Учебник


страница1/89
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УЧЕБНИК
Издание четвертое, переработанное и дополненное
А.В. СМИРНОВ, К.Б. КАЛИНОВСКИЙ
Под общей редакцией

профессора А.В. СМИРНОВА
Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов вузов,

обучающихся по направлению "Юриспруденция"

и специальности "Юриспруденция"
Рецензенты:
┌──────────────┐

Лукашевич В.З.│, профессор Санкт-Петербургского государственного

└──────────────┘

университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук.
Михайловская И.Б., главный научный сотрудник Института государства и права РАН, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

Шадрин В.С., профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ, ст. советник юстиции, доктор юридических наук.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Смирнов А.В. - заместитель директора по научной работе Северо-Западного филиала Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор - общая редакция, введение, главы 1 - 7, 9, 11, 19 - 36.

Калиновский К.Б. - заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент - главы 8, 10, 12, 13, 15 - 18.

Смирнов А.А. и Калиновский К.Б. в соавторстве - § 1 гл. 10, § 2 гл. 12, гл. 14, § 1 гл. 15, § 2 гл. 17.
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

комм. - комментарий;

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации;

ОВД - органы внутренних дел;

ОРД - оперативно-розыскная деятельность;

РФ - Российская Федерация;

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации;

СК по УД - Судебная коллегия по уголовным делам;

СО - следственный орган;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (если не указано иное);

ФЗ - федеральный закон;

ФКЗ - федеральный конституционный закон.
ВВЕДЕНИЕ
История свободы - это история процессуальных гарантий. Строй уголовного процесса всегда являлся индикатором, безошибочно определяющим, что перед нами - истинная демократия или тирания, обрядившаяся в демократические одежды. Тем, каков в государстве уголовный суд, во многом определяется благополучие и спокойствие граждан. "В области уголовного права и процесса лежат границы для вторжения государства в область личной свободы граждан, и потому научная разработка этих дисциплин может более всего обеспечить господство права", - писал выдающийся российский правовед И.Я. Фойницкий <1>.

--------------------------------

<1> Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. СПб., 1996. Т. II. С. 586 - 587.
Современное цивилизованное уголовное судопроизводство - это не только и не столько репрессия, но также справедливость и милосердие. Истина, справедливость, милость - вот те гносеологические, ценностные и нравственные основания, которыми определяется социально-юридическое значение правосудия и уголовного процесса XXI в. Признание и поддержка мировым сообществом этих благородных идей породили лавину судебных реформ в большинстве европейских государств. В Великобритании, Германии, Испании, Италии, Финляндии, Франции и многих других странах как на теоретическом, так и на законодательном уровне идут интенсивные поиски моделей уголовного процесса, отвечающих реалиям стремительно меняющегося мира. Не является исключением и судебно-правовая реформа в России. Она "нацелена на пробуждение общественной совести во имя достижения правды в экстремальных условиях борьбы человека за свою жизнь, свободу и доброе имя" <1>.

--------------------------------

<1> Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 79.
Важнейшим шагом судебно-правовой реформы в России стало принятие и утверждение 18.12.2001 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Основные цели Кодекса - гарантирование прав личности в уголовном процессе и обеспечение реальной состязательности сторон. В таких условиях преподавание и изучение курса уголовного процесса есть непростое и ответственное дело. Задача состоит не только в том, чтобы раскрыть содержание конкретных правовых норм, но также и в том, чтобы показать их действительное отношение к состязательному порядку судопроизводства, оценить соответствие российского законодательства принципам этой справедливой судебной процедуры, а главное - воспитать верность будущих правоведов величественным и гуманным идеалам подлинного правосудия. Познание судопроизводства не должно сводиться к изучению лишь Уголовно-процессуального кодекса, замыкаясь в "узкой скорлупе национального законодательства", - оно призвано дать понимание того, как следует правильно строить правосудие и как толковать его нормы в истинном духе судебных реформ. Впервые в учебной юридической литературе в учебнике приводится развернутая классификация всех известных типов и видов уголовного судопроизводства, взятых в их историческом развитии. Вместе с тем авторы стремились уйти от описательной подачи материала. Лейтмотивом всей книги является идея состязательности процесса, которая служит не только юридическим, но и нравственным критерием оценки всех процессуальных институтов, равно как и практики их применения.

Особенностью настоящего учебника является и то, что он не ограничивается изложением лишь позитивного содержания уголовно-процессуальных норм, а в необходимых для изучения предмета пределах уделяет внимание имеющимся в них пробелам, коллизиям, неясным положениям, требующим юридического толкования и представляющим особую трудность при изучении и практическом применении нового российского Уголовно-процессуального кодекса.

За период, прошедший со времени первого выхода учебника в свет, российское уголовно-процессуальное право, равно как и практика его применения, претерпело ряд существенных изменений - все они были учтены при подготовке настоящего издания. Эти изменения связаны как с законодательными новеллами, так и с решениями Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации по целому кругу вопросов, возникших в процессе реализации норм нового российского Уголовно-процессуального кодекса. За истекшее время появились также многочисленные научные и учебно-методические работы по данному предмету, в которых представлены различные теоретические взгляды и подходы <1>. Авторы с удовлетворением отмечают, что многие положения, находящиеся в русле состязательной парадигмы построения судопроизводства и сформулированные ими в учебнике, встречают понимание и поддержку в юридической литературе <2>.

--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. И.Л. Петрухин) включен в информационный банк согласно публикации - Велби, Проспект, 2008 (6-е издание, переработанное и дополненное).
КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общ. ред. А.В. Смирнова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009 (5-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. проф. И.Л. Петрухин. М.: Проспект, 2004; Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2004; Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. СПб.: Питер, 2003, 2004 (2-е изд.); Уголовный процесс: Учебник. Общая часть / Под ред. проф. В.З. Лукашевича. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2004; Уголовный процесс: Учебник. Особенная часть / Под ред. проф. В.З. Лукашевича. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2005; Уголовный процесс: Учебник / Под ред. проф. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 2005 и др.

<2> См.: Вандышев В.В. Уголовный процесс в современных условиях: Курс лекций. СПб.: Питер, 2002; Еникеев З.Д., Васильева Е.Г. Нужны такие книги (рец. на учебник: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003) // Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции 16 - 17 октября 2003 г. Ч. III. Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 10 - 13; Макаркин А.И. Состязательность на предварительном следствии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004; Шестакова С.Д. Метод российского уголовно-процессуального права: от инквизиционности к состязательности. СПб.: С-Петерб. ун-т МВД России; и др.
Однако следует сказать и о другой, противоположной тенденции. Практическая реализация состязательных и других либеральных начал в пореформенном уголовном процессе проходит трудно и противоречиво. Не все российские судьи, прокуроры и следователи оказались готовы принять обновленный уголовный процесс как спор равных сторон перед лицом беспристрастного и независимого суда. Часть следователей и прокуроров поняли состязательность лишь как свое право добиваться осуждения обвиняемых во что бы то ни стало, не слишком заботясь при этом об интересах достижения истины. Многие судьи по-прежнему склонны отождествлять свои задачи с задачами прокуратуры и предварительного расследования; роль правосудия они видят не в беспристрастном и объективном разрешении спора обвинения и защиты, где реабилитация невиновного - такая же желанная цель, как и осуждение виновного, а в пресловутой "борьбе с преступностью". На деле такой односторонний подход ведет к снижению стандартов доказанности виновности, недостаточной обоснованности и мотивированности решений, снисходительности к процессуальным нарушениям и пренебрежительному отношению к законным интересам участников процесса. Раздаются голоса о необходимости законодательного ужесточения уголовного процесса, усиления в нем мер принуждения, сокращения сферы применения некоторых важнейших гарантий правосудия, таких, например, как суд с участием присяжных заседателей и т.д. Ревизия демократических завоеваний судебной реформы сегодня представляет реальную опасность. Поэтому далеко не каждая из законодательных новаций или разъяснение Верховного Суда Российской Федерации безоговорочно приветствуются авторами - некоторые, по их мнению, уклоняются от первоначальной состязательной идеи, заложенной в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Поводом для подобных новаций обычно служат ссылки на необходимость усиления защиты от преступлений интересов общества и государства, которые якобы были принесены в УПК РФ в жертву гарантиям интересов личности, и в первую очередь - обвиняемого <1>. Спорные нововведения получили в учебнике принципиальную оценку, исходящую из того многократно подтвержденного историей факта, что лишь строгое следование стандартам состязательности обеспечивает подлинно справедливое судопроизводство. В этой связи авторы считают нелишним напомнить слова Фрэнсиса Бекона о том, что "один несправедливый приговор влечет большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, тогда как неправедный судья губит самый источник".

--------------------------------

<1> Критику таких взглядов см.: Радутная Н.В. Современное уголовное судопроизводство и его влияние на правовые воззрения юристов // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 53 - 57.
Многие идеи, высказанные в учебнике, являются новыми, однако все они, имея своим предметом современные проблемы и потребности судопроизводства, находятся в русле традиций отечественной, прежде всего петербургской, школы теории уголовного процесса, начало которой было положено знаменитым Курсом уголовного судопроизводства профессора Императорского Санкт-Петербургского университета И.Я. Фойницкого, последователями которого считают себя и авторы настоящей работы.
Раздел I. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Глава 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
§ 1. Понятие уголовного судопроизводства

и уголовного процесса
Уголовно-процессуальный закон отождествляет понятия уголовного судопроизводства и уголовного процесса. Согласно п. 56 ст. 5 УПК РФ <1> уголовное судопроизводство - это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Таким образом, не только собственно судебные стадии процесса, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования также считаются частью судопроизводства. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на так называемых досудебных стадиях осуществляется не сама по себе, но тесно связана с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам. Кроме того, законом предусмотрено постоянное участие в этих стадиях суда, который в виде судебного контроля за деятельностью органов предварительного расследования и прокурора осуществляет правосудие.

--------------------------------

<1> В дальнейшем - УПК. При упоминании лишь номеров статей нами будет иметься в виду УПК РФ, если не оговорено иное.
В самом общем виде уголовное судопроизводство (процесс) можно охарактеризовать как юридическую форму для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступлений. Иногда его определяют как урегулированную нормами права деятельность органов предварительного расследования, прокурора по расследованию, а также деятельность суда по разрешению уголовных дел. Это определение обычно дополняют указанием на систему правоотношений всех участников уголовного процесса для того, чтобы подчеркнуть, что уголовное судопроизводство - это деятельность не только государственных органов, но и прочих лиц - граждан, участвующих в процессе: потерпевших, обвиняемых, защитников, гражданских истцов и гражданских ответчиков и др. <1>. Следует, однако, иметь в виду, что уголовно-процессуальная деятельность имеет различные формы, не все из которых предполагают участие органов предварительного расследования или прокурора (например, производство по делам частного обвинения); не каждое уголовное дело передается и в суд (отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение его на досудебных стадиях процесса). Кроме того, понятие уголовного процесса традиционно используется для описания не только деятельности, но и отрасли уголовно-процессуального права, устанавливающего формы этой деятельности. Поэтому общее определение уголовного процесса должно начинаться с понятия юридической формы, которое охватывает и названную деятельность, с точки зрения ее соответствия нормам уголовно-процессуального права, и отрасль процессуального права. Именно юридическая процессуальная форма является предметом процессуально-правового регулирования, в то время как деятельность органов предварительного расследования, прокуроров, судей и других участников судопроизводства есть его объект. Когда мы говорим об уголовном процессе, деятельность следователей, органов дознания, прокуроров и судей интересует нас постольку, поскольку имеет специфическую процессуальную форму, и рассматривается именно с этой стороны. В то же время их деятельность по расследованию и разрешению дел может быть предметом регулирования и других отраслей, посвященных оперативно-розыскной деятельности, судоустройству, прокурорскому надзору, а также предметом применения криминалистических рекомендаций. Эта сторона указанной деятельности выходит за рамки понятия уголовного процесса. Поэтому, признавая, что уголовный процесс - это и деятельность, следует иметь в виду, что он - только часть всей деятельности суда, прокурора, следователя, дознавателя, органов дознания по подготовке и разрешению уголовных дел, а именно ее внешняя юридическая форма.

--------------------------------

<1> См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. В 2 т. М., 1968. Т. I. С. 34 - 36; Уголовный процесс: Учебник / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2001. С. 6; и др.
§ 2. Уголовно-процессуальная форма
Сказанное выше не означает, что уголовное судопроизводство, понимаемое как форма, лишено собственного содержания, которое состоит из трех элементов: юридических процедур, условий и гарантий, предусмотренных нормами уголовно-процессуального права, которые и составляют содержание понятия процессуальной формы.

Процедуры - это последовательность, очередность совершения тех или иных процессуальных действий. Например, предъявление обвинения предполагает определенную очередность совершаемых следователем действий: вынесение мотивированного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, вызов или привод обвиняемого, предъявление ему постановления, разъяснение прав на предварительном следствии, допрос обвиняемого и т.д. Если взглянуть на уголовный процесс в целом, то можно увидеть, что он складывается из стадий - следующих друг за другом отрезков процессуальной деятельности, отличающихся особыми целями и задачами, процессуальной формой, кругом участников и принимаемыми в итоге решениями.

В российском уголовном процессе в настоящее время имеется девять стадий. Досудебное производство составляют: 1) возбуждение уголовного дела и 2) предварительное расследование. Судебное производство включает в себя: 3) подготовку к судебному заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) апелляционное производство; 6) кассационное производство; 7) исполнение приговора; 8) надзорное производство; 9) возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Первые семь стадий принято считать обычными (ординарными), а две последних - исключительными (экстраординарными), так как в них происходит пересмотр уже вступившего в силу приговора.

Стадии, в свою очередь, обычно разделяются на этапы, или части. Например, стадия судебного разбирательства состоит из следующих этапов: подготовительная часть судебного заседания, судебное следствие, судебные прения и последнее слово подсудимого, вынесение и провозглашение приговора.

Процессуальные условия - это нормативные предписания: а) устанавливающие основания производства процессуальных действий; б) обязывающие лиц, ведущих процесс, в установленных законом случаях получать предварительное разрешение (решение суда, санкцию прокурора и др.) на осуществление определенных процессуальных действий (например, заключение под стражу, производство обыска или выемки в жилище, выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и т.п.); в) вводящие различные запреты и ограничения на совершение ряда действий (например, запрет домогаться показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и других участников процесса путем насилия, угроз и иных незаконных мер; воспроизводить аудио- или видеозапись допросов без предварительного оглашения соответствующего протокола и др.); г) определяющие круг участников процессуальных действий и их правовой статус; д) устанавливающие в определенных законом случаях место или время либо сроки проведения процессуальных действий (например, осмотра места происшествия, сроки содержания под стражей и предварительного расследования; срок для обжалования приговора и т.д.). Процессуальные условия проведения следственных действий могут быть общими (например, общие правила производства процессуальных действий - ст. 164 УПК) и специальными, предусмотренными законом для совершения каждого вида процессуальных действий.

Уголовно-процессуальные гарантии - это специальные правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов участников процесса, а равно выполнение ими своих обязанностей. Специальный характер этих средств заключается в том, что они позволяют управомоченному лицу принудительно защитить свое право или добиться выполнения кем-либо его обязанности, независимо от воли противостоящих ему субъектов. Этим гарантии отличаются от процедур и процессуальных условий, ибо соблюдение процедур и условий само нуждается в гарантиях. Например, такое процессуальное условие, как участие защитника при проведении следственных действий в отношении своего подзащитного (п. 5 ч. 1 ст. 53), вряд ли могло бы предотвратить нарушения прав обвиняемого (подозреваемого), если бы не было гарантировано, в частности, правилом о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 75). Другой пример. Презумпция невиновности, т.е. принцип, в силу которого обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не доказана и не установлена вступившим в законную силу приговором суда, оставалась бы простой декларацией, если бы на ее страже не стояло правило о толковании всех неустранимых сомнений в пользу обвиняемого. Правило о толковании сомнений выступает в данном случае как главная гарантия презумпции невиновности, которая, в свою очередь, есть важное условие процессуальной деятельности.

Смешение процессуальных гарантий с условиями и процедурами опасно, так как чревато оставлением последних без реальной защиты под тем предлогом, что они сами уже являются гарантиями. Конечно, любые правовые предписания, запреты или дозволения имеют целью обеспечить некий интерес, однако делают они это по-разному: одни создают необходимые предпосылки для правильной реализации интереса (процессуальные условия), другие описывают конкретные шаги по его реализации (процедуры), а третьи предусматривают санкции за их неисполнение. Последние и есть юридические гарантии. Нетрудно заметить, что членение законодательного материала на условия, процедуры и гарантии воспроизводит внутреннюю логическую структуру правовых норм, состоящих из гипотез, диспозиций и санкций. Однако следует иметь в виду, что в реальных нормативных правовых актах в силу особенностей законодательной техники гипотезы, диспозиции и санкции логических норм, как правило, рассредоточены, т.е. могут быть выражены фрагментарно, в виде отдельных правоположений. В частности, санкции логических норм часто образуют так называемые охранительные нормы - предписания либо нормы-запреты, которые и служат конкретными гарантиями. Последние можно считать технико-юридической формой выражения нормативных санкций.

В качестве примеров важнейших процессуальных гарантий следует назвать прежде всего следующие нормы и институты, которые будут более подробно рассмотрены нами в последующих разделах учебника: исключение доказательств, полученных с нарушением закона; толкование сомнений в пользу обвиняемого; свобода от самообвинения; правило о недопустимости поворота обвинения к худшему; право на отвод; меры пресечения и иные меры процессуального принуждения и др. Иногда процессуальные гарантии подразделяют на гарантии правосудия и гарантии личности <1>. Однако грань между ними весьма условна, ибо то, что гарантирует законные интересы личности в судопроизводстве, тем самым гарантирует правосудие, и наоборот. Так, применение к обвиняемому меры пресечения (например, заключения под стражу и т.д.), с одной стороны, гарантирует, что он не сможет скрыться от правосудия, а с другой - что потерпевший и гражданский истец смогут реально рассчитывать на удовлетворение своих требований к конкретному лицу.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С. 57.
Значение процессуальной формы состоит в том, что она позволяет, во-первых, придать единообразие судебной и следственной деятельности на всей территории государства, без чего немыслим ни его суверенитет, ни равенство граждан перед законом и судом. Во-вторых, процессуальная форма призвана обеспечить наиболее целесообразные условия и порядок ведения дел, гарантии установления истины, так как аккумулирует в себе многовековой опыт расследования преступлений и судебного разбирательства. В-третьих, процессуальная форма создает условия и гарантии, обеспечивающие личности, участвующей в уголовном судопроизводстве, защиту ее законных прав и интересов.

До сих пор мы говорили о процессуальной форме в самом общем, абстрактном виде, поскольку условия, процедуры и гарантии являются элементами любого уголовного процесса. Вместе с тем конкретное содержание и соотношение этих элементов может существенно различаться в процессуальных системах, принадлежащих к разным исторически сложившимся типам.
§ 3. Цели и задачи уголовного судопроизводства
Понятие уголовного судопроизводства было бы неполным, если бы оно не раскрывало содержания целей и задач, решение которых происходит в процессуальной форме. Уголовно-процессуальный закон использует понятие "назначение уголовного судопроизводства" (ст. 6 УПК). Синонимом слова "назначение" является понятие "цель" <1>. Следовательно, в ст. 6 Кодекса речь идет о целях судопроизводства. Как вытекает из содержания п. п. 1, 2 ч. 1 названной статьи, цель судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов как лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступления либо незаконно ограниченных в их правах и свободах <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 373.

<2> Обзор высказанных в литературе позиций по данному вопросу см.: Александров А.С., Александрова И.А., Круглов В.И. Назначение уголовного судопроизводства и наказания. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005.
В статье 6 говорится о защите прав и интересов лишь физических и юридических лиц (организаций), однако уголовное судопроизводство - отрасль публичного права, и большинство уголовных дел являются делами не частного, а публичного обвинения (ч. 5 ст. 20). В ходе уголовно-процессуальной деятельности могут серьезно ограничиваться некоторые права и свободы граждан, а также права юридических лиц. На цели подобной деятельности прямо указывает ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Поэтому содержание ч. 1 ст. 6 следует толковать расширительно, а в уголовном процессе должна осуществляться защита не только частных интересов отдельных физических и юридических лиц, но и публичных интересов, а именно: основ конституционного строя, нравственности, обороны страны и безопасности государства.

По буквальному смыслу ч. 2 ст. 6 уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, а также отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение от ответственности и реабилитация не являются целями уголовного судопроизводства как такового. Они лишь отвечают общей правозащитной цели судопроизводства, т.е. соответствуют ей, работают на нее, являясь особенными целями стороны обвинения, стороны защиты либо суда. Так, целью стороны обвинения (уголовного преследования) является установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21). Цель стороны защиты состоит в доказывании невиновности подозреваемого или обвиняемого и необходимости его реабилитации, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания, либо применения к подзащитному минимальной меры наказания. Цель суда - назначение виновным справедливого наказания либо реабилитация невиновных; в случаях, предусмотренных законом, - освобождение обвиняемых от ответственности и наказания, а также защита конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Соединенные воедино в рамках процесса эти цели обеспечивают достижение названных выше общих правозащитных целей уголовного судопроизводства.

Кроме правозащитной цели уголовного судопроизводства можно, на наш взгляд, говорить также и о такой его цели, как восстановление общественного мира. Она находит отражение в примирительной деятельности мирового судьи, суда, прокурора, следователя, дознавателя. Примирение сторон влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования (ч. 2 ст. 20, ст. 25, ч. ч. 4 - 6 ст. 319) <1>.

--------------------------------

<1> В немецкой процессуальной доктрине господствующей является точка зрения о том, что "цель уголовного процесса - восстановление правового мира на пути добросовестного стремления к справедливости (см.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 710).
Цели в уголовном судопроизводстве следует отличать от выполняемых здесь задач. Если цель - это предмет стремления, то, что надо желательно осуществить, то задача - это то, что требует безусловного исполнения, разрешения <1>. Если цель уголовного судопроизводства, как уже говорилось, состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступления либо незаконно ограниченных в их правах и свободах, то задача уголовного судопроизводства - это разрешение конкретных уголовных дел. В свою очередь, уголовное дело в широком смысле - это жизненный случай, требующий разрешения вопроса о необходимости применения к нему в процессуальных формах норм материального уголовного права. Таким образом, задачу уголовного судопроизводства следует понимать как выяснение и разрешение в процессуальных формах вопроса о необходимости и возможности применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 198, 861.
Цель уголовного судопроизводства в силу ряда объективных или субъективных причин может оказаться недостигнутой, например, когда преступление остается нераскрытым. В то же время задача процесса должна быть безусловно выполнена в любом случае, т.е. должны быть произведены все необходимые процессуальные действия в отношении конкретного жизненного случая, требующего разрешения вопроса о применении норм уголовного права.

Подобным же образом следует разграничивать цели и задачи сторон в уголовном деле, а также суда. Так, задача стороны уголовного преследования состоит в следующем: в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры, направленные на достижение стоящей перед ними цели (установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления). Эти меры заключаются в разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела, в производстве предварительного расследования, направлении уголовного дела в суд или его прекращении в установленных законом случаях. Задачей стороны защиты является оказание подозреваемому или обвиняемому юридической помощи при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49). Задача суда состоит в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15), а также в разрешении уголовных дел и процессуальных вопросов, отнесенных к его компетенции (ст. 29).
§ 4. Уголовно-процессуальная наука
Уголовное судопроизводство изучается наукой, или теорией, уголовного процесса. То, что изучает наука, называют ее объектом. Теория уголовного процесса имеет дело с уголовно-процессуальными нормами и практикой их применения, т.е. уголовно-процессуальной деятельностью. Именно они и составляют объект ее изучения. Однако объект интересует любую науку, в том числе и теорию уголовного процесса, не ради простого описания, а главным образом для объяснения явлений реальности и прогнозирования направлений их развития. Поэтому теория в конечном счете стремится вычленить в изучаемых объектах интересующие ее особые свойства, связи и закономерности. Эти свойства, связи и закономерности объекта образуют предмет соответствующей науки.

Обобщенно предмет теории уголовного процесса можно определить так: это свойства уголовного судопроизводства, его связи, закономерности возникновения, функционирования и развития как социально-правового явления.

Ввиду того что уголовный процесс интересует науку не просто как сумма норм, а как социально-правовое явление, эти нормы исследуются не только с точки зрения формально-юридического содержания, но и исходя из их социального смысла и назначения. При этом теория выявляет социальные интересы и потребности, питающие те или иные нормы и институты, а также результаты их практической реализации. Словом, наука уголовного процесса изучает как правовые нормы, так и общественные отношения, которые порождают эти нормы либо складываются на их основании. В последнем случае принято говорить о правоотношениях, т.е. общественных отношениях, переводящих нормативные предписания в плоскость практической деятельности. Поэтому деятельность участников уголовного процесса также исследуется его теорией. Однако деятельность, связанная с производством по уголовным делам, освещается многими научными дисциплинами: криминалистикой, теорией оперативно-розыскной деятельности, профессиональной этикой юриста, теорией научной организации труда и др. В отличие от них наука уголовного процесса изучает деятельность лишь с точки зрения ее отношения к нормам права. Это позволяет проверить эффективность и целесообразность тех или иных процессуальных норм.

При практическом применении уголовно-процессуальных норм иногда возникают не только правоотношения, но и иные отношения, направленные против правовых предписаний (правонарушения). Теория исследует эти правонарушения, приводящие к ним причины и вырабатывает рекомендации по их устранению и предотвращению.

Наука уголовного процесса интернациональна. И хотя она развивается в различных странах, где действуют разные порядки уголовного процесса, его основные правовые институты часто имеют общее происхождение и сходное содержание. Поэтому достижения юридической мысли и законодательства в других государствах, отдельные зарубежные процессуальные формы и институты могут успешно восприниматься на отечественной почве и нуждаются в изучении, впрочем, так же, как и допущенные там просчеты и имеющиеся недостатки. Это порождает потребность в исследовании типов и форм уголовного процесса, которая возрастает по мере развития в мире интеграционных процессов.

Подход к уголовному судопроизводству как к социальному феномену заставляет обращаться к его истории, ибо объяснить любое социальное явление, выяснить закономерности его функционирования можно, лишь зная, почему оно возникло и как развивалось.

Наконец, уголовно-процессуальная теория, как всякая настоящая наука, имеет свою память - она анализирует пройденный ею путь, делает выводы из побед и поражений, т.е. изучает самое себя, или, иначе говоря, имеет свою историографию.

Итак, предметом теории уголовного процесса являются:

1) внутреннее логическое содержание, структура и система норм уголовно-процессуального права;

2) социальные интересы и потребности, лежащие в основании уголовно-процессуальных норм и институтов;

3) правоотношения, возникающие при производстве по уголовным делам как форма практической реализации правовых предписаний;

4) нарушения уголовно-процессуальных норм, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности, их причины и способы устранения;

5) типы, формы, тенденции развития зарубежного уголовного процесса, их достоинства, недостатки и влияние на отечественное процессуальное законодательство;

6) история и направления развития уголовного судопроизводства;

7) история изучения уголовного судопроизводства (историография науки уголовного процесса).

Помимо предмета уголовно-процессуальная теория, как и любая другая наука, характеризуется своей методологией, т.е. системой приемов и способов исследования предмета. Различают формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и исторический методы исследования. Рассмотрение норм права исходя лишь из их наличного содержания порождает формально-юридический метод исследования. Он выражается в грамматическом, логическом и систематическом толковании наукой уголовного процесса норм права. Метод сравнительного правоведения заключается в сопоставлении и оценке правовых институтов и норм, существующих в различных государствах. Благодаря этому методу учитываются недостатки и заимствуются достижения правового регулирования в области уголовного судопроизводства за рубежом. Изучение общественных отношений, социальных интересов и потребностей, вызывающих к жизни те или иные правовые нормы, требует использования социологических методов как теоретической, так и прикладной социологии. Теоретико-социологический подход позволяет рассматривать уголовный процесс как социальный институт в его органической связи с общественным целым, учитывать влияние цивилизационных, экономических, политических, культурных и других социальных факторов. Конкретно-социологические методы - опросы, анкетирования, статистические исследования и др. - дают возможность улавливать конкретные социальные потребности и интересы, делать выводы о степени эффективности тех или иных правовых норм. Исторический метод исследования исходит из представления о том, что развитие уголовного процесса происходит в соответствии с объективной логикой развития общества и государства. Это роднит его с методами теоретической социологии. Вместе с тем исторический метод используется и в форме исторического толкования уголовно-процессуальных норм, когда их истинное содержание выясняется путем сравнения с предшествующим законодательным материалом с целью выявления их направлений развития.

Основы многих современных представлений о судоустройстве были заложены уже в глубокой древности. Суд присяжных создан афинскими законодателями - Клисфеном, Эфиальтом, Периклом (VI - V вв. до н.э.). Классических форм достиг в республиканском Риме состязательный процесс, однако, по-видимому, началом юридической науки вообще и теоретических представлений об уголовном процессе в частности следует считать II - III вв. н.э., этот "золотой век" римской юриспруденции, когда творили такие выдающиеся юрисконсульты, как Папиниан, Павел, Ульпиан и др. Будучи в основном разработчиками частного гражданского права, они впервые создали теоретические представления о правосудии, доказательствах, презумпциях и т.д. Так, Ульпиан (170 - 228) - префект претория при императоре Александре Севере - первым сформулировал положение, близкое по смыслу к презумпции невиновности, заявив, что лучше освободить десять виновных, чем осудить одного невиновного.

Дальнейшие шаги по теоретическому осмыслению проблем уголовного судопроизводства связаны с рецепцией римского права в средневековой Европе учеными - юристами-глоссаторами и легистами. Наиболее яркий след в истории судопроизводства оставили: один из первых французских теоретиков права Филипп де Реми Бомануар (1250 - 1296) - автор известнейшего сборника обычаев средневековой Франции (кутюмы Бовуази), английский правовед Генри Брактон (1200 - 1268), первым систематизировавший английское общее право, знаменитый немецкий юрист и реформатор законодательства барон Иоганн Шварценберг (1463 - 1528), итальянские легисты XVI - XVII вв. Кларус и Фаринаций, разработавшие обширное учение о формальных доказательствах, и др.

На Новое время, особенно XVIII - XIX вв., приходится наиболее быстрое развитие теории уголовного судопроизводства. Подлинный переворот в представлениях об уголовном правосудии связан со знаменитым сочинением итальянского юриста Чезаре Беккариа "О преступлениях и наказаниях" (1764), в котором были сформулированы и получили большой общественный резонанс гуманистические принципы права обвиняемого на защиту, презумпции невиновности, гласности судебного разбирательства. На современников этот труд произвел настолько глубокое впечатление, что они называли его "откровением свыше и пророчеством будущего". Дидро, Вольтер, Гельвеций, русская императрица Екатерина II сочли необходимым написать к нему свои комментарии. Значительный вклад в становление уголовного судопроизводства состязательного типа внесли: англичане Уильям Блэкстон (1723 - 1780), Иеремия Бентам (1748 - 1832), Джеймс Ф. Стифен (1829 - 1894), немцы Карл Миттермайер (1787 - 1867), Франц Гольцендорф (1829 - 1889), Рудольф Гейнце (род. 1825 г.), австриец Юлий Глазер (1831 - 1885), французы Фостэн Эли (1799 - 1884) - автор девятитомного курса уголовного процесса, являющегося классикой французской теории судопроизводства, Р. Гарро, американец Френсис Уортон (1820 - 1889) и др.

В настоящее время видными представителями уголовно-процессуальной теории на Западе признаются такие ученые, как проф. В. Бойльке, К. Роксин, Ф.-К. Шредер, Х.-Ю. Кернер, Б. Крамер, Э. Шлюхтер, К. Фольк, У. Айзенберг (Германия); Б. Булок, М. Дельмас-Марти, Ж. Ларгье, Л. Ламбер, Ж. Левассер, Ж. Прадель, Ж. Стефани, М.-С. Расса (Франция); Т. Делла-Марра (Италия), Д.Х. Вигмор, Л. Уайнреб (США); К. Кенни, Р. Уолкер, А. Эшворт (Англия) и др.

Российская процессуальная наука берет свое начало с первого систематизированного курса уголовного процесса в России - работы профессора Санкт-Петербургского университета С.И. Баршева "Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному судопроизводству" (СПб., 1841). Признанными корифеями российской процессуальной науки в дореволюционный период были И.Я. Фойницкий (1847 - 1913) - автор классического Курса уголовного судопроизводства, В.К. Случевский (1844 - 1926), Д.Г. Тальберг (1853 - 1891), А.П. Чебышев-Дмитриев (1834 - 1877), Н.Н. Розин и др. Важнейшей ступенью развития отечественной процессуальной науки стала судебная реформа 1864 г., в ходе которой был разработан и принят выдающийся законодательный акт в истории российского права - Устав уголовного судопроизводства. В разработке Основных положений (1862) и проекта Устава в составе особой судебной комиссии при Государственной канцелярии приняли участие талантливые юристы: Бревер, Есипович, Зарудный, Зубов, Ковалевский, Любимов, Перетц, Попов, Принтц, Розов, Утин.

В советский период уголовно-процессуальная теория долгое время была поставлена на службу бюрократическому государственному аппарату, связана путами коммунистической идеологии. В эпоху сталинизма она нередко пыталась оправдывать судебные репрессии. Печальным примером этого явились сочинения академика А.Я. Вышинского (Теория доказательств, 1941 и др.), в которых многие важные принципы и гарантии состязательного процесса объявлялись вредными "буржуазными" пережитками. Тем не менее, к чести отечественной процессуальной теории, следует сказать, что, несмотря на идеологические шоры и запреты, в советское время создавались и фундаментальные научные труды таких ученых, как М.А. Чельцов-Бебутов (Курс советского уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах, 1957), М.С. Строгович (Курс советского уголовного процесса, 1958, 1968 - 1970). Сорокалетний путь советской теории уголовного процесса нашел отражение в работе Н.Н. Полянского "Очерк развития советской науки уголовного процесса" (М., 1960).

На 60 - 70-е годы XX в. - время относительной стабилизации социализма - приходится расцвет советской науки уголовного процесса. Целый ряд интересных и полезных работ этого периода принадлежит перу таких известных российских ученых, как Н.С. Алексеев, В.Д. Арсеньев, В.П. Божьев, В.Д. Бойков, К.Ф. Гуценко, В.Г. Даев, В.Я. Дорохов, Л.М. Карнеева, И.И. Карпец, Э.Ф. Куцева, А.М. Ларин, В.З. Лукашевич, П.А. Лупинская, Г.М. Миньковский, И.Б. Михайловская, Я.О. Мотовиловкер, В.П. Нажимов, И.Д. Перлов, И.Л. Петрухин, Н.Н. Полянский, В.М. Савицкий, В.Т. Томин, А.И. Трусов, Ф.Н. Фаткуллин, С.А. Шейфер, А.А. Эйсман, П.С. Элькинд, М.Л. Якуб и др. В 1966 - 1967 гг. была опубликована двухтомная монография "Теория доказательств в советском уголовном процессе", сыгравшая большую роль в развитии отечественного доказательственного права. Заметное место среди учебной литературы по уголовному процессу заняли: "Курс советского уголовного процесса. Общая часть" под ред. проф. А.Д. Бойкова и проф. И.И. Карпеца (1989), учебник "Советский уголовный процесс" под ред. проф. Н.С. Алексеева и проф. В.З. Лукашевича (Л., 1989) и ряд других. Подведением итогов советского периода процессуальной теории можно считать работу Н.С. Алексеева, В.Г. Даева, Л.Д. Кокорева "Очерк развития науки советского уголовного процесса" (Воронеж, 1980), в которой дан анализ ее основных идей и тенденций, рассмотрены различные научные позиции и подходы.

В постсоветское время ветер перемен затронул и уголовно-процессуальную теорию. К началу 90-х годов назрела потребность в радикальной судебной реформе, призванной заменить обветшалые процессуальные конструкции современным демократическим законодательством. Особо следует отметить труд коллектива авторов Института государства и права "Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФСР. Теоретическая модель" под ред. проф. В.М. Савицкого (1990). Многие положения этой книги были в дальнейшем востребованы при подготовке окончательного проекта УПК РФ. Была подготовлена и принята высшим органом законодательной власти страны Концепция судебной реформы (24.10.91), созданная коллективом ученых-правоведов (Б.А. Золотухин, С.Е. Вицин, А.М. Ларин, И.Б. Михайловская, Т.Г. Морщакова, С.А. Пашин, И.Л. Петрухин, Ю.И. Стецовский). В ее основу легли идеи разделения властей, состязательности судопроизводства, независимой судебной власти, равенства сторон, презумпции невиновности, неприкосновенности личности, контроля суда за соблюдением конституционных прав граждан на предварительном расследовании и т.д. Впоследствии многие из них нашли закрепление в Конституции РФ (1993). Это послужило стимулом к новому витку развития отечественной уголовно-процессуальной науки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Учебник iconУчебник. Том I (под ред доктора юридических наук, профессора О. Н....
Учебник предназначен для студентов и преподавателей юридических, экономических и технических вузов, а также лиц, получающих второе...

Учебник iconУчебник. Том II
Гражданское право: Учебник. Том II (под ред доктора юридических наук, профессора О. Н. Садикова) "Контакт", "инфра-м", 2007 г

Учебник iconКоркина М. В. К66 Психиатрия: Учебник для студ мед вузов / М. В....
Учебник предназначен для студентов медицинских вузов, работаю­щих психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов и специали­стов...

Учебник iconУчебник “социально-трудовые права и свободы ”
М. Д. Социально-трудовые права и свободы: российские и международные принципы, нормы, проблемы. Учебник (по программам высшего классового...

Учебник iconОпыт разработки интерактивных мультимедийных программ для обучения языкам
В качестве примеров обсуждаются компьютерный учебник “репетитор english”, тренажеры по аудированию и устному переводу “Living English”,...

Учебник iconУчебник составлен с использованием последних руководящих документов....
Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П. И. Сидорова. – М.: Гэотар-мед, 2006....

Учебник iconАлександр Тимофеевич Степанищев История России. Часть XVIII начало XX века
Учебник состоит из двух частей. Часть 1 содержит исторические сведения о развитии России XVIII – начала ХХ века. Учебник адресован...

Учебник iconДавыдов М. И. Онкология: учебник / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев
Давыдов М. И. Онкология: учебник / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев. – М.: Гэотар-медиа, 2010. – 912 с

Учебник iconАйламазян Э. К. Акушерство : учебник для мед вузов / Э. К. Айламазян. 7-е изд
Акушерство : учебник для мед вузов / Э. К. Айламазян. 7-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2010. 543 с ил. (Шифр 618. 2(075. 8)/А...

Учебник iconУчебник 43. 03. 02 «Туризм»
Трухачев А. В. Михайлова К. Ю., Елфимова Ю. М., Иволга А. Г., Варивода В. С., Карнаухова Я. А., Сидельникова К. А., Андреянова С....

Учебник iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Фтизиатрия : учебник / В. Ю. Мишин [и др.]. 2-е изд., перераб и доп. М. Гэотар-медиа, 2015. 520 с.: ил

Учебник iconУчебник для спо/ Уша Б. В., Жуленко В. Н., Волкова О. И
Адрес: 193079, г. Санкт-Петербург, ул. Новоселов д. 8 лит. А. Тел.: (812)946-23-27

Учебник iconБеляков Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник для вузов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебник iconИсследовательский центр внетелесных переживаний представляет: фаза практический учебник
С предложениями по переводам и изданиям данной и прочих книг М. Радуги обращаться по почте

Учебник iconБиблиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку иатэ
Курс английского языка для администрации фирмы : учебник / сост.: Н. Тоотс, Т. Лоог. М. Поматур, 2001. 112 с

Учебник iconУчебник 2-е издание, переработанное и дополненное
По-видимому, возникнет надобность в выделении правового статуса таких категорий муниципальных образований, как сельские поселения...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную