Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников


Автор: Никифорова Лариса Николаевна

Воспитатель филиала МОУ Тимирязевской СШ – детский сад «Берёзка»
Развитие речи дошкольников

через развитие мелкой моторики рук
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте пристальное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры:

"Сорока - сорока", "Ладушки - ладушки", "Этот пальчик - бабушка", "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут;

с детьми третьего года жизни - "Скачет зайка косой", "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Бабушкины ладошки", "Хомка, хомка, хомячок" и другие.

В работе с детьми трех лет также часто используется выполнение упражнений с опорой на карточку. Использование таких карточек способствует развитию памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения и наблюдательности.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты).

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

Одним из способов развития мелкой моторики являются "пальчиковые игры", способствующие развитию речи, творческой деятельности.

"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Использование продуктивных видов деятельности, развивающих мелкую моторику и речь (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение и т.д.).

Интересными и полезными для развития пальцев рук - занятия с использованием бумаги. Можно выполнять разнообразные действия: мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупы (гороха, риса, манки, гречки и т.д.) развивают точность движений. С их помощью можно работать по сюжетам сказок, проговаривая детали. Например, игра "Золушка" (дети перебирают перемешанную крупу, приговаривая потешку), "Рисунок на крупе" с последующим описательным рассказом.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конкурсы рисунков, выставки художественных работ сопровождаются презентацией ребенка, что развивает общую коммуникативную культуру.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

  • Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

  • Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" (мы пальцем или палочкой как бы рисуем контур букв, чисел на ладони ребёнка) на правой и левой руке.

  • Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

  • Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

  • Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

  • "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

  • Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

  • "Повтори движение"

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

  • Чтобы не снились голодные сны?"

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

  • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

  • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

  • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  • Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек (удалить головку из серы) или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

  • Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

  • «12 месяцев». Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".


  • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

  • Игры - шнуровки:

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; - развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Групповые игры.

Любые игры способствуют развитию речи и общей осведомленности, а при выполнении ролей отрабатывается коммуникативные навыки, умение понимать и выполнять инструкцию, умение руководить.

  • "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри".

  • "Ритм по кругу". Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

  • Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

  • "Слепой скульптор". Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

  • "Зоопарк". Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображаемое животное.

  • «Повтори». Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.

  • "Ладушки". Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками.

И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

  • Этюды по "Согласованным действиям": пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой.

  • "Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

  • "Канон". Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.

  • "Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу между ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.

  • Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны отгадать название произведения.

  • Дети разбиваются на две команды. Первый ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенный ему предмет или слово из нескольких букв (используются буквы от детской магнитной азбуки). Затем с помощью пантомимы показывает следующему члену команды, какой предмет ему предъявили. Следующий ребенок называет данный предмет третьему члену команды, тот опять показывает его с помощью пантомимы четвертому, а четвертый с закрытыми глазами находит этот предмет из предложенных или составляет слово - название данного предмета. Участники команды постоянно меняются местами. Выигрывает команда, правильно отгадавшая большинство предметов.

Регулярное, целенаправленное, систематическое и планомерное использование упражнений для мелкой моторики стимулирует речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает возможность для совершенствования психических процессов, что способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconРазвитие грамматического строя речи у старших дошкольников
Характеристика особенностей грамматического строя речи старших дошкольников с онр III уровня

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconОсновная общеобразовательная программа
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» п им. М. Горького

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconМбдоу «Детский сад №1» д. Мокшино в дальнейшем «детский сад»
Функционирует с 1963 года. С 1963 по 31. 12. 2004 учреждение находилось в ведение Сельскохозяйственного производственного кооператива...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconМетодические подходы к проблеме преодоления недостатков связной речи...
Тема: «Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с онр»

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconМежду мдоу «Детский сад №22» ипк мдок «Детский сад №22»
Петрозаводского городского округа «Детский ад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconЛариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей
Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают,...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconЛариса Геннадьевна Нуриева Развитие речи у аутичных детей
Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают,...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconПриказ № от 201 г. Принято на заседании трудового коллектива мдоу...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №31 города Пензы «Волшебная страна»

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconРабочая программа по английскому языку муниципального бюджетного...
Данная программа является модифицированной, так как разработана на основе программы обучения дошкольников английскому языку «Английский...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников icon«Детский сад общеразвивающего вида №35»
Настоящее Положение о должностной инструкции работников (далее Положение) муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconПоложение о стуктурном подразделении муниципального общеобразовательного...
Структурное подразделение дошкольное образование моу сош №5, в дальнейшем именуемое (структурное подразделение детский сад) создано...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconСтилистика русского языка и культура речи риторика учебное пособие
В ходе практических занятий осуществляется тренировка в написании и произнесении речей, анализ образцовых ораторских текстов, развитие...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconРешение и предписание по жалобам рз-308/13, р-/13: ООО "Развитие, ООО "
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconО документообороте мадоу «Центр развития ребёнка детский сад №4» Камышловского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №4» Камышловского городского...

Никифорова Лариса Николаевна Воспитатель филиала моу тимирязевской сш детский сад «Берёзка» Развитие речи дошкольников iconМамы были проблемы в период беременности, трудности во время родов....
Потом он пошел в детский сад. Здесь воспита­тель и другие специалисты стали замечать, что он быстро устает и ни одно дело не доводит...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную