Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016


страница1/5
  1   2   3   4   5
Антитеррористическая комиссия в Чувашской Республике
Министерство образования и молодёжной политики

Чувашской Республики



Методические рекомендации

для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет

г. Чебоксары, 2016

1. Введение

Развитие образования во всем мире имеет общие тенденции – повышение доступности, внедрение дистанционных форм, технологизация, подстройка под изменение запросов рынка труда. Все это требует обеспечение доступа к большим объемам быстро меняющейся информации.

В Конституции Российской Федерации (статья 29) провозглашено право каждого человека на свободный поиск, получение и передачу информации законным способом.

Глобальная сеть Интернет, являясь мировым хранилищем всевозможной информации, предоставляет возможности по поиску, получению и передаче информации. Однако, в Интернете, в настоящее время, находится асоциальная информация, которая может нанести вред здоровью и психике ребенка.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (с изменениями) в ст. 14 указано на необходимость принятия всех мер по защите ребенка от информации, наносящий вред его здоровью, нравственному и физическому развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от информации пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» конкретизировал и дополнил требования к свободно доступной информации. В ст. 14. указанного закона особо отмечено, что «...доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется … при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

Кроме того, принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средств массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Он, также, запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» конкретизировал ранее принятые нормативные акты и внес дополнительные изменения, связанные, в частности, с развитием сотовой связи.

Учитывая что:

– достаточно большое количество детей, находятся в социально неблагополучных условиях;

– высока уязвимость детей, со стороны лиц, совершающих противоправные действия с применением высоких технологий;

– существенно возросла скорость распространения информации в сети Интернет и все более массовое развитие получили интернет-технологии в России, одной из первостепенных задач образовательного сообщества является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет. Постоянное развитие интернет-технологий и их широкое проникновение в нашу жизнь ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, очевидной становится проблема между обязанностью предоставления возможности широкого использования ресурсов Интернет в образовательном процессе и необходимостью контролировать получаемую школьником информацию на соответствие федеральным законам.

Поговорим о контент-фильтрации.

Для полного понимания этого термина приведем определение понятия контент. Контент – это наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса – текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д. (например: контент интернет-сайта); Мобильный контент – мультимедийное наполнение (графика, музыка, рингтоны, видео, игры, программное обеспечение), адаптированное для использования в мобильных устройствах (телефоны, смартфоны, коммуникаторы и т.п.).

Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, – это различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию.

К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится:

– информация о насилии, жестокости и агрессии;

– информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам;

– пропаганда суицида;

– пропаганда азартных игр;

– пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ;

– пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи);

– пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений;

– эротика и порнография;

– нецензурная лексика и т.д.

К сожалению, в сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах и др. Не являются исключением и мобильные сервисы.

Неэтичный, противоречащий принятым в обществе нормам морали и социальным нормам, контент не запрещен к распространению, но может содержать информацию, способную оскорбить пользователей и оказать вредоносное воздействие. Подобная информация не попадает под действие уголовного кодекса, но может оказать негативное влияние на психику человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др.

Неэтичная и вредоносная информация может быть направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей, в первую очередь – на молодежь.

Вредоносный контент может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных, например, просмотр тех или иных видео-материалов через сеть интернет приводит к заражению компьютера вирусами. В последнее время, очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера, получить деньги незаконным способом. Такие действия могут преследоваться по закону в соответствии со статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 272, 273, 274).

В Интернете есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Молодые пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров, никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту.

Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается жизненно важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативных правовых актов и т.п.

На основании положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в образовательных организациях должна быть установлена и настроена, как минимум, двухуровневая система фильтрации интернет трафика (контент-фильтрация).

Достаточно подробно особенности работы образовательной организации в сети Интернет описаны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет».

Каждая образовательная организация сама несет полную ответственность за работу в сети Интернет, в том числе, за организацию контент-фильрации.

Обычно, первый уровень контент фильтрации осуществляется на уровне провайдера (на основании прописанного образовательной организацией договора).

Второй уровень контент-фильтрации осуществляется на уровне образовательной организации, для этого используются как средства контент-фильтрации (далее – СКФ) на базе сервера (ClearOS, Squid), так и средства персональной контент-фильтрации (Интернет-Цензор).

Допускается создания третьего уровня СКФ – на уровне рабочего места обучаемого.

В образовательной организации должны быть назначены ответственные за функционирование СКФ лица, соответствующая локальная нормативно-правовая база (положения, инструкции и др.), а также на всех рабочих местах необходимо вести журналы работы пользователей в сети Интернет.

2. Как организовать СКФ в образовательной организации
Контент может фильтроваться на уровне провайдера (на основании заключенного с ним договора), на уровне шлюза в Интернет защищаемой сети и на уровне рабочей станции.

Фильтрация может быть построена на основе внешней обновляемой базы данных запрещенных ресурсов и основана на локальной программе, которая действует по собственным принципам фильтрации («черные», «белые» списки, ключевые слова и т.п.).

При этом фильтрация может быть построена либо по принципу: «запрещаем все, кроме того, что можно», либо «можно все, кроме того, что запрещено».

Конечно, реализовать фильтрацию по принципу «Запрещаем все, кроме того, что можно» построить достаточно просто, подобная форма имеет смысл для младших школьников, но в этом случае Интернет теряет многие свои функции.

Второй вариант требует построения и обновления огромной базы данных (поддерживать ее должен провайдер сервиса), которая постоянно пополняется информацией о запрещенном контенте.

Для полноценной реализации второго вида фильтрации необходимо проиндексировать миллиарды Web-страниц и это под силу только крупным провайдерам подобного сервиса. В частности, по такому принципу работает Proventia Web Filter. Чем больше база, тем качественнее, но и дороже решение.

Сложности фильтрации контента в образовательных организациях.

Каждый день в Интернете появляются тысячи новых сайтов, многие сайты меняют свои местонахождение и адресацию, поэтому, даже используя постоянное обновления баз данных с адресами нежелательных ресурсов, добиться сто процентной гарантии фильтрации невозможно. Это сильно усложняет организацию СКФ в образовательной организации. Практически невозможно долгое время использовать «белый» список сайтов.

Отдельная проблема – это недостаточная фильтрация русскоязычного контента западными программными продуктами. Возможны ошибки когда фильтр будет отсеивать сайты полезного содержания и пропускать нежелательную информацию. В общем, чем более интеллектуален фильтр и чем больше база на которую он опирается, тем дороже решение и тем оно менее доступно для образовательных организаций.

Образовательный процесс требует доступа к множеству различных областей знаний и контент-фильтрация должна быть всеобъемлющей, настраиваемой, а также обеспечивать защиту от новейших постоянно меняющихся угроз.

Если в образовательной организации установлено различное компьютерное оборудование, а так часто бывает, то необходимы продукты фильтрации контента (Web и e-mail), работающие на различных платформах, что требует дополнительных ресурсов.

Мониторинг интернет-активности.

Мониторинг и протоколирование – это во многих случаях первый и важнейший шаг в контролировании интернет-доступа. Данная функция наглядно показывает серфинг-профиль пользователя. Учитель может проверить где находился ученик, что просматривал, в какое время и как долго.

Не контролируемое использование Интренета повышает возможность заражения вирусом, увеличивает возможности инсайдерских угроз, существенно повышает финансовые расходы.

Одним из основных способов контроля действий пользователя является мониторинг его рабочего стола. Это реализуется двумя способами – администратор видит всё то, что сейчас видит пользователь, или просматривает сохранённые снимки экрана.

Мониторинг доступа к USB. Съёмные usb-носители представляют серьёзную угрозу сохранности информации, поэтому доступ к ним может контролироваться системой. Большинство систем наблюдения предоставляют возможность блокировки доступа ко всем устройствам, фильтрации устройств и журналирования использования usb-устройств. Это предотвращает как утечку информации, так и проникновение вирусов на рабочий компьютер. Часто при разрешённом доступе информация, копируемая на съёмный носитель, сохраняется в другом месте и может быть использована для расследования нарушений.

B Windows технически это реализуется несколькими способами:

– полное блокирование через реестр;

– полное блокирование, через запрет записи в файлы %SystemRoot%\Inf\Usbstor.pnf , %SystemRoot%\Inf\Usbstor.inf;

– частичная блокировка и фильтрация возможна через написание USB-драйвера.

Мониторинг посещаемых веб-сайтов позволяет выявить не целевое использование компьютерного времени, отслеживать поисковые запросы обучающихся (из них можно отследить – ищет ли он необходимую или не относящуюся к образовательному процессу информацию). Сохраняются Url, заголовки посещённых страниц, время их посещения. Некоторыми системами реализуется возможность наблюдения в режиме реального времени за открытыми сайтами.
  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации для школ, подключенных к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных
Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по возложению обязанностей по охране труда...
Методические рекомендации по возложению обязанностей по охране труда на руководителей и специалистов организаций Чебоксары: Министерство...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации n 02. 012-06
Методические рекомендации предназначены для применения в лабораториях организаций

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические указания му 3104-13 "Организация и проведение дезинфекционных...
Методические указания предназначены для специалистов органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных...
Методические рекомендации предназначены для всех сельскохозяйственных организаций

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 icon1. 1 Анализ технического задания и возможные способы реализации поставленной задачи
Интернет осуществляется с помощью различных видов аппаратных и программных средств. Выбор вида подключения к сети Интернет пользователь...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации представления информации об образовательной...
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. N 07-675

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации мр 0087-14 "Профилактика заражения вич"
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, эпидемиологов, специалистов в области профилактической...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения...
Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)", "Методическими...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации для участников и судей соревнований Первенства...
Первенства по туризму обучающихся образовательных организаций системы Департамента образования Москвы (далее – Первенства) в соответствии...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconРекомендации по формированию плана-графика размещения заказов на...
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения...
...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны...
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Руководителям образовательных учреждений, территориальных, муниципальных и региональных органов управления образованием рекомендуем...

Методические рекомендации для образовательных организаций, подключенных к сети Интернет г. Чебоксары, 2016 iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную