Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации

страница1/3
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Документы
  1   2   3

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН 217

.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

B.C. ЧЕРНОМЫРДИН

Годы работы нынешнего состава Президиума охватывают насыщенный событиями период жизни ведущего центра фундаментальных иссле­дований в стране, главного штаба российской на­уки. Юрий Сергеевич Осипов достаточно подроб­но рассказал о том, что произошло с академией и с фундаментальной наукой за эти пять лет. Убеж­ден, что ваше собрание наметит пути дальнейше­го развития научных исследований. От решений, которые вы примите, будут зависеть не только научные результаты, но и в очень значительной

степени развитие экономики, культуры, образо­вания, оборонная мощь и международный авто­ритет России.

Я искренне и сердечно приветствую вас от имени Президента Бориса Николаевича Ельцина и правительства Российской Федерации и желаю вам успешного и плодотворного обсуждения во­просов повестки дня. Хотел бы сразу подчерк­нуть, что, как бы ни было трудно государству, со­стояние фундаментальной науки всегда будет его безусловным приоритетом и заботой. Это и по­нятно. Фундаментальные знания сами по себе яв­ляются важнейшим компонентом человеческой культуры. С другой стороны, базовые исследова-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 67 № 3 1997

218

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН


ния должны быть ориентированы на создание но­вых технологий, обеспечивающих повышение уровня жизни, подъем экономики, национальную безопасность.

Несмотря на сложности переживаемого ныне периода, РАН сохранила признанный во всем ми­ре высочайший научный потенциал, основные научные школы и, конечно, самое главное - кад­ры. Это стало возможным благодаря не только работе, проводимой Президиумом академии, ру­ководителями региональных отделений, научных центров, но и выдержке, терпению, преданности своему делу подавляющего большинства наших ученых, которые в условиях острого дефицита финансирования, недостаточного материально-технического обеспечения, уровня заработной платы продолжают добиваться выдающихся на­учных результатов.

Мировое признание получили исследования в теоретической и прикладной математике, в ряде направлений физики, химии, биологии, информа­тики. Достижения в области наук о Земле позво­ляют расширить минерально-сырьевую базу страны. Ценный вклад вносят ученые в решение проблем энергетики и экологии, в разработку гу­манитарных наук.

Результатом достижений академической на­уки являются принципиально новые технологии материалов, приборов, средств связи, измерений и т.д. Все это важнейшие предпосылки научно-технических нововведений.

Не могу не сказать об огромной роли отечест­венных фундаментальных исследований в реше­нии многих глобальных проблем мирового сооб­щества, в том числе и в деле осуществления дол­госрочной стратегии устойчивого развития.

Правительство Российской Федерации внима­тельно изучает предложения академических ин­ститутов в области международных отношений и экономики, законодательных и особенно норма­тивных актов. Значительная часть социологичес­ких исследований проводится учеными именно академии. Очень важны также их экспертные за­ключения по крупным государственным проек­там и активное участие в выполнении президент­ских программ.

Между правительством и руководством акаде­мии установились деловые и доброжелательные отношения. В целях укрепления и повышения эф­фективности связей создан Совет по научно-тех­нической политике под председательством Пре­зидента РФ.

В 1995 г. президент РАН академик Юрий Сер­геевич Осипов начал участвовать в работе прави­тельства как полномочный член Президиума правительства России. В последние годы изданы указы Президента РФ, постановления правитель­ства, позволяющие решить ряд неотложных про-

блем фундаментальной науки и сохранить потен­циал академии.

Вместе с тем осталось немало вопросов, кото­рые беспокоят всех нас, правительство и, конеч­но, меня как председателя. Прежде всего в ходе экономических реформ пока не удается полно­стью использовать накопленный отечественный научный потенциал, что связано главным обра­зом с его медленной адаптацией в условиях ры­ночной экономики и реформирования самой научной сферы. Суть данных проблем нельзя представлять одномерно, лишь в плоскости недо­статочного финансирования или отсутствия должного внимания властных структур к науке. Ситуация сложнее, объемнее и, конечно, много­мернее. С одной стороны, в условиях общей не­хватки средств мы действительно допустили чис­то управленческие просчеты. Ясно, что политика государства в этой области нуждается в опреде­ленной коррекции, особенно по отношению к крупным научным комплексам, которые созда­ются десятилетиями и с огромным напряжением сил. Разрушить их можно в считанные годы, если не месяцы, о чем убедительно говорил в своем до­кладе президент академии. Да и все сидящие в этом зале были свидетелями того, что произошло в 1991-1992 гг.

Вместе с тем наивно и безответственно пола­гать, будто можно вернуть науку в дореформен­ное состояние, в котором полностью сохранился бы государственный патернализм, но не было бы одиозных явлений, усугубляющих научно-техни­ческое отставание страны.

Еще одна особенность развития науки в по­следнее десятилетие заключается в том, что в об­ластях, тяготеющих к теории, мы находимся на очень высоком уровне и опираемся на мощную традицию российской научной школы, но нас тормозят технология и экономика. Мы были спо­собны создать великолепный образец, как гово­рят, "подковать блоху", но как только речь шла о серии, о внедрении результатов науки на уровне потребителя, происходил сбой - прежняя эконо­мическая система была к этому не приспособлена.

Сейчас Россия переходит к такой системе эко­номики, когда научно-технический прогресс дол­жен стать главным условием хозяйственной эф­фективности и конкурентоспособности. И если мы хотим преодолеть негативные тенденции в сфере внедрения результатов науки, то уже сей­час, не откладывая, надо реформировать и орга­низацию самой науки, а не только экономики. Необходимо смелее избавляться от неэффектив­ных направлений, лабораторий. Государство уже не может, как говорится, просто финансировать вывески. Конечно, нельзя допустить, чтобы кто-то ненароком выплеснул вместе с водой и ребенка. Обязательно нужно учитывать особенности на-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 67 № 3 1997

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН 219

копления фундаментальных знаний, которые ино­гда могут быть востребованы и через десятки лет.

Поэтому необходима единая и согласованная научно-техническая политика. Ее основные пара­метры уже сформулированы в ряде указов Пре­зидента РФ, в доктрине развития российской на­уки, уточнены на заседаниях правительственной комиссии по научно-технической политике.

Важно, чтобы фундаментальные исследова­ния были названы безусловно приоритетными. Нужно преодолеть все еще имеющуюся разоб­щенность академической, вузовской, отраслевой науки, научных учреждений промышленности и особенно оборонного комплекса. Без увязки ин­тересов, без выработки единой и согласованной позиции по ключевым вопросам вряд ли удастся сохранить высокий мировой авторитет россий­ской науки.

Сейчас у нас есть федеральные законы о науке и государственной научно-технической политике, определены основные положения и принципы де­ятельности в этой сфере. Дело за формированием нормативно-правовой базы науки в условиях но­вых экономических отношений. И здесь академия должна повести за собой все научное сообщество страны. Пора переходить от спасения науки экс­тренными мерами, посредством указов и поста­новлений, к реализации целенаправленной про­граммы государственной поддержки.

Не могут не волновать правительство соци­альные и бытовые проблемы ученых, их уровень жизни. Ситуация сложилась неутешительная и требует активных действий. Иначе негативные процессы могут стать необратимыми.

Всех нас беспокоят и такие проблемы, как ста­рение кадров, снижение престижа научной дея­тельности. Необходимы решительные шаги для привлечения талантливой молодежи в науку. Очень надеюсь здесь на предложения экономиче­ского сообщества. Со своей стороны будем де­лать все, чтобы наполнить реальным, прежде все­го финансовым, содержанием одобренную прави­тельством программу по поддержке ведущих научных школ, выдающихся ученых, молодых ис­следователей.

Конечно, вызывает тревогу состояние матери­альной и приборной базы науки, о чем говорил Юрий Сергеевич Осипов. Многие институты не имеют возможности не только ее обновлять и приумножать, но даже содержать. Я дал поруче­ние проработать вопрос о привлечении кредитов, в том числе и западных стран, для закупок необ­ходимого оборудования и приборов. Думаю, в этой аудитории все хорошо понимают значи­мость данной проблемы. Сегодня мы должны ра­ботать, используя современные технологии.

Первые шаги в этом направлении уже сдела­ны. В октябре 1996 г. принято правительственное

решение о привлечении инвестиционного креди­та банков Германии в размере 70 млн. немецких марок именно на закупку приборов и оборудова­ния для Российской академии наук. Хочу также подчеркнуть, что правительство готово поддер­жать академию в привлечении займов, грантов международных финансовых организаций под конкретные проекты и программы, прошедшие соответствующую экспертизу.

Самый болезненный вопрос - это отношения между Академией наук и федеральным бюдже­том. Хроническое недофинансирование больше всего обостряет ситуацию, не позволяет обеспе­чить нормальные условия жизни и труда. Это именно те причины, которые подтолкнули Вла­димира Николаевича Страхова к такой крайней мере, как голодовка.

Должен сказать, что Российскую академию наук вместе с ее региональными отделениями мы смогли профинансировать за 10 месяцев 1996 г. примерно на уровне сферы образования и нацио­нальной обороны, на 10% больше, чем сельское хозяйство и здравоохранение, и почти двое боль­ше, чем промышленность, энергетику и строи­тельство.

Но промышленность имеет и другие, собст­венные возможности поддерживать себя, в том числе и в области финансирования, чего лишены бюджетные организации. Поэтому обеспечение их материальными средствами должно осуществ­лять прежде всего государство.

Если план бюджетного финансирования за 9 месяцев 1996 г. был выполнен на 78%, то уже в октябре ситуация стала меняться к лучшему. По сути дела, правительство полностью погасило ок­тябрьскую задолженность перед академией.

Несмотря на принятые меры, мы понимаем, что государство остается в большом долгу перед отечественной наукой, прежде всего фундамен­тальной, и обязано значительно повысить внима­ние к ее нынешнему положению.

В проект бюджета на 1997 г. мы вносим соот­ветствующие корректировки с тем, чтобы увели­чить ассигнования на науку, в том числе в полто­ра раза на целевое финансирование материально-технической базы РАН, а также строительство академических объектов.

Мы сделаем все для того, чтобы привести рас­ходы на науку в 1997 г. в соответствие с законом о науке. Закон должен выполняться. Это наш долг. В Уставе академии 1724 г., в разработке ко­торого принимал участие лично Петр I, есть та­кие строки: надо, чтобы доходы ученых были до­статочны, верны и неоспоримы, дабы ученые лю­ди могли не думать о содержания себя и своей семьи, а только о науке. Очень правильные и хо­рошие слова, и очень плохо, что современники, особенно те, от кого зависит нынешнее положе-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 67 № 3 1997

220

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН


ние ученых, не знают, что говорил основатель на­шей академии.

В условиях рыночной экономики главный путь использования бюджетных средств - это концентрация усилий на приоритетных направле­ниях науки и техники, важнейшими из которых являются фундаментальные исследования. Что касается прикладных исследований и разработок, финансируемых за счет федерального бюджета, то здесь необходим поэтапный перевод на прин­ципы возвратного финансирования.

Надеюсь, что результаты предпринимаемых Президентом РФ и правительством мер по повы­шению государственной поддержки науки, обра­зования и новой техники, проявятся уже в бли­жайшее время. Переломить кризис, добиться то­го, чтобы сфера науки перешла от выживания к развитию, - наша главнейшая задача, и Россий­ская академия наук должна всемерно содейство­вать ее решению.

Правительство согласилось с предложением Юрия Сергеевича Осипова рассмотреть на одном из ближайших заседаний вопрос о состоянии рос­сийской науки и неотложных мерах по ее государ­ственной поддержке.

У нашей страны выдающаяся научная исто­рия, но столь же замечательное будущее. Не са­мая благоприятная полоса заканчивается, крити­ческие точки пройдены. Говорю об этом с такой убежденностью потому, что нахожусь сегодня среди тех, кто являет собой честь, славу и гор­дость научной мысли, для кого истина и Родина -понятия неразрывные, неразделимые. Понимаю всю меру своей ответственности за состояние отечественной науки, за реализацию государст­венной политики в этой сфере.

Не сомневаюсь, что Российская академия вне­сет достойный вклад в святое дело развития на­уки. Вы всегда верно и талантливо служили своей Отчизне, и убежден, будете служить ей и впредь.

АКАДЕМИК О.М. НЕФЕДОВ

Мы хорошо знаем те проблемы, с которыми постоянно приходится сталкиваться сотрудникам институтов и лабораторий экспериментального профиля. В последнее время к этим проблемам добавились новые. В частности, совершенно не­померные эксплуатационные расходы, в резуль­тате чего только в Москве 23 академических ин­ститута стоят без отопления. В аналогичной ситу­ации находятся и институты других городов.

Но, наверное, нельзя говорить обо всех про­блемах. Поэтому в соответствии с пожеланиями Юрия Сергеевича и поручением Президиума я ос­тановлюсь на проблемах, связанных с сохранени­ем и рациональным использованием нашего иму­щественного комплекса.

Как вы знаете, в результате активной позиции Президиума, наших региональных отделений и многих институтов в целом удалось сохранить наш имущественный комплекс как в научной сфере, так и в сфере научного обслуживания и со­циальной сфере. Стоимость находящейся на ба­лансе наших организаций недвижимости состав­ляла на 1 января 1995 г. примерно 10 трлн. руб.

За период с 1993 по 1996 г. ряд имущественных объектов общей стоимостью в 474 млрд. руб. был передан из РАН другим организациям, прежде всего муниципальным. Это объекты социальной сферы и коммунального хозяйства. Многие из них уже в тяжесть Академии наук, и мы не в со­стоянии их финансировать и поддерживать, по­скольку они в основном обслуживают муници­пальные районы, примыкающие к институтам, или жилые массивы наших научных центров.

В то же время многие аспекты имущественной проблемы требуют решения на законодательном уровне. О них уже говорилось сегодня и на наших прежних встречах. Последняя такая встреча с ди­ректорами академических институтов Москов­ского региона была осенью 1996 г., а с директора­ми всех институтов Академии наук мы встреча­лись 30 марта 1995 г. после завершения Общего собрания РАН. Прежде всего нужна ясность с иму­щественным статусом Академии наук в целом.

Указ Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. и недавно принятый Закон "О на­уке и государственной научно-технической поли­тике" подтвердили статус Российской академии наук как самоуправляемой организации, действу­ющей на основании собственного Устава и зако­нодательства Российской Федерации. Очень важ­но, что согласно статье 6 закона о науке Россий­ская академия наук получила права управления своей деятельностью и имуществом. Но оказыва­ется, гораздо сложнее реализовать эти права, чем их получить.

Чтобы реализовать право управления закреп­ленным за академией и ее организациями феде­ральным имуществом, была по согласованию с Госкомимуществом подготовлена схема создания при Президиуме РАН комитета по управлению имуществом на правах территориального агент­ства Госкомимущества. Такая схема давала нам право номинации председателя этого комитета и возможность руководства деятельностью этого комитета по согласованию с руководством Госком­имущества. Казалось, это разумная схема, кото­рая согласуется с принятым законом о науке, с федеральным статусом нашего имущества и в то же время сохраняет единство академического имущественного комплекса, не передавая управ­ление отдельными частями этого комплекса тер­риториальным органам Госкомимущества. Но, к сожалению, пока Госкомимущество не согласи-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 67 № 3 1997

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН

221


лось с этой концепцией. Сейчас мы пытаемся преодолеть эту проблему путем издания указа Президента РФ, который подтвердил бы наше право управлять закрепленным за нами феде­ральным имуществом. Напомню, что действую­щий порядок управления федеральным имущест­вом дает Госкомимуществу право утверждения директоров институтов, прямого закрепления за ними федерального имущества и т.п., что, естест­венно, не согласуется с принципами самоуправле­ния Академии наук.

Надеюсь, что все-таки совместными усилиями мы преодолеем эти препятствия.

Исключительно важный вопрос, который так­же требует законодательного решения, - это ра­зумное коммерческое использование того иму­щественного комплекса, который находится на балансе Академии наук и ее научных учрежде­ний. Кроме того, за Академией наук и ее органи­зациями, как вы знаете, в бессрочное безвозмезд­ное пользование закреплены значительные зе­мельные участки, и частичное коммерческое использование этих земельных участков также может представить важный дополнительный фи­нансовый источник поддержания деятельности Академии наук.

Ситуация усугубляется тем, что в этом году академия не получила ни рубля бюджетных средств на какие-либо другие виды расходов, кро­ме заработной платы. Таким образом, кроме вза­имозачетов, а это очень сложный и небыстрый путь, частичное коммерческое использование то­го, что находится на наших балансах, дает нам важный внебюджетный источник финансирова­ния. Но и здесь ситуация непростая. С одной сто­роны, есть поручение правительства, подписан­ное B.C. Черномырдиным еще 15 мая 1996 г., адресованное Министерству финансов и Государ­ственной налоговой службе, которое разрешает сдачу в аренду помещений, закрепленных за ака­демией и ее учреждениями, с оставлением этих средств за научными учреждениями для выполне­ния уставной деятельности, содержания зданий, развития социальной сферы. И в то же время есть несогласие Министерства финансов выполнить поручение председателя правительства со ссыл­кой на то, что он превышает этим поручением свои полномочия.

В подготавливаемом проекте указа Президен­та РФ предусмотрено решение и этой важной проблемы. При этом надо напомнить членам Об­щего собрания, что президент и Президиум ака­демии пытались включить соответствующую за­пись в указ, подписанный Б.Н. Ельциным 15 ап­реля 1996., о котором я уже упоминал. Однако эта запись была без согласования с нами изъята из текста проекта указа, и таким образом

мы опять вынуждены искать пути решения этого вопроса.

Для московских организаций РАН этот вопрос очень важен еще и потому, что степень и объем поддержки московских институтов РАН со сторо­ны правительства Москвы в последнее время рез­ко сократились. На сегодня из обещанных прави­тельством Москвы 27.8 млрд. руб. академия полу­чила лишь десятую часть. Фактически не действуют и многие обещанные нам городом льготы. Все это создает невыносимые условия для работы. В тех институтах, где температура 5-7 градусов, ситуация может стать катастрофи­ческой, если в ближайшее время ударят морозы. И хотя многое, как мы знаем, у нас делается по принципу "хотели - как лучше, а получилось -как всегда", в данном случае следует делать как надо, а не как всегда.

АКАДЕМИК Н.П. ЛЯКИШЕВ

Я часто удивляюсь, насколько добр и доверчив российский человек. Сегодня премьер-министр в очередной раз пообещал нам оказать помощь. Но мы такие обещания неоднократно слышали, а де­ла в РАН продолжают ухудшаться. Беда в том, что невозможно спросить за выполнение обеща­ний.

Считаю главной проблемой, которую надо ре­шать немедленно и любыми способами, - это ка­дры для науки. Средний возраст квалифициро­ванного научного работника в институтах акаде­мии - около 50 лет. Если мы не решим проблему омоложения кадров, то подорвем основу, на кото­рой стоит наука. Становление научных школ тре­бует десятилетий.

Другой вопрос - обеспечение исследований приборами и материалами, о чем особо было ска­зано и президентом РАН, и премьер-министром. Реализовать эту задачу на практике чрезвычайно трудно. В приборном оснащении мы уже отстали на несколько лет. Нужно серьезное валютное вливание, чтобы выправить положение.

Для проведения современного эксперимента необходимы материалы, стоимость которых не­прерывно возрастает. На приобретение материа­лов централизованного финансирования нет. Без эксперимента в сфере естественных наук нет на­уки. Нужно решить и эту проблему.

Еще одна важная тема - взаимосвязь фунда­ментальной и отраслевой науки. Нигде в мире не было такой богатой идеями и заделами отрасле­вой науки, которая осуществляла массу фунда­ментальных и прикладных исследований, внедря­ла в промышленность передовые научные дости­жения. В недавнем прошлом отраслевая наука играла решающую роль в научно-техническом прогрессе, но сейчас плохо вписывается в новую

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 67 № 3 1997

222 ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН

экономическую систему. При нынешнем состоя­нии промышленности наука не востребована. Разрушаются крупнейшие отраслевые научные центры. Академия наук обязана принять участие в решении их судьбы, отобрать "золотые зерна" научных достижений, сохранить и проследить за их развитием в будущем. Думаю, что академии вместе с Госкомитетом по науке и технологиям надо в ближайшее время серьезно обсудить эту тему и найти решения. Если дело пойдет как сей­час, то процесс развала отраслевой науки необра­тим.

Далее. Сегодня в некоторых выступлениях проходила, мысль о том, что академии вообще не следует выходить в промышленность с нашими фундаментальными разработками. Я с этим не согласен и постоянно пытаюсь ориентировать академию на конечные цели, конечный продукт -выход в промышленность вместе с отраслевой наукой. Великий П.Л. Капица этим не гнушался. Все знают, что разработанный им метод получе­ния кислорода и его внедрение в промышлен­ность в корне изменили металлургическую техно­логию. Так нобелевский лауреат, выдающийся представитель фундаментальной науки нашел прямую дорогу в производство. В рыночных ус­ловиях и мы - академия - будем вынуждены вы­ходить с нашими результатами в производство, это может существенно улучшить наше финансо­вое положение. Строго говоря, академия оста­лась в России единственным сильным научным сообществом, которое способно по-настоящему объединить всю науку и направить результаты ее деятельности на научно-технический прогресс.

И последний вопрос. За годы своего существо­вания академия сформировалась в очень громозд­кую структуру. Если не заняться ее совершенст­вованием, мы не выживем. Этот вопрос заслужи­вает особого внимания Президиума, который мы изберем.

АКАДЕМИК Д.Г. КНОРРЕ

Я хотел бы коснуться трех проблем. Прежде всего скажу о приоритетах. Мы с академиком Спириным уже не раз поднимали этот вопрос: не выделив определенные приоритеты в виде акаде­мических программ, наука понесет чрезвычайно серьезные потери. Могу привести конкретный пример. Недавно вместе с директором Института биоорганической химии в Новосибирске я был на симпозиуме в Сан-Диего. Симпозиум был посвя­щен исследовательскому направлению, по кото­рому Россия лидировала в течение 15 лет, - это прицельное воздействие на генетические струк­туры.

Так вот, бблыпую часть участников составля­ли представители американских и французских

фирм; российских ученых было всего трое - из Новосибирска, и они были самыми старшими по возрасту. В России старики сейчас - самый рабо­тающий слой. Из-за отсутствия серьезной под­держки практически ликвидирован средний слой научных работников - на 80-90%. Поэтому адрес­ная поддержка некоторых направлений абсолют­но необходима.

Второе замечание имеет отношение к матери­альному обеспечению научного процесса. Счи­таю, что Президиум должен занимать в этом от­ношении более жесткую, принципиальную пози­цию. В нынешнем году не было выделено ни одного рубля на приборы, на все прочие надобно­сти. Вероятно, это была вынужденная мера пра­вительства, я не берусь судить. Но больше допус­кать этого по отношению к ученым нельзя! Уче­ные не могут не работать, иначе они уезжают. Президиум должен был хотя бы выразить свою позицию по этому вопросу. Надеюсь, если в буду­щем такое повторится, Президиум выскажется. Теми деньгами, которые выделяет правительст­во, ученые должны распоряжаться сами, и только зарплатой здесь не обойтись.

Что касается молодежи, арендного жилья для нее, то об этом уже говорилось полтора года назад. Есть хороший опыт Сибирского отделения, его надо перенимать, потому что без среднего слоя, без молодежи, когда начнется (я верю!) восста­новление нашей промышленности, некому будет возрождать фундаментальную науку.

АКАДЕМИК Е.М. ДИАНОВ

Я хочу поделиться опытом поиска новых форм организации науки в академических институтах, которые позволяли бы в нынешнем тяжелом по­ложении проводить исследования (на высоком уровне.

Юрий Сергеевич Осипов уже упоминал о цен­трах с правами юридического лица при крупных институтах. В 1993 г. по инициативе Александра Михайловича Прохорова в Институте общей фи­зики РАН был создан Научный центр волокон­ной оптики. Основная идея заключалась в том, чтобы удачно сочетать несомненные преимуще­ства финансовой независимости небольших кол­лективов и полный научный контакт с "материн­ским" институтом.

Как директор этого центра я могу подтвер­дить, что такая форма работы позволяет очень гибко оперировать финансами, облегчает связи с зарубежными фирмами. Даже несмотря на по­вальный отток (в центре 100 человек, около 20 научных сотрудников уехали за границу на долгие сроки), пришедшая молодежь сумела быс­тро вырасти. Нам удалось провести ряд фунда­ментальных исследований и получить очень важ-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 67 № 3 1997

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РАН

223


ные результаты в области волоконной оптики и волоконно-оптической связи и заинтересовать такие крупные фирмы, как "Corning Glass" (США), "Samsung Electronics" (Корея), "BMR" (Канада) и др. Они с удовольствием с нами взаи­модействуют. Надо сказать, что Президиум РАН поддержал эту новую форму, которая действи­тельно очень перспективна.

И еще об одном начинании. Институт общей физики, Физический институт, Институт спект-
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconВыступления участников сессии
На сессии Общего собрания в декабре 1985 г академик В. Л. Гинзбург внес предложение о том, чтобы Президиум Академии наук СССР периодически...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации icon60 выступления участников собрания
Посмотрите, например, какой колоссальный интеллек­туальный потенциал был сохранен Гурием Ивановичем, когда он ликви­дировал унизительный...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconОт выживания к развитию дневник общего собрания российской академии наук
Общее со­брание ран, участникам которого предстояло выбрать президента, вице-президентов и Прези­диум ран. Впервые за много лет сессия...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconА. Н. Арсланова Председатель общего собрания
Правила внутреннего трудового распорядка способствуют укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени,...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconУтверждено Решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу
Настоящее Положение разработано в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconСтенограмм а
Председатель комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного Собрания Забайкальского края

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconРешением внеочередного общего собрания
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №3 по Ярославской области) (далее – зао «Залесье») в...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconВыступления, одновременно удерживая на клавиатуре кнопку Ctrl
Сборник еженедельно пополняется. Выступления, присланные с 11 по 17 ноября, будут включены в сборник 20 ноября

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconВыступления, одновременно удерживая на клавиатуре кнопку Ctrl
Сборник еженедельно пополняется. Выступления, присланные с 18 по 24 ноября, будут включены в сборник 27 ноября

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconРоссийской федерации постановление
Российской Федерации конкурс на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconПостановление Правительства РФ от 27. 03. 2018 n 331
Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconПостановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331
Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconПостановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331
Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconПостановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331
Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconГ. Саратов о ходе подготовки к выборам депутатов Государственной...
Территориальным избирательным комиссиям с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы...

Выступления участников общего собрания председатель правительства российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 07. 02. 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
«Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...


Инструкция



При копировании материала укажите ссылку © 2000-2020
контакты
instryktsiya.ru
..На главную