Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей»


страница1/8
  1   2   3   4   5   6   7   8


ГАОУ КО СПО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии»

тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно - сосудистой системы у детей»






Составила: преподаватель

Кадымова Е.Н.


Калуга

2014

Рецензент: Меринова Л.В., зам. директора КБМК по ОПО.


Кадымова Е.Н. Сестринский процесс при заболевании сердечно-сосудистой системы у детей. Учебно-методическое пособие. – Калуга, ГАОУ КО СПО КБМК, 2014.


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности «Сестринское дело в педиатрии». Пособие содержит вопросы по подготовке по теме, практическую информацию в виде схем базисного ухода при заболевании сердечно – сосудистой системы, алгоритмы практических манипуляций, примеры решения ситуационных задач, задания для самоконтроля и терминологический глоссарий.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии ОПО.


© Кадымова Е.Н., 2014.

© Отделение ОПО ГАОУ КО СПО КБМК

Содержание





Введение

5

1.

Сестринский процесс при сердечно-сосудистых заболеваниях

6

1.1.

Цели самоподготовки

6

1.2.

Исходный уровень знаний

6

1.3.

Требования к знаниям и умениям

7

1.4.

Порядок подготовки к занятию

8

2.

Дополнительная информация

8

2.1.

Сестринское обследование

8

2.2.

Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента

12

3.

Схемы базисного ухода.

14

3.1.

План сестринского ухода при ВПС, кардитах, аритмии

14

3.2.

Сердечно-сосудистая недостаточность (неотложные состояния, помощь при них)

16

3.2.1.

Обморок

16

3.2.2.

Коллапс

20

3.2.3.

Сердечная недостаточность

24

4.

Алгоритм практических манипуляций

27

4.1.

Исследование дыхательных движений и их оценка

27

4.2.

Исследование частоты сердечно-сосудистых сокращений. Оценка

29

4.3.

Измерение артериального давления. Оценка

30

4.4.

Техника кормления ребенка

32

4.5.

Техника выпаивания лекарственных препаратов через рот

38

4.6.

Техника разведения антибиотиков

39

4.7.

Техника внутримышечной инъекции

42

4.8.

Техника внутривенной инъекции

43

4.9.

Алгоритм взятия биохимического анализа крови

45

4.10.

Взятие крови из вены на гемокультуру (стерильность) и чувствительность к антибиотикам

48

4.11.

Техника подачи увлажненного кислорода

49

4.12.

Проба с дозированной нагрузкой по Н.А. Шалкову.

52

4.13.

Нормы клинического анализа крови детей разных возрастов

53

4.14.

Техника взятия мазка из зева и носа на бактериологическое и вирусологическое исследование

53

4.15.

Помощь при гипертермии

59

5

Примеры решения задач с эталоном ответов

61

6

Рецептотека

70

7

Тестовые задания для самоконтроля (с ответами)

71

8

Глоссарий

76

9

Заключение

77




Список использованной литературы

78



Введение


Уважаемые курсанты!
Вы приступаете к изучению важного раздела педиатрии – заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей.

Наблюдение за детьми с данным заболеванием со стороны среднего медицинского персонала особенно важно для контроля эффективности лечения, предупреждения и раннего выявления возможных осложнений.

Цель методического пособия – помочь вам применить имеющиеся базовые знания по данной теме в практической деятельности.

Изучив материал пособия, вы овладеете сестринским процессом, сможете выполнить все манипуляции по обследованию и лечению ребенка, закрепите навыки оформления выписки рецептов на лекарственные препараты, грамотно применять и рассчитывать дозы, научитесь определять симптомы неотложных состояний, освоите мероприятия доврачебной помощи.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом специальности «Сестринское дело в педиатрии» и рекомендовано для самостоятельной подготовки к занятиям по темам «Сестринский уход при заболеваниях сердца у детей».

1. Сестринский процесс при сердечно-сосудистых заболеваниях
Семинарско-практическое занятие.


Тема занятия:

Сестринский процесс при ВПС, кардитах, аритмиях.

Форма организации учебного процесса:

семинарско-практическое занятие

Продолжительность:

270 минут

Место проведения:

Стационар Детской городской больницы


1.1. Цели самоподготовки:

  1. Уяснить этиологию, клинику, методы диагностики, принципы лечения и ухода при ВПС, кардитах, аритмиях у детей

  2. Уметь провести объективный осмотр ребенка и выявить симптомы поражения ССС.

  3. Уметь определять симптомы возможных осложнений и неотложных состояний.

  4. Научиться выявлять нарушенные потребности и проблемы ребенка, составлять план сестринского вмешательства при данной патологии.

  5. Знать алгоритм манипуляций, применяемых для диагностики, лечения и оказания неотложной помощи.

  6. Уметь выписать рецепты лекарственных препаратов.


1.2. Исходный уровень знаний.

При изучении этой темы вам пригодятся знания, полученные на дисциплинах:

  • Анатомия и физиология – строение и функции ССС; оценка лабораторных показателей

  • Микробиология – возбудители кардитов

  • Сестринский процесс – методика сестринского обследования пациента; этапы сестринского процесса

  • Манипуляционная техника – техника выполнения манипуляций

  • Педиатрия – заболевания органов ССС

  • Фармакология и латинский язык – правила оформления и выписки рецептов

  • Математика – расчет дозы лекарственных препаратов

  • Психология – общение с врачом, родителями, пациентом


1.3. При подготовке к занятию вы должны:

  • знать:

    1. Анатомо-физиологические особенности ССС

    2. ВПС – причины, классификация

    3. ВПС – клиника, диагностика, лечение, уход, диспансерное наблюдение

    4. Кардит – причины, классификация, клиника, диагностика, лечение, уход, диспансерное наблюдение

    5. Нарушение ритма – причины, классификация, клиника, диагностика, лечение, уход, диспансерное наблюдение

    6. Причины и клиника неотложных состояний (обморок, коллапс, острая сердечная недостаточность)

    7. Характеристика степеней хронической сердечной недостаточности, принципы оказания помощи

      • уметь:

        1. Собрать анамнез

        2. Провести объективное обследование ребенка (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение артериального давления), оценить его состояние, определить симптомы осложнений

        3. Выявить нарушенные потребности, поставить сестринские диагнозы, определить цели сестринского вмешательства

        4. Осуществить уход и наблюдение за больными с ВПС, кардитом, нарушением ритма

        5. Выявить одышку, тахикардию; провести подсчет частоты дыхания и пульса; определить соотношение частоты дыхания и пульса

        6. Выявить увеличение печени и селезенки (перкуторно и пальпаторно)

        7. Выявить наличие отеков

        8. Придать ребенку положение в постели

        9. Подать увлажненный кислород

        10. Провести термометрию

        11. Ввести лекарственные препараты через рот, внутримышечно или внутривенно

        12. Рассчитать и развести антибиотик

        13. Провести беседу с матерью об особенностях ухода и кормления ребенка

        14. Заполнить лист наблюдения за больным

        15. Провести анализ рентгенограмм сердца, описания УЗИ сердца, ЭКГ, клинического анализа крови и общего анализа мочи


1.4. Порядок подготовки к занятию

  1. Изучите теоретический материал по лекции и по учебнику

  2. Проанализируйте информацию методического пособия по теме

  3. Разберите схемы базисного ухода при ВПС с недостаточностью кровообращения, кардитах, нарушениях ритма

  4. Повторите и проверьте знания техники манипуляций

  5. Проверьте знание терминов, знание форм, изучив рецептотеку

  6. Проверьте и закрепите изученный материал при ответах на задания тестового контроля

  7. Выполните самостоятельную работу – составьте беседу по теме «Профилактика рождения детей с ВПС», «Техника проведения вагальных проб при пароксизмальной тахикардии»


2. Дополнительная информация

2.1. Сестринское обследование

  • Жалобы

    1. Слабость

    2. Вялость

    3. Плохая переносимость физической нагрузки

    4. Отказ от еды

    5. Тошнота, рвота

    6. Боли в животе

    7. Боли в области сердца

    8. Головная боль

    9. Головокружения, предобморочные и обморочные состояния

    10. Одышка

    11. Приступы учащенного сердцебиения

  • Семейный анамнез

Выяснить – есть ли родственники с заболеваниями сердца; были ли эпизоды внезапной смерти в семейном анамнезе; были ли у родственников обмороки, приступы учащенного сердцебиения

  • Анамнез жизни

    1. Выяснить – какая по счету беременность, роды

    2. Как протекала беременность (токсикоз, заболевание матери во время беременности, угроза прерывания, профессиональные вредности, вредные привычки)

    3. Течение родов (самостоятельные или кесаревым сечением; закричал ли ребенок сразу; на какие сутки приложен к груди)

    4. Прибавка массы тела на первом году жизни

    5. Психомоторное развитие ребенка

    6. Привит (по возрасту или индивидуальному графику)

    7. Когда выявлены изменения со стороны сердца

    8. Какие методы обследования использовались для установления диагноза

    9. Было ли проведено лечение недостаточности кровообращения или аритмии и какими средствами

    10. Дата последнего посещения кардиолога или кардиохирурга

  • Анамнез заболевания

    1. Когда ухудшилось состояние ребенка

    2. Какие предшествующие заболевания были за 2 – 3 недели

    3. Что предшествовало приступу учащенного сердцебиения или обмороку

  • Данные объективного исследования

    1. Осмотр ребенка

    2. Состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое)

    3. Самочувствие

    4. Положение (активное, пассивное, вынужденное)

    5. Телосложение

    6. Осанка

    7. Питание (повышенное, пониженное, нормостеничное)

    8. Кожные покровы

      • окраска – бледные, гиперемированные, цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, цианотичные, обычной окраски

      • влажность – обычная, повышена, сухие кожные покровы

      • температура – обычная, горячая на ощупь, холодные конечности

    1. Слизистые полости рта – обычной окраски, гиперемированные, чистые, налеты

    2. Лимфатические узлы – не увеличены, увеличены (указывается величина), консистенция, подвижность, чувствительность

    3. Дыхание через нос – не изменено, затруднено

    4. Тип дыхания – грудной, брюшной, смешанный

    5. Ритм дыхания

    6. Число дыханий в 1 минуту

    7. Соотношение пульса и частоты дыханий

    8. Наличие одышки – экспираторная, инспираторная, смешанная

    9. Пальпация – голосовое дрожание

    10. Сравнительная перкуссия легких – ясный легочный звук, притупление, с коробочным оттенком

    11. Аускультация легких –

      • определение характера дыхания – пуэрильное, везикулярное, ослабленное, жесткое

      • хрипы – сухие, влажные,крепитирующие, мелкопузырчатые, средне-пузырчатые, крупнопузырчатые

    1. Перкуссия сердца – границы не расширены, расширены вправо (на сколько сантиметров от окологрудинной линии), влево (от среднеключичной линии), вверх (от 2-3 межреберья слева)

    2. Пальпация сердца – верхушечный толчок (5 межреберье слева по среднеключичной линии)

    3. Аускультация сердца

      • частота сердечных сокращений

      • ритмично сердцебиение или нет

      • звучность тонов сердца (громкие, приглушены, глухие)

      • наличие шумов (систолические, диастолические, систолодиастолические), место максимального выслушивания шума (5 мержеберье слева, 2 мержеберье справа или слева, V точка), проводятся шумы (в подмышечную впадину, на спину)

    1. Артериальное давление

    2. Живот:

      • пальпация – мягкий, безболезненный, вздут, напряжение мышц живота

      • величина печени – не увеличена, +2,3,4,5 см. от правого края реберной дуги, консистенция (обычная, плотная), пальпация (болезненна, безболезненна)

      • селезенка – не увеличена, увеличена (на сколько)

    1. Наличие отеков – нет, голени пастозны, отечны

    2. Симптом Пастернацкого – положительный, отрицательный

    3. Дизурические явления – есть, отсутствуют

    4. Стул – нормальный, жидкий (с примесями, без), запор

    5. Данные диагностических методов исследования:

      • ЭКГ

      • Рентгенограмма сердца в 3-х проекциях

      • УЗИ сердца + щитовидной железы

      • ЭхоЭГ

      • ЭЭГ

      • СМАД

      • ХМ

    1. Лабораторные методы исследования

      • общий анализ крови

      • общий анализ мочи

      • биохимический анализ крови

      • иммунологический анализ крови


2.2. Выявление нарушенных потребностей и проблем пациента





Нарушены потребности

Проблемы пациента

1

Дышать

ВПС

кардит



одышка из-за недостаточности кровообращения

2

Поддерживать ЧСС на возрастном уровне

тахикардия из-за недостаточного кровообращения

ЧСС=150-180-200 в минуту
из-за приступов

3

Адекватно питаться

грудные дети устают из-за недостаточности кровообращения

снижение аппетита из-за интоксикации

может быть рвота боли в животе, жидкий стул

4

Выделять

снижение диуреза из-за недостаточного кровообращения

5

Двигаться

из-за плохого самочувствия связанного с недостаточностью кровообращения

6

Спать

нарушение сна

7

Личная гигиена

затруднения при самоуходе

8

Поддерживать постоянство температуры тела

повышение температуры

9

Поддержание безопасности (собственной и окружающих)

дефицит знаний ребенка и родителей о заболевании, осложнениях, способах лечения и профилактики;
дефицит общения со сверстниками

10

Адаптации

беспокойство, тревога по поводу заболевания, страх по поводу исхода болезни

11

Общаться

капризность, плохой контакт

12

Труд, учеба

быстрая утомляемость

13

Приоритетная проблема

одышка; тахикардия

14

Потенциальные проблемы

риск развития тяжелой недостаточности кровообращения; бактериологический эндокардит



3. Схемы базисного ухода.

3.1 План сестринского ухода при ВПС, кардите, сердечной недостаточности, пароксизмальной тахикардии

Цели:

  • краткосрочная:

  • не допустить развития тяжелой недостаточности кровообращения

  • уменьшить выраженность одышки

  • уменьшить выраженность тахикардии

  • ликвидировать отеки

  • долгосрочная:

  • поддерживать стабильное состояние

  • добиться оперативного лечения при ВПС и пароксизмальной тахикардии




План сестринского вмешательства

Мотивация

Независимые вмешательства

Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях

– обеспечение права пациента на информацию

– осознанное участие ребенка и его родственников в мероприятиях ухода

Организовать масочный режим

предотвращение передачи инфекции

Организовать постельный режим

предупреждение развития осложнений

Обеспечить доступ свежего воздуха

устранение гипоксии

Создать ребенку возвышенное положение в постели

для облегчения дыхания (за счет уменьшения притока крови к легким, опущении диафрагмы)

Обеспечить в помещении, где находится ребенок, температуру 18-20°

для облегчения дыхания

Организовать проведение влажной уборки (не менее 2 раз в день), проветривание (не менее 4 раз в день), кварцевание

для улучшения чистоты воздуха

Проводить туалет кожи, слизистых носоглотки, глаз; общее влажное обтирание

для обеспечения выполнения кожей дыхательных функций и облегчения состояния больного

Обеспечить регулярность физиологических отправлений

ослабление и устранение симптомов интоксикации;
облегчение дыхания (при запорах отмечается подъем диафрагмы, что затрудняет экскурсию легких)

При организации труда и отдыха уменьшить нагрузки

снижение дополнительных затрат кислорода и снижение риска развития дыхательной недостаточности

Организовать питание малыми порциями (включать сок квашеной капусты, цитрусовые, салат из овощей, сухофрукты;
уменьшить соль, жидкость)

для устранения интоксикации;
как источник калия;
устранение отеков

Организовать прием жидкости по диурезу

для устранения отеков

Измерить вес

по весу проводить расчет медикаментозных средств;
отслеживать по снижению исчезновение отеков

Зависимые вмешательства

Выполнить назначение врача

Для лечения заболевания

1

верошпирон, фуросемид 1-4 мг/кг

принимаются при наличии недостаточности кровообращения

2

дигоксин 0.01 мг/кг

для лечения недостаточности кровообращения

3

капотен 0.08-0.1 мг/кг

для лечения недостаточности кровообращения

4

анаприлин 1 мг/кг

для лечения недостаточности кровообращения

5

АТФ в/в

снятие приступа пароксизмальной тахикардии

6

изоптин

антиаритмический препарат

7

кордарон

антиаритмический препарат

8

НПВП

(неспецифические противовоспалительные препараты) при кардитах

9

кардиотрофики

улучшают трофику миокарда


3.2 Сердечно-сосудистая недостаточность (неотложные состояния, помощь при них)

Заболевания сердечно-сосудистой системы:

Острая сосудистая недостаточность

Острая сосудистая недостаточность (ОСН) развивается вследствие резкого нарушения сосудистого тонуса из-за несоответствия объема циркулирующий крови (OЦK) и емкости сосудистого русла.

3.2.1. Обморок
Обморок (синоним: синкопе, синкопальное состояние) - внезапная кратковременная утрата сознания вследствие гипоксии головного мозга.

Иначе говоря обморок – внезапная кратковременная потеря сознания на 1-3 мин по причине преходящих нарушений мозгового кровообращения, сопровождающаяся слабостью, тошнотой или рвотой, падением АЛ, брадикардией, сменяющейся тахикардией, бледностью, холодным потом, снижением мышечного тонуса, сужением зрачков. Глубокий обморок может (редко) сопровождаться кратковременными тоническими дорогами. В горизонтальном положении сознание быстро восстанавливается, могут сохраняться слабость, бледность, артериальная гипотензия.

Наиболее частые причины обмороков у детей:

  1. Синкопе вследствие нарушения нервной регуляции сосудов: вазовагальные, ортостатические, синокаротидные, рефлекторные, ситуационные, при гипервентиляционном синдроме.

  2. Кардиогенные синкопе:

  • при брадиаритмиях (атриовентрикулярная блокада II-III степени с приступами Морганьи - Эдамса - Стокса, синдром слабости синусового узла);

  • тахиаритмиях (пароксизмальнаи тахикардия, в т.ч. при синдроме удлиненного интервала QT, мерцательная аритмия);

  • механическом препятствии кровотоку на уровне сердца или крупных сосудов (стеноз аорты, гипертрофический субаортальный стеноз, недостаточность аортальных клапанов и др.);

  1. Гипогликемические синкопе.

  2. Цереброваскулярные и др.

Варианты обмороков;

  1. Вазовагальные, возникающие вследствие внезапного повышения холинэргической активности в провоцирующих ситуациях (боль, испуг, переутомление, душное помещение, вид крови, эмоциональное перенапряжение);

  2. Ортостатические, развивающиеся при переходе из горизонтального положения в вертикальное, при быстром вставании с постели, длительном стоянии из-за недостаточности компенсаторных механизмов регуляции сосудистого тонуса;

  3. Синокаротидные (рефлекторные), связанные с гиперактивностью каротидного рефлекса и провоцируемые резким поворотом головы, тугим воротничком или галстуком во время выполнения диагностических манипуляций (бронхоскопия, ФГДС);

  4. Ситуационные (при приступе кашля, затруднении дефекации, полня i ни тяжестей), вызванные резким повышением внутригрудного давления с уменьшением сердечного выброса;

  5. Гипервентиляционные, появляющиеся вследствие гиперкапнии и дыхательного алкалоза, ведущими к рефлекторному сужению сосудов мозга;

  6. Кардиогенные - синкопе (см. ниже).

Обмороку может предшествовать пресинкопальное состояние (липотимия): чувство дискомфорта, тошнота, зевота, потливость, слабость в ногах, потемнение в глазах, мелькание «мушек» перед глазами, нарастающее головокружение, шум или звон в ушах, онемение конечностей. Если ребенок успевает сесть или лечь, то приступ не развивается полностью, а ограничивается со­стоянием оглушенности, зевотой, тошнотой.

Глубокие обморочные приступы, сопровождаемые судорогами, необходимо отличать от эпилепсии, для которой характерны потеря сознания, гиперсаливация, непроизвольные мочеиспускание и/или дефекация, амнезия обстоятельств пароксизма. Изменения ЧСС, АД, пульса не характерны.

Для таких сердечно-сосудистых заболеваний, как стеноз аорты, гипертрофическая кардиомиопатия, особенно характерно возникновение обмороков во время физической нагрузки. В случае аритмогенных причин синкопе у больного могут отмечаться «перебои» сердечного ритма. Для исключения кардиального генеза обморока необходимо во всех случаях контролировать частоту пульса и, по возможности, экстренно записать ЭКГ.

О состоянии гипогликемии следует подумать в тех случаях, если приступу предшествовал большой перерыв в приеме пиши (например, в yтренние часы) или приступ развился у ребенка после интенсивной физической или эмоциональной нагрузки. В постсинкопальном периоде обращают на себя внимание длительно сохраняющаяся сонливость, мышечная слабость, головная боль. Диагноз подтверждается при обнаружении сниженного уровня сахара в крови менее 3,3 ммоль/л или терапией ex juvantibus.

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

  1. Ребенку необходимо придать горизонтальное положение с приподнятыми ногами (30°) на плоскости без подголовника, грудь и шею освободить от стесняющей дыхание одежды;

  2. Обеспечить приток свежего воздуха, обрызгать лицо холодной водой, похлопать по щекам влажным полотенцем;

  3. Дать вдохнуть пары нашатырного спирта, растереть тело и конечности, обложить грелками;

  4. Если оборок продолжается, ввести 25%-й р-р кордиамина 0,1-0,15 мл на год жизни в/м, 10%-й р-р кофеин бензоат натрия 0,25-1,0 мл п/к.

  5. Исключить гипогликемию, эпилепсию, истерию или ЧМТ.

  6. При гипогликемическом состоянии ввести 20-40%-й раствор глюкозы 2 мл/кг в/в струйно.

  7. При выраженной брадикардии и приступе Морганьи - Эдамса - Стокса
    провести первичные реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца, введение 0,1%-го раствора атропина 0,01 мл/кг в/в струйно.

  8. При простом обмороке — оставить больного на месте, рекомендовать обратиться в поликлинику; для уточнения причины — провести обследование у кардиолога;

  9. При подозрении на органическую патологию - госпитализация в профильное отделение.


АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

ПРИ ПРОСТОМ ВАЗОМОТОРНОМ ОБМОРОКЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

На догоспитальном этапе

-вызвать врача через третье лицо

-уложить, опустив голову ниже уровня туловища, поднять ноги, обеспечить приток свежего воздуха

-обложить грелками, тепло укрыть

-массаж активных точек: на мизинце в области ногтя, между большим и указательным пальцами руки, под носом, массаж ушных раковин и пальцев рук

-дать понюхать нашатырный спирт (водный раствор аммиака)

 

-ингаляция карбогена (смесь 95% кислорода и 5% углекислого газа) или дышать в полиэтиленовый пакет

-глюкоза 40% 50-100мл в/в струйно медленно

-глюкоза 5% 400мл в/в капельно

 

оказание первой врачебной помощи

улучшение оксигенации мозга

 

уменьшение теплопотери

увеличение тонуса сосудов и подъём АД

 

 

сужение артерий головного мозга и ликвидация гипоксии

 

улучшение оксигенации крови и стимуляция дыхательного центра

 

коррекция гипогликемии

увеличение ОЦК


3.2.2. Коллапс
Острая сосудистая недостаточность в форме коллапса возникает при изменении соотношения между ОЦК и емкостью сосудистого русла. Основными патогенетическими факторами коллапса являются резкое падение сосудистого тонуса (особенно — венозного), уменьшение ОЦК. В отличие от обморока, ключевым звеном коллапса является тяжелое нарушение функции вазомоторных центров с прогрессирующим уменьшением венозного возврата крови к сердцу, уменьшением его (сердца) работы, ухудшением кровоснабжения головного мозга.

Клиническая картина: резкое ухудшение общего состояния, выраженная бледность кожных покровов (иногда — мраморная окраска кожи), головокружение, озноб, холодный пот, резкое снижение АД, частый и слабый пульс, частое поверхностное дыхание. Периферические вены запустевают, стенки их спадаются, что затрудняет выполнение венепункции. Больные сохраняют сознание, но безучастны к происходящему.

Коллапс может быть симптомом таких тяжелых патологических процессов, как острый инфаркт миокарда, шок (в том числе - анафилактический - см. выше), внутреннее или наружное кровотечение и т.д., что, безусловно, имеет значение при выборе лечебной тактики. Поэтому выполнение дифференциально-диагностических приемов и патогенетическое лечение больного по поводу коллапса должны проводиться в условиях специализированного стационара. Задача врача, занятого амбулаторной стоматологической практикой — принятие мер к скорейшей госпитализации больного и оказание неотложной симптоматической помощи, алгоритм которой представлен на схеме.
Алгоритм неотложной помощи при коллапсе


Коллапс - ОСН, которая характеризуется резким снижением сосудистого тонуса, уменьшением OЦK, признаками гипоксии мозга, угнетением жизненно важных функций.

Наиболее частые причины коллапса у детей:

  1. Тяжелое течение острой инфекционной патологии (кишечная инфекция, грипп, ОРВИ, пневмония, пиелонефрит, ангина и др.);

  2. Острая надпочечниковая недостаточность;

  3. Передозировка гипотензивных средств;

  4. Острая кровопотеря;

  5. Тяжелая травма.

Клиника коллапса развивается, как правило, в период разгара основного заболевания и характеризуется прогрессивным ухудшением общего состояния больного. В зависимости от клинических проявлений условно выделяют три фазы (варианта) коллапса: симпатотонический, ваготонический и паралитический.

Симпатотонический коллапс обусловлен спазмом артериол и централизацией кровообращения (скопление кропи в полостях сердца и крупных сосудах), компенсаторным выбросом катехоламинов. Причины: кровопотеря, тяжелая пневмония, кишечная инфекция с дегидратацией, нейротоксикоз. При осмотре ребенок возбужден, мышечный тонус повышен, наблюдаются бледность и мраморность кожных покровов, конечности холодные, тахикардия, АД нормальное или повышенное. Однако эти симптомы кратковременны, и коллапс чаше диагностируется в следующих фазах.

Ваготонический коллапс характеризуется значительным расширением артериол и артерио-венозных анастомозов, что сопровождается депонированием крови в капиллярном русле. Причины: гипогликемия, надпочечниковая недостаточность, анафилактический шок. Клинически ребенок заторможен, адинамичен, мышечный тонус снижен, кожа «мраморная» с серо-цианотичным оттенком, акроцианоз, падение АД, пульс слабого наполнения, редкий, тахипноэ, шумное и учащенное дыхание типа Куссмауля. Может быть олигурия.

Паралитический коллапс обусловлен пассивным расширением капилляров вследствие истощения механизмов регуляции кровообращения, в результате чего кровь перемешается в венозное русло через шунты. Причины: диабетическая кома, токсикоз с эксикозом. При осмотре сознание отсутствует, рефлексы угнетены, на коже сине-багровые пятна, отмечаются патологические типы дыхания (Куссмауля, Чейна — Стокса), АД резко снижено, пульс частый, нитевидный, возможна анурия. При неадекватной помощи неизбежен летальный исход.

Лечебные мероприятия должны быть начаты незамедлительно!

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

  1. Устранить причину или ослабить ее действие;

  2. Уложить ребенка горизонтально на спину со слегка запрокинутой головой, снять стесняющую одежду, согреть - растереть разведенным спиртом, обложить теплыми грелками и обеспечить приток свежего воздуха.

  3. Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей: провести ревизию ротовой полости.

  4. Вызвать бригаду скорой помощи.

Неотложная помощь на этапе скорой медицинской помощи

1. При симпатотоническом коллапсе необходимо:

а) снять спазм периферических сосудов в/м введением спазмолитиков:

  • 2%-й раствор папаверина 0,1 мл/год жизни, или

  • 0,5%-й раствор дибазола 0,1 мл/год жизни, или

  • раствор но-шпы 0,1 мл/год жизни;

б) при нейротоксикозе, острой надпочечниковой недостаточности уже в этой фазе необходимо назначение глюкокортикоидов в/в струйно или в/м:

  • гидрокортизон (предпочтительнее!) в разовой дозе 4 мг/кг или

  • преднизолон в дозе 1-2 мг/кг.

2. При ваготоническом и паралитическом коллапсах проводят инфузионную терапию реополиглюкином, поляризующей смесью, вводят ГКС:

а) обеспечить доступ к периферической вене и начать инфузионную терапию раствором реополиглюкина или кристаллоидами (0,9%-й раствор натрия хлорида или раствор Рингера) из расчета 20 мл/кг в течение 20-30 мин.;

б) одновременно ввести глгококортикостероиды в разовой дозе:

  • гидрокортизон 10-20 мг/кг в/в или

  • преднизолон 5-10 мг/кг в/в или в/м, или в мышиы дна поло( чи |n,i или

  • дексаметазон 0,3—0,6 мг/кг (в 1 мл 0,4%-го раствора - 4 м:) и/н или н/м;

в) при сниженном АД вводят мезатон и прессорные амины (дофамин при сниженном АД, добутрекс - при нормальном) для восстановления гемодинамических параметров.
При некупирующейся артериальной гипотензии:

  • повторно ввести в/в капельно 0,9%-й р-р натрия хлорида или р-р Рингера в объеме 10 мл/кг под контролем ЧСС, АЛ и диуреза;

  • назначить 1 %-й р-р мезатона 0,1 мл/год жизни в/в струйно медленно или

  • 0,2%-й раствор норадреналина 0,1 мл/год жизни в/в капельно (в 50 мл 5%-го р-ра глюкозы) со скоростью 10-20 кап./в мин. (в очень тяжелых случаях - 20-30 кап./мин) под контролем АД.

Введение норадреналина п/к и в/м не рекомендуется из-за опасности возникновения некроза на месте инъекции (только в исключительных случаях, когда невозможно ввести в вену).

При отсутствии эффекта от проводимых мероприятий - в/в титрованное введение допамина в дозе 8-10 мкг/кг в мин под контролем АД и ЧСС.
3. По показаниям - проведение первичной сердечно-легочной реанимации.

4. После оказания неотложных мероприятий - госпитализация в профильное отделение или в отделение реанимации.
3.2.3. Сердечная недостаточность

Острая сердечная недостаточность – неспособность сердца обеспечить уровень кровотока, соответствующий метаболическим потребностям тканей в энергетических субстратах и кислороде, а также их доставку.

Выделяют 2 разновидности острой сердечной недостаточности: по правожелудочковому и левожелудочковому типу.

К проявлениям острой левожелудочковой сердечной недостаточности относятся: отек легких, кардиогенный шок, сердечная астма.

Отек легких - острая сердечная недостаточность по левожелудочковому типу. Причины: заболевания мышцы сердца (миокардит, кардиомиопатии), пороки сердца с гиперволемией малого круга кровообращения (ДМЖП, ОАП, ДМПП), с систолической перегрузкой левых отделов сердца (стеноз аорты, коарктация аорты, митральный стеноз), обструктивная форма гипертрофической кардиомиопатии, артериальная гипертензия, а также тахиаритмии, инфаркт миокарда.

I стадия отека легких - интерстициальная, соответствующая клинике сердечной астмы. Приступ обычно развивается внезапно, чаше в ранние предутренние часы. Ребенок беспокоен, жалуется на нехватку воздуха, испуган, занимает вынужденное сидячее положение. Лицо бледное, покрыто испариной, губы цианотичные, отмечаются сухой кашель, тахипноэ. Дыхание жесткое, выслушиваются сухие хрипы. Соотношение ЧСС и ЧДД более чем 3:1. Далее, при отсутствии адекватной помощи, происходит проникновение жидкости в просвет альвеол, где образуется «белковая пена», заполняющая воздухоносные пути, что затрудняет газообмен, усугубляя гипоксию. Это стадия альвеолярного отека легких. Клинически она сопровождается ухудшением состояния больного, бледность и цианоз кожи нарастают, кашель становится влажным с обильной пенистой мокротой. Дыхание частое, поверхностное, с большим количеством влажных хрипов разного калибра по всем полям легких. Частый, нитевидный пульс. АД вначале может быть повышено, затем снижается. Тоны сердца приглушены, выслушивается ритм «галопа».

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

  1. Придать ребенку полусидячее положение с опушенными ногами.

  2. Нетугие венозные жгуты на бедра на 15-20 мин для задержки венозной крови (пульс на артерии дистальнее жгута должен сохраняться!); в последующем степень натяжения жгута постепенно уменьшить.

  3. Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей, удалив изо рта
    слизь марлевым тампоном.

  4. Вызвать реанимационную бригаду.

Неотложная помощь на этапе скорой медицинской помощи

1. Проведение оксигенотерапии с пеногасителем (30%-й этиловый спирт).

2. При высоком АД - периферические вазодилятаторы (нитроглицерин 1/2-1 таб. под язык), мочегонные средства (фуросемид в/в или в/м), седативные средства (диазепам), нейролептики (дроперидол). Наркотические анальгетики (промедол) с целью снятия боли, уменьшения притока крови к сердцу, снятия возбуждения, уменьшения чувствительности дыхательного центра к гипоксии.

3. Если АД снижено, вводится преднизолон для стабилизации клеточных мембран, а также допамин (титрование), поляризующая смесь. При нормальном давлении вместо допамина титруется добутрекс. До стабилизации гемодинамики сердечные гликозиды не назначаются, исключение – предсердная форма мерцания предсердий. Далее ребенок госпитализируется в реанимационное отделение.

4. Транспортировка осуществляется в положении полусидя на фоне продолжающейся оксигенотерапии.

5. После достигнутого улучшения в состоянии больного можно назначить дигоксин. При гиперкинетическом типе миокардиальной недостаточности продолжить введение нитроглицерина в/в титрованием, дроперидола. При высоком АД - пентамин, каптоприл, коррекция КОС.

В дальнейшем больной лечится в кардиологическом отделении в соответствии с нозологической формой, приведшей к отеку легких.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconСестринский процесс при заболеваниях органов дыхания у детей
Рецензент: Евграфова Л. Э., преподаватель педиатрии амк первой квалификационной категории

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconУчебно-методическое пособие для слушателей фпк мр тема: «товароведческий...
Товароведческий анализ лекарственных средств и биологически активных добавок к пище. Учебно-методическое пособие./И. В. Косова, О....

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconПетрова Василия Васильевича список печатных работ
Рецепты: Учебно-методическое пособие для студентов факультета ветеринарной медицины и слушателей фпк

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconМедико-криминалистические аспекты осмотра трупа Учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconУчебно-методическое пособие чита
Клиническая фармакология: рациональная фармакотерапия в педиатрии: Учеб метод пособие / Под общей ред. И. Н. Гаймоленко, А. Б. Долиной–...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconУчебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconРабочая программа по дисциплине: сестринское дело в акушерстве и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconПояснительная записка Настоящее пособие предназначено для методического...
Настоящее пособие предназначено для методического обеспечения всех уровней контроля знаний к учебной программе «Сестринское дело...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconЗаболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр)
А. З. Исамулаева «Заболевания пародонта». Учебно-методическое пособие для преподавателей 4 курса. Астрахань: агма, 2013г. 143 с

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconУчебно-методическое пособие Дисциплина- «Микробиология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторных работ по курсу «Микробиология»...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconУчебно-методическое пособие (для студентов 3 курса, 6 семестр) астрахань 2016
А. З. Исамулаева, Д. А. Кунин, А. В спицына, А. И. Исамулаева «Помощник врача-стоматолога (гигиениста)». Учебно-методическое пособие...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Тема 23. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой сердечной, сосудистой недостаточности и нарушения...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconЛисток вкладыш-инструкция
Йод регулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, иммунной, половой систем, молочных желез, рост и развитие ребенка. Особенно...

Учебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело в педиатрии» тема: «Сестринский процесс при заболевании сердечно сосудистой системы у детей» iconЧитинская государственная медицинская
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического факультетов, клинических ординаторов и интернов, слушателей...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную