Инфокоммуникационные технологии Информатика

страница1/6
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Документы
  1   2   3   4   5   6
Инфокоммуникационные технологии
Информатика - дисциплина, изучающая свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Ядро информатики – информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности. Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или прикладной информатикой.

Центральное место в информационной технологии занимает компьютер (от английского слова compute – вычислять) – техническое устройство для обработки информации. С помощью компьютера создаются и обрабатываются все виды информации: текстовая, графическая, звуковая, видео.

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному.

Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

В последние десятилетия идет переход от «индустриального общества» к «обществу информационному».

Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Труд становится более творческим, увеличивается доля умственного труда, возрастает значимость его индивидуальных особенностей и соответственно уменьшается доля труда физического, изматывающего мускульные силы человека. Новая технология требует не стандартных исполнителей, не роботов, а индивидуалов, творческих личностей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, ЭВМ и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.

Тема 1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. (С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации.

Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы)).

История создания устройств для обработки числовой информации начинается также с древности – с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.

По мере развития общества, научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка и целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

Вторая информационная революция (середина XV века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности. Появился новый способ хранения информации. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного обучения.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, которые позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Этот этап важен для информатики тем, что появились средства информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной техники и появлением персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации (локальные и глобальные сети), радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Официально история Сообщества Интернет началась 1 января 1992 года.

С середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному обществу.

Индустриальное общество

Переход к индустриальному обществу связан со второй информационной революцией – изобретением электричества и радио.

В конце XIX века началось овладение электрической энергией, были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине ХХ века человечество овладело атомной энергией.

Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество.

Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы.

В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве – внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного.

Информационное общество. Информационная культура

Четвертая информационная революция привела к информационному обществу.

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Отличительные черты информационного общества:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;

  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет и электронных СМИ;

  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Критерии информационного общества:

  • наличие компьютеров,

  • уровень развития компьютерных сетей

  • доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

В информационном обществе деятельность людей зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Информатизация изменила характер труда – появились робототехнические системы, повсеместно внедряются элементы микропроцессорной техники.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. Продуктом производства становятся интеллект и знания. (Пример с массовой информатизацией)

Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией – информационную культуру.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Этапы развития технических средств

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой.
Таблица 1.1

Поколения компьютеров

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поколение (середина 40-х -конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью. Программирование ведется в кодах.

Второе поколение (конец 50-х - середина 60-х годов)

Полупроводниковые элементы

Улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

Третье поколение (середина 60-х -конец 70-х годов)

Интегральные схемы, многослойный печатный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Возможность доступа с удаленных терминалов.

Четвертое поколение (конец 70-х годов по настоящее время)

Микропроцессоры, большие интегральные схемы

Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров.

Перспективы развития

Мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение компьютерных сетей во все сферы и их объединение; распределенная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.


Информационные ресурсы общества

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Информационные ресурсы становятся товаром, стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы. Однако между ресурсами и информационными ресурсами существует одно важное отличие: Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает, а информационный накапливается.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

  • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

  • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация национальных ресурсов России

  1. Библиотечные. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек. Создаются локальные сети, электронные каталоги, базы данных с несколькими миллионами записей, выпущены CD-ROM диски с библиографической информацией обо всех книгах, публикация этих ресурсов через Интернет.

  2. Архивный фонд. Хранит около 460 млн документов и ежегодно пополняется на 1,6 млн. Есть электронные версии справочников по архивной информации.

  3. Государственная система научно-технической информации. К ней относятся научно-технические библиотеки, журналы, публикации, литература, научно-технические разработки, статьи т.д.

  4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики. Эта информация отражает экономические показатели, развитие негосударственного сектора, инвестиции, цены и тарифы, заработную плату, доходы и уровень жизни населения и др.

  5. Государственная система правовой информации. Содержит более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательств Российской Федерации. В этой системе находится Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, база данных судебной статистики, своды законов, кодексы.

  6. Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. Здесь находится информация о социально-экономической ситуации в России и её регионах, правовая информация, информация о чрезвычайных ситуациях на территории России.

  7. Информационные ресурсы отраслей материального производства. Эти ресурсы содержат информацию о положении дел на предприятиях, заводах, фабриках. В электронном виде эта информация представлена у 60% предприятий гражданских отраслей промышленности, у 70% предприятий оборонного комплекса, у 47% предприятий агропромышленного комплекса.

  8. Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах. Эта информация о недрах земли, геологических разработках, о запасах минерального сырья, гидрометеорологическая информация, экологическая и т.д. Объём этой информации измеряется тысячами гигабайтов.

  9. Информационные ресурсы социальной сферы. Связаны они с образованием, медициной, службами занятости и социального обеспечения, разного рода страхованием и т.д.
  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconI. Область применения
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconИнформатика и информационно-коммуникационные технологии

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 230700. 62 Прикладная информатика, утвержденным...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconРабочая программа дисциплины Информатика
Дисциплина «Информатика» имеет целью сформировать у студентов представление о современном состоянии науки информатики, о процессах...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconПрограмма дисциплины по дисциплине: « б » «Информатика и программирование»
Профиль подготовки (программа бакалавриата): Прикладная информатика в экономике

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconПрограмма курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель
Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconРабочая программа практики к ооп от 02. 07. 2014 №07-115/01-3в Практика...
Целью учебной практики является практическое закрепление знаний, полученных при изучении курсов «Языки программирования» и«Основы...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» для технического профиля профессионального образования разработана на основе Примерной...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconИзмерительный диагностический комплекс для проверки реле / А. П....
Иванов М. Т. Автодиспетчер для скоростного движения / М. Т. Иванов // Автоматика. Связь. Информатика. 2009. №10. C. 2-6

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconПрограмма вступительного испытания-собеседования для поступающих...
Данная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом нияу мифи для бакалавров по направлению подготовки 09. 03....

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconМетодика преподавания темы “информация. Информационные процессы” в младших классах. Исупова Е. Н
Какого слова образовалась слово “информатика”. Если дети затрудняются с ответом, то я спрашиваю у них: “А вы хотите это узнать?”...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconИнформационные технологии, компьютерные технологии на базе Microsoft Office
Осуществление технической поддержки подготовки отчетов по научной работе: написание отчетов в ненаучной части

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconУчебно-методический комплекс специальные технологии для специальности:...
О 26 Специальные технологии: учебно-методический комплекс / Л. К. Обухова. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 51 с

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconРабочая программа по технологии в 4 «Б» классе составлена на основе...
Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности...

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconО. В. Шатунова информационные технологии учебное пособие для студентов...
Шатунова, О. В. Информационные технологии: Учебное пособие / О. В. Шатунова. – Елабуга: Изд-во егпу, 2007. – 77 с

Инфокоммуникационные технологии Информатика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине информатика и математика


Инструкция



При копировании материала укажите ссылку © 2000-2020
контакты
instryktsiya.ru
..На главную