Руководство для инспекторов


страница1/9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство социального обеспечения и здравоохранения

Департамент охраны труда

Финляндия

ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОХРАНЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ



РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИНСПЕКТОРОВ



Инспекция труда, Финляндия, 2004

Обращение к читателям

Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное.

Аристотель (384-322 гг. до Р. Х.)
В течение долгого времени обсуждался вопрос, стоит ли издавать подобное руководство. Дискуссия о нравственных ценностях в управлении, развернувшаяся в последние годы, подтверждала необходимость такой публикации. Подготовленная на эту тему пояснительная записка также указывала на это, подчёркивая нужды как клиентов, пользующихся услугами органов охраны труда, так и самих этих органов.

После того, как этот предмет был поднят на встрече по внедрению систем охраны труда, Юкка Каллио, Маркку Марьямаки, Ханну Макинен, Маркку Расанен и Кари Аитомаа приступили к этой работе весной 2001 года. Когда Каллио покинул свой пост в администрации, его место занял Йаакко Итаканнас.

Документ подобного типа никогда не может считать завершённым. Он живёт и изменяется, следуя меняющимся потребностям времени. Потребуется также обновлять этот документ на основе полученных откликов.

Изучаться эта публикация будет, вероятно, по частям, в зависимости от того, какие сведения нужны читателю. Рядовых работников, скорее всего, особенно заинтересуют первая и последняя главы, тогда как вопросы, представленные в середине брошюры, наверняка окажутся более интересны руководителям.

Не исключено, что для вдумчивого читателя данная публикация породит больше вопросов, чем даст готовых ответов. Я надеюсь, что такие читатели захотят самостоятельно изучить возникшие вопросы, руководствуясь данной публикацией и приведёнными в ней ссылками.

Читатели, не принадлежащие к органам охраны труда, вполне могут воспользоваться этим документом, чтобы понять принципы работы этой ветви государственной власти.
Глава Департамента,

Генеральный директор Микко Хурмалайнен
А. ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ОХРАНА ТРУДА И ЕЁ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ



Ещё в 1964 году Комитет экспертов МОТ по выполнению конвенций и рекомендаций заявил, что

«эффективные инспекции гарантируют, с высочайшей долей уверенности, соблюдение национальных и международных норм, причём не только на уровне законодательства, но и на практике».
Первостепенной задачей органов охраны труда является сохранение и повышение работоспособности и профессионализма трудящихся и предотвращение несчастных случаев и заболеваний на производстве. Охрана труда также обращает особое внимание на профилактику связанных с работой заболеваний опорно-двигательного аппарата, повышение удовлетворения от работы, способность работников справляться со своими функциями и оказывать влияние на свою работу - последнее является предпосылкой для реализации всех прочих пунктов. Не меньшую важность представляют эти цели и для органов, контролирующих соблюдение правил охраны труда.

С другой стороны, одной из базовых обязанностей государства является обеспечение безопасности жителей страны. Поэтому считается необходимым контролировать характер использования рабочей силы. Государственный контроль взаимоотношений и конфликтов между частными лицами и организациями (работодателями и работниками), а также их экономической деятельности, называется «государственным вмешательством». Для исполнения соответствующих положений служат механизмы правоприменения, в том числе санкции, накладываемые на нарушителей закона.

Контроль за соблюдением положений и правил охраны труда возложен на соответствующие регламентирующие организации (инспекции охраны труда и Департамент охраны труда при Министерстве здравоохранения и социального развития [в России - Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития - прим. перев.]). Эти органы в основном выполняют обязанности, связанные с соблюдением законодательства и мерами принуждения. Эти обязанности невозможно делегировать, их не может выполнять никто другой. Они описаны в постановлениях и законодательных актах, посвящённых органам охраны труда и соблюдению техники безопасности и гигиены на производстве.

Согласно Закону о надзоре за безопасностью и гигиеной труда, органы охраны труда обязаны:
1) укреплять безопасность и гигиену труда;

2) следить за исполнением положений и законов об охране труда, проводя инспекции и исследования, если такие обязанности возложены на органы охраны труда согласно законодательству;

-

5) обеспечивать инструкции, рекомендации и документацию по применению положений и законов об охране труда;

-

7) активно сотрудничать с организациями работодателей и работников в области безопасности и гигиены труда;

8) в дополнение к вышесказанному, выполнять любые иные функции, возложенные законом на данные органы.
Со своей стороны, органы охраны труда также занимаются планированием и внедрением на местах, обеспечивают руководство, предоставляют рекомендации, инструкции, информацию и образовательные программы, а также поддерживают сотрудничество с целью охраны труда на рабочих местах. Управляющие органы дают различные рекомендации, например, касательно реконструкции или переустройства рабочей территории, механизмов, оборудования и т. д., принимают участие в обзорах рынка, обеспечивают консультации и соблюдение законодательства в вопросах трудовых отношений, выдают различные разрешения, а также выполняют иные функции, возложенные на органы охраны труда.

Инспекция охраны труда несёт ответственность за разработку и соблюдение нормативов на условия труда в своём регионе в соответствии с принципами работы и имеющимися возможностями, а также целями, установленными совместно с Министерством здравоохранения и социального развития.
А 1. Предпосылки соблюдения законов на рабочем месте

Европейский Союз
разработал программы улучшения охраны труда на уровне Сообщества. Большинство действующих директив опирается именно на эти программы - например, рамочная директива об охране труда. Однако данные директивы не регламентируют вопросы правоприменения - эта задача возложена на национальное законодательство.
Комиссия Европейского Сообщества
опубликовала сообщение по стратегии охраны труда на 2002-2006 годы, в котором, среди прочего, подчёркивается важность всеобъемлющего подхода к благополучию работников и рекомендуется принимать профилактические меры. С целью интенсифицировать внедрение законодательства, Комиссия планирует разработать, совместно с консультативным комитетом и общественными партнёрами, указания по применению законодательных актов.
Комитет старших инспекторов по охране труда ЕС
опубликовал, для использования регламентирующими органами по охране труда, общие принципы проведения инспекций на рабочих местах. Согласно рекомендациям Комитета, органы охраны труда должны, используя любые доступные им средства, обеспечивать выполнение законодательства и применение необходимых административных процедур, касающихся вопросов безопасности на рабочем месте. После проведения инспекции участвовавший в ней инспектор должен принять все необходимые меры согласно возложенным на него обязанностям в рамках законодательства государства-члена. Эти меры могут включать санкции и другие юридические меры. Государства-члены также должны организовать оценку систем инспектирования безопасности и гигиены рабочих мест.
Международная организация труда
ратифицировала соглашения об инспекциях труда в промышленности, торговле, горной промышленности и на транспорте. Эти соглашения описывают функции, права и обязанности инспекторов, а также характер отчётности по результатам инспекций. Инспекционный персонал должен включать государственных чиновников, чьё положение и сроки трудовых контрактов должны гарантировать им постоянное место работы вне зависимости от изменений в правительстве и защищать их от неправомерного давления извне. Основополагающие принципы соглашений и рекомендаций были включены в акты, регламентирующие деятельность органов охраны труда и правоприменение в данной области.
Стратегии социального обеспечения до 2010 года
Стратегический документ Министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии призывает страну стать социально и экономически устойчивым, эффективным и динамически развивающимся обществом к 2010 году. Корни благосостояния нашего общества - это поддержание работоспособности и общего профессионализма в соединении с личной инициативой.

С точки зрения охраны труда, Министерство обрисовало в данном документе два принципа: улучшение здоровья и профессионализма, а также увеличение привлекательности работы для тех, кто ею занимается.

В будущем карьера людей будет продолжаться на 2-3 года дольше, чем сегодня (то есть люди будут уходить на пенсию примерно в 59 лет). Организации, занимающиеся вопросами охраны здоровья и техники безопасности на производстве, подчёркивают важность профилактики психических заболеваний у работников, считая эти проблемы не менее серьёзными, чем несчастные случаи на производстве. Большее внимание к мерам на уровне отдельных рабочих мест предотвращает проблемы с работоспособностью стареющего населения и повышает удовлетворение от работы.

Закон гарантирует минимально допустимый уровень условий труда. Привлекательность работы должна непрерывно возрастать, чтобы работа стала главной целью и самым естественным вариантом жизни для каждого. Хорошие условия труда рождают в людях желание держаться за своё рабочее место, улучшают продуктивность и являются важным конкурентным преимуществом.

Согласно

«Стратегии охраны труда» Министерства социальных дел и здравоохранения,

важнейшими целями органов охраны труда являются поддержание и укрепление работоспособности и профессионализма работников и профилактика несчастных случаев и заболеваний на производстве. Особо важными целями развития системы охраны труда являются профилактика связанных с работой заболеваний опорно-двигательного аппарата, психологическое удовлетворение от работы и способность работников справляться со своими функциями, а также возможность работников оказывать влияние на свою работу.

Контроль за соблюдением правил охраны труда играет важнейшую роль в обществе. Региональные инспекции охраны труда обеспечивают соблюдение минимально допустимых требований законодательства в отношении рабочих мест и направляют разработку действующих систем на рабочих местах.
Контроль за соблюдением положений законодательства
является сам по себе важной задачей, не только с точки зрения гуманизма и этики, но также, среди прочего, поддержания закона в целом и реализации целей различных его положений, для предотвращения роста теневой экономики, соблюдения международных соглашений, устранения различий в условиях работы разных отраслей промышленности и гарантии справедливого отношения к работникам на рабочих местах.

На рабочих местах инспекции охраны труда вносят свой вклад как в управление безопасностью и гигиеной труда, так и в создание необходимых условий труда. Первая задача включает планирование, организацию и регулирование деятельности компании и направлена на структуру организаций, управление персоналом, непроизводственные функции, политику в области охраны труда на рабочем месте, охрану здоровья на производстве и т. д. Условия труда включают как физическую, так и психосоциальную рабочую обстановку (см. рис. ниже).


Закон об охране труда
и опирающиеся на него приказы и инструкции выполняются под контролем органов охраны труда. Нередко возникает необходимость в очень тщательных и технически сложных измерениях, или установлении предельных значений параметров физической и психосоциальной обстановки на рабочем месте, однако наряду с этим следует рассмотреть также следующие вопросы:
- Позаботились ли работодатели о безопасности и здоровье своих работников, учли ли обстоятельства, связанные с производственными обязанностями, условиями труда и другими аспектами обстановки на рабочем месте, убедились ли, что способности работников соответствуют выполняемой ими работе? (Раздел 8.1);

- Запроектировал ли и подобрал работодатель меры, необходимые для улучшения условий труда, определил ли их масштаб, и воплощаются ли они на практике с учётом принципов так называемой «безопасной технологии»? (Раздел 8.2);

- Проводят ли работодатели непрерывный мониторинг обстановки на рабочем месте, состояния рабочего коллектива и безопасности производственных технологий, а также эффективность принятых мер в отношении техники безопасности на рабочем месте? (Раздел 8.3 §);

- Принимают ли работодатели меры к обеспечению безопасности и охране здоровья во всех подразделениях своих организаций? (Раздел 8.4);

- Разработана ли работодателями политика в отношении безопасности и гигиены труда, и учитываются ли на рабочем месте вытекающие из этой политики цели? (Раздел 9.1);

- Проводят ли работодатели анализ и выявление опасных факторов и рисков и оценивают ли их последствия для безопасности и здоровья работников (раздел 10.1), и доступны ли результаты этого анализа и оценки работодателям? (Раздел 10.3);

- При проектировании структурных аспектов обстановки на рабочем месте и производственного оборудования, составления планов, использования вредных веществ и т. д., было ли принято во внимание их воздействие на безопасность и здоровье работников (12.1) и учтены ли физические и психические способности работников при планировании рабочего процесса? И его объема (Раздел 13);

- Получили ли работники необходимые сведения, подготовку и инструкции по опасным факторам и рискам на рабочем месте? (Раздел 14.1);

- Достаточно ли компетентен заместитель работодателя и насколько профессионально он способен выполнять свои обязанности? (Раздел 16);

- Сотрудничают ли работодатели и работники в достижении целей, провозглашённых в Законе? (Раздел 17).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Руководство для инспекторов iconТиповая инструкция по охране труда для государственных инспекторов,...
Настоящая Типовая инструкция устанавливает требования по охране труда для государственных инспекторов (главных инспекторов)

Руководство для инспекторов iconРуководство по медицинской дезинсекции. Руководство. Р 5 2487-09 Утверждаю
Руководство предназначено для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, проводящих дезинсекцию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими...

Руководство для инспекторов iconРуководство по обмену данными программы Шеф Эксперт
Руководство предназначено для разработчиков и интеграторов, которые будут создавать программные модули для связи Программы с другими...

Руководство для инспекторов iconРуководство для врачей
Магнитно-резонансная томография : руководство для врачей / под ред. Г. Е. Труфанова, В. А. Фокина. Спб. Фолиант, 2007. 688 с. (Шифр...

Руководство для инспекторов iconРуководство Пользователя по "ИэндКью Плюс" Система обтурации разогретой гуттаперчей
Руководство предназначено для целей ознакомления клинициста с системой

Руководство для инспекторов iconРуководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом
Руководство является практическим пособием для работников автомобильного транспорта

Руководство для инспекторов iconРуководство по проектированию общеобразовательных учреждений (в том...
Руководство предназначено для использования при разработке и экспертизе проектной документации для нового строительства и реконструкции...

Руководство для инспекторов iconРуководство к выполнению контрольных работ по специальности «фармацевтическая технология»
Руководство предназначено для интернов, включает контрольные работы и требования к их выполнению

Руководство для инспекторов iconПриказ от 14 июля 1992 г. N 231 об утверждении инструкции по организации...
В целях совершенствования оперативно служебной деятельности участковых инспекторов

Руководство для инспекторов iconРуководство по аддиктологии ббк88. 4 Р84
Руководство предназначено для врачей-наркологов, психиатров, медицинских (кли­нических) психологов, оказывающих медико-психологическую,...

Руководство для инспекторов iconРуководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов тэм2
Руководство предназначено для работников локомотивного хозяйства связанных с ремонтом и техническим обслуживанием тепловозов типа...

Руководство для инспекторов iconРуководство по сбору и установлению географических названий на топографических картах и планах
Руководство предназначено для работников экспедиций, предприятий и объединений гугк, выполняющих работы по съемке, обновлению и составлению...

Руководство для инспекторов iconРуководство к самостоятельной внеаудиторной работе студентов по дисциплине...
Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060105 Стоматология

Руководство для инспекторов iconПрограммный комплекс “Банк-Аналитика” Руководство по установке и настройке 2011
Руководство предназначено для сотрудников организаций, устанавливающих и настраивающих “Банк-Аналитика”

Руководство для инспекторов iconПрограммный комплекс “Банк-Аналитика” Руководство по установке и настройке 201
Руководство предназначено для сотрудников организаций, устанавливающих и настраивающих “Банк-Аналитика”

Руководство для инспекторов iconМетодические указания по разработке инструкций и режимных карт по...
Методические указания предназначены для специалистов организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, пусконаладкой и техническим...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную