. Атрофия и гипертрофия 17 Глава 2. Исследование и оценка физического развития 19 2.1. Анамнез 19 2.2. Наружный осмотр (соматоскопия) 21 2.3. Антропометрия (соматометрия) 25 2.4. Методы оценки физического развития 27 Глава 3. Характеристика и оценка функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем 29 3.1. Исследование координационной функции нервной системы 29 3.2. Исследование функции нервно-мышечной системы 30 3.3. Исследование анализаторов и вестибуляторной функций 33 3.4. Исследование функций вегетативной нервной системы 34 Глава 4. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания 36 4.1. Клинические методы исследования 36 4.2. Инструментальные методы 37 Глава 5. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы 44 5.1. Клинические методы исследования 45 5.2. Инструментальные методы исследования 49 Глава 6. Функциональные пробы с физическими нагрузками 53 6.1. Проба С. П. Летунова и типы реакций на нее 55 6.2. Гарвардский степ-тест и PWC170 57 6.3. Тест К. Купера, тест Р. Маргария и специфические тесты 58 Глава 7. Биохимические методы исследования и оценки физической работоспособности 59 7.1. Углеводный, белковый, жировой обмены 60 7.2. Показатели крови, слюны, мочи. Биопсия мышц 61 Глава 8. Врачебный контроль за лицами различного возраста и пола, занимающимися физкультурой и спортом 65 8.1. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, за физическим воспитанием студентов 65 8.2. Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста 68 8.3. Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом 71 8.4. Самоконтроль спортсмена 73 Глава 9. Факторы, ухудшающие физическую работоспособность, их влияние на здоровье и функциональное состояние спортсменов 73 9.1. Алкоголь, курение, анаболики и другие факторы, негативно влияющие на здоровье 73 9.2. Влияние больших физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов 79 Глава 10. Травмы, заболевания и неотложные состояния при занятиях физическими упражнениями и спортом 83 10.1. Характеристика спортивного травматизма. Причины и механизмы спортивных травм 83 10.2. Острые неотложные состояния 89 10.3. Перетренированность и перенапряжение 92 Глава 11. Система комплексной реабилитации спортсменов 95 11.1. Физические и бальнеологические факторы восстановления, массаж, баня 95 11.2. Питание в тренировке спортсменов 102 11.3. Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления работоспособности 112 11.4. Применение допинга в спорте 118 Список используемой литературы 123 |
![]() | России учебный курс [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция" : в... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 1705, а также может быть использовано инженерно-техническим... |
![]() | Рекомендовано умо по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | ![]() | Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49. 02. 01 Физическая культура имеет образовательная... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, интернов, ординаторов и аспирантов, обучающихся по специальности «аллергология... | ![]() | ... |
![]() | Т. В. Елисеева. Антгельминтики, применяемые в ветеринарной медицине. Методическое учебное пособие для студентов очного отделения... | ![]() | Под общей редакцией д м н., профессора, зав кафедрой факультетской педиатрии гбоу впо оргма минздрава России, Заслуженного врача... |
![]() | ... | ![]() | Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия... |
![]() | Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 111801. 65 Ветеринария |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 111801. 65 Ветеринария | ![]() | Аннотация : Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов 3 курса фармацевтического факультета к практическим... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих Микробиологию, санитарию и гигиену... | ![]() | Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,... |