Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо "Попурри", 1999. 624 с


страница1/11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Когда я в прошлом году докладывал на клубе результаты исследований Ю.Петухова о древней истории русов, меня упрекали, что это нам все не нужно, нужно заниматься своими делами в своей современности. И все же обычаи, мировоззрение и общественное устройство наших предков мне представляются не только интересными, но и очень даже насущными с позиций именно наших сегодняшних задач по созданию Родовых поместий, Родовых поселений и обустройству нашей Родины – России. Они были удивительные люди – наши предки, они умели жить в согласии с природой и между собой (чем мы еще не можем похвастаться), но и они допустили в свое время ошибки, которые привели к искажению путей развития цивилизации. И нам, конечно, важно приобщиться к их мудрости и не повторить совершенных ошибок.

Поэтому я выкладываю на сайт небольшой фильм (а скорее – презентацию) «Проснись, душа», в которой приводятся интересные сведения о наших предках. Но куда более богатый материал я обнаружил в книге известного психолога Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Я даю на сайте конспект некоторых глав этой книги, и очень надеюсь, что у вас хватит – нет, не терпения дочитать, а решимости начать читать. Потому что, начав, остановиться уже невозможно, а самое интересное ждет обязательно в конце.

Эрих Фромм, исследуя истоки человеческой агрессивности, как честный ученый, на основе трудов многих исследователей приходит к выводам, что изначально человеку агрессивность не свойственна, а является следствием культурного влияния. Данные палеонтологии и антропологии просто завораживают: насколько примитивные, как принято считать, народы обладают высочайшей духовной культурой и мудрой социальной организацией. Та история ведруссов, о которой рассказывала Анастасия, и о которой умалчивают наши учебники истории, оказывается известна ученым и подтверждается наумными данными. Не были наши предки жестокими, и не искали пищу целыми днями, а даже наоборот, имели достаточно времени для общения душевного развития.

Кто-то в этом описании найдет методику разрешения конфликтов, кто-то – понимание изначального устройства семьи, кто-то – принципы взаимоотношения с миром живой природы. Там есть все. А я буду сопровождать вас на пути знакомства с жизнью наших предков и, разумеется, не откажу себе в удовольствии комментариев.
Эрих Фромм

Анатомия человеческой деструктивности


Конспект
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО "Попурри", 1999.— 624 с.

Оригинал находится http://marsexx.narod.ru/fromm-anatomy-destr.html#467

Мозг как основа агрессивного поведения


Когда читаешь литературу по проблеме агрессивности людей и животных, то вывод кажется однозначным и неизбежным: агрессивное поведение животных является реакцией на любую угрозу жизни или, другими словами, на угрозу витальным интересам живого существа как индивида и как члена своего вида. Это общее определение годится для самых различных ситуаций. Самая явная ситуация — это прямая угроза жизни индивида или угроза его жизненно важным потребностям (в пище и в сексе); комплексная форма такой угрозы — "Crowding" (скученность), сужение пространства, ограничение свободы передвижения или сужение социальной структуры (ближайшего окружения, группы).

В.М.: Изучая людей, наука всегда начинает с животных. И это правильно, животная часть в человеке присутствует, и она так же Божественна, как и все остальное. А остальное что? Это нам будет важно, потому что сейчас мы будем наблюдать, как это все возникает в человеке и обществе. В человеке есть культурная составляющая – воспитанное, внушенное или вбитое. Есть личное, не похожее на других, свое. И есть дух, искра Божия, способность творить и любить. Что из них главное, что появилось раньше, как они взаимодействуют?

Например, стремление создателей Родовых поместий уходить из городов и жить в единстве с природой – это проявление какой составляющей? Животной? Да. Животные инстинктивно избегают скученности, это будет показано ниже. Но может и духовной, Божественной (в узком смысле слова)? Конечно, ведь не Бог сотворил города, Он предназначил человеку совсем другую среду обитания. Но может это культурное влияние? И это правда, вся народная культура пронизана любовным отношением к природе, а в детском саду нам прививали народную культуру и спасибо им за это. В каждом конкретном создателе Родовых поместий преобладает одна из причин, поэтому у всех подход разный, и при поиске взаимопонимания это надо учитывать.

Собственно говоря, для всех ситуаций, провоцирующих, возбуждающих агрессивное поведение, характерна одна общая черта: они представляют угрозу витальным интересам. Поэтому мобилизация агрессии в соответствующих зонах мозга происходит во имя жизни, как реакция на угрозу жизни индивида и вида; это означает, что филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная, защитная реакция…

Но ведь агрессия — это отнюдь не единственная реакция на угрозу. Животное на угрозу своему существованию реагирует либо яростью и нападением, либо проявлением страха и бегством. Причем в действительности, кажется, бегство является более распространенной формой реагирования (не считая тех случаев, когда возможность бегства исключена и животное вступает в бой ради выживания)…

Вот как подводят итоги нынешнего состояния исследований Марк и Эрвин:

Инстинкт "бегства"


Данные о борьбе и бегстве как защитных реакциях проливают неожиданный свет на инстинктивистские теории агрессии. Получается, что рефлекс бегства (в плане нейрофизиологии и поведения) играет ту же самую, если не более важную, роль в поведении животных, что и рефлекс борьбы. На уровне физиологии мозга оба импульса имеют совершенно одинаковую степень интеграции, и нет никаких оснований предполагать, что агрессивность является более "естественной" реакцией, чем бегство. Почему же исследователи инстинктов и влечений твердят об интенсивности врожденных рефлексов агрессивности и ни словом не упоминают о врожденном рефлексе бегства?

Если рассуждения этих "теоретиков" о рефлексе борьбы перенести на рефлекс бегства, то едва ли не придется констатировать следующее: "Человека ведет по жизни врожденный рефлекс бегства; он может попытаться взять его под контроль, но это даст лишь незначительный эффект, даже если он найдет способы для приглушения этой «жажды бегства»".

Воистину странное и неожиданное впечатление производит подобная концепция, ядром которой является "неконтролируемая жажда (инстинкт) бегства", особенно в свете расхожих представлений об угрозе для социума врожденной человеческой агрессивности (а такие представления на протяжении веков внушали пастве десятки мыслителей и ученых — от раннехристианских проповедников до экспериментатора Конрада Лоренца). И все же с точки зрения физиологии мозга она имеет такие же точно основания, как и концепция "неконтролируемой агрессивности". Более того, с биологических позиций бегство даже надежнее служит самосохранению, чем драка.

Кого не удивишь этим выводом — так это политических и военных лидеров. Они-то давно знают, что по природе своей человек не склонен к героизму; они на опыте убедились, как много усилий требуется, чтобы заставить его идти в бой и удержать от бегства. Если бы историку пришел в голову такой вопрос: "Какой из инстинктов проявил себя больше в человеческой истории — инстинкт бегства или инстинкт борьбы?", вероятно, ответ был бы однозначный: история определялась не столько агрессивными инстинктами, сколько попыткой подавить в человеке инстинкт бегства. Если вдуматься, то скоро поймешь, что именно этой цели служит большинство социальных институтов и весь идеологический арсенал. Только под страхом смерти удавалось внушить солдатам чувство уважения к мудрости вождя и веру в понятие "чести". Их обманывали и подкупали, спаивали и обольщали, терроризировали, угрожая приклеить ярлык труса или предателя.

В.М.: Как это не похоже на официальную историю, пропагандируемую в фильмах и учебниках. Но насколько это соответствует той истории, которую рассказала Анастасия. Я восхищаюсь такими учеными, которые сквозь завесу лжи могут разглядеть свет правды. И как много таких ученых еще будет процитировано в этой книге! Заметьте, Фромм взял в кавычки слово «честь», а потом он возьмет в кавычки и слово «цивилизация».

Впрочем, если говорить о подлинном героизме, то он все же присутствует в жизни человека и общества, присутствует как проявление Божественного начала в человеке. Такой героизм, безусловно, бескорыстен, он не нуждается для стимулирования в оплате или славе, для такого героизма достаточно сознания выполненного долга.

Исторический анализ данной проблемы мог бы показать, что подавление рефлекса бегства и видимость доминирующего положения рефлексов борьбы — все это в основном связано не с биологическими, а с культурными факторами.

Поведение хищников и агрессивность


Существует еще одна разновидность агрессивности, которая породила много путаницы, — это агрессивность животных-хищников. В зоологии они четко определены; к ним относятся семейства кошек, гиен, волков и медведей[74]. Существует довольно много экспериментальных доказательств того, что нейрологическая основа агрессивности хищников отличается от защитной агрессивности[75].

Лоренц с этологической точки зрения занимает такую же позицию:

Внутренние физиологические мотивы у охотника и бойца совершенно различны. Буйвол, которого свалил лев, настолько же мало вызывает его агрессивность, как во мне может вызвать гнев индюк, которого я только что видел подвешенным в кладовой. Даже движения и мимика очень четко демонстрируют это различие. Собака в погоне за зайцем, полная охотничьего азарта, делает такое же напряженно-радостное выражение "лица", как и в момент приветствия хозяина или в преддверии другого радостного события. Так и на "лице" льва (на хороших фотографиях это отчетливо просматривается) в драматический миг перед прыжком мы видим выражение, которое совершенно не похоже на злость. А ворчит он, прижимает уши и делает другие движения, символизирующие боевое поведение, тогда, когда очень напуган или столкнулся с невероятно сильной жертвой.

…Поведение хищника не следует путать с воинственным поведением: он не проявляет гнева, но точно и четко направлен на свою добычу, и его напряженность проходит, только когда цель — пища — достигнута. Инстинкт хищника нисколько не похож на оборонительный рефлекс, который существует практически у всех животных, инстинкт хищника относится только к добыванию пищи и присущ определенным видам животных, которые имеют соответствующее строение. Мы не станем, разумеется, отрицать, что поведение хищников агрессивно[76], но нельзя не видеть, что эта агрессивность отличается от яростной и злобной агрессивности, которая вызывается наличием угрозы. Ее можно было бы назвать "инструментальной", ибо она служит достижению желаемой цели. У других животных — не хищников — такой вид агрессивности не встречается.

Разграничение оборонительной агрессивности и агрессивности хищников имеет значение для изучения проблемы человеческой агрессивности. Ведь человек в своем филогенезе не был хищником, и потому в своей агрессивности (в смысле нейрофизиологических процессов) он отличается от хищников. Не следует забывать, что человеческие челюсти ("прикус") "плохо приспособлены к мясоедству, ибо человек до сих пор сохранил форму зубов своих вегетарианских предков. Кстати, интересно, что и система пищеварения у человека имеет все физиологические признаки вегетарианства, а не мясоедства". Как известно, даже у первобытных охотников и земледельцев пища на 75% была вегетарианской и лишь на 25% — мясной[77].

Как утверждает И. Де Вор, "пища первобытных людей в основном состояла из растений. То же самое относится и к современным человеческим сообществам с примитивными формами хозяйства (за исключением эскимосов)... Бушмены, например, на 80% питались орехами, которые сами добывали и обрабатывали…

Итак, вывод, к которому мы пришли, в основном подтверждает точку зрения крупнейших исследователей проблемы агрессивности — Дж. П. Скотта и Леонарда Берковича, хотя у них есть и некоторые различия. Скотт, в частности, пишет: "Человек, счастливым образом оказавшийся в таком социальном окружении, которое не провоцирует на борьбу, не получает никаких физиологических или нервных перегрузок, ибо он никогда ни с кем не сражается. Борьба — это ведь совершенно особая ситуация, ее не сравнишь с физиологией питания, где внутренние процессы метаболизма ведут к определенным физиологическим изменениям, которые затем вызывают голод и вновь стимулируют потребность в еде без всяких внешних к тому стимулов". А Беркович говорит о "Schaltpian", или "готовности", предрасположенности к агрессивной реакции на известные раздражители, а не об "агрессивной энергии", передающейся с генами по наследству.

Данные нейрофизиологии, таким образом, помогли нам очертить некий круг понятий, связанных с таким видом агрессивности, который способствует биологической приспособляемости организма, сохранению рода, — я ее назвал оборонительной агрессивностью. Мы привлекли эти данные, чтобы показать, что у человека потенциально существуют предпосылки агрессивности, которые мобилизуются перед лицом витальной угрозы. Но никакие нейрофизиологические данные не имеют отношения к той форме агрессивности, которая характерна только для человека и отсутствует у других млекопитающих: это склонность к убийству самоцели, желание мучить без всякой на то "причины" не ради сохранения своей жизни, а ради доставления себе удовольствия[79].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconЯлом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько
Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconНисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии...
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова,...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconДжессап Д. Д 40 Пес, который говорил с богами / Пер с англ. И. Залогиной
Джессап Д. Д 40 Пес, который говорил с богами / Пер с англ. И. Залогиной. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 544 с. Isbn 5-699-09913-1

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconНэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ
Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме",...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconНовые поступления в библиотеку 1
Опыт ведущих мировых экспертов: Пер с англ. / ред.: Г. Н. Грегориу, Н. А. Головко; пер. А. Г. Петкевич. Минск : Гревцов Паблишер,...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconБиблиографический указатель книг, авторефератов и cd rom, поступивших...
Эндрю Уайт, Эрик Джива Камаль; пер с англ. А. И. Земскова, науч ред пер. Я. Л. Шрайберг. М.: Омега-л, 2006. 392, [1] с.: ил., табл...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconEconomics [Text] : an Analytical Introduction / A. Witztum. Oxford...
Параллельные издания: Доугерти К. Введение в эконометрику : Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений:...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconДмитрия Зимина "Династия"
Дбз Бог как иллюзия / Ричард Докинз; пер с англ. Н. Смелковой. М.: Издательство КоЛибри, 2о 560 с. Isbn 978-5-389-00334-7

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconФинансовые стратегии фирмы
Настольная книга финансового директора = The New cfo financial Leadership Manual: пер с англ./ С. Брег. 6-е изд М.: Альпина Паблишер,...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconРекомендации родителям и учителям москва 2009 российская государственна...
Незрячий ребенок в классе [Текст] : рекомендации родителям и учителям : реф пер с англ. / Рос гос б-ка для слепых; [сост пер. Г....

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconБюллетень новых поступлений литературы октябрь 2015 г
Теория следящих систем = Theory of Servomechanisms : пер с англ. / ред.: Х джеймс, Н. Никольс, Р. Филлипс. М. Изд-во иностр лит.,...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с icon«Финансист : роман / Теодор Драйзер; пер с англ. М. Волосова.»: Аст,...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconВопросы возникали и медленно таяли в его сознании, не вызывая никакого...
«Кот, который любил Брамса: романы / Лилиан Джексон Браун; пер с англ.»: Амфора; спб; 2006

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconТогук «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина»
Текст]: календарь знаменат и памят дат по Тамб обл. / Тогук «Тамб обл универс науч б-ка им. А. С. Пушкина», тогу «Гос арх. Тамб обл.»,...

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconГабриэль М. Трансплантация почки: практическое руководство / Г. М....
Атопический дерматит: учебное пособие для послевузовского и дополнительного образования врачей / В. И. Альбанова, А. Н. Пампура....

Конспект Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Пер с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова; Худ обл. М. В. Драко. Мн.: Ооо \"Попурри\", 1999. 624 с iconКонспект книги дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (How we...
Приложение. Ю рассказов. Здравый смысл науки (Систематические замечания о теории Дьюи)


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную