Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр)


страница1/11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения РФ


А.З. Исамулаева


Заболевания

Пародонта
Учебно-методическое пособие

(для преподавателей 4 курса 7 семестр)

АСТРАХАНЬ 2013

УДК 616.314.18

ББК 56.6

И 85
А.З.Исамулаева «Заболевания пародонта».Учебно-методическое пособие для преподавателей 4 курса.-Астрахань:АГМА, 2013г.- 143 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой по терапевтической стоматологии для стоматологических вузов. В настоящем издании систематизированы струк­­тура и методы диагностического исследования, интерпретация его результатов и формулирование диагноза, диагностическиеошибки, клиническая симптоматика и применяемые ме­то­­­ды лечения в пародонтологии.

В каждом занятии сформулирована тема,цель и план занятия .Для контроля усвоения материала в пособие включены тестовые задания ,контрольные вопросы, которые обращают внимание на ключевые аспекты обсуждаемой темы и ситуационные задачи с эталонами ответов.

Пособие составлялось на основе современных литературных источников и предназначено для проведения практических занятий преподавателями для подготовки студентов IV курса по разделу «Заболевания пародонта».
Рецензенты:
-профессор кафедры общей стоматологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессонального образования «Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета»,д.м.н.ОЛЕЙНИК Е.А.

-зав. каф.пропедевтики стоматологических заболеваний, к.м.н. Михайльченко Д.В.

Печатается по решению редакционно-

издательского Совета АГМА
©А.З. Исамулаева

©Астраханская государственная медицинская академия, 2013


ПЛАН

ЗАНЯТИЯ

ВРЕМЯ

МЕСТО

ПРОВЕДЕНИЯ

ОСНАЩЕНИЕ










ОБОРУДОВАНИЕ

УЧЕБНЫЕ

ПОСОБИЯ,

СРЕДСТВА

КОНТРОЛЯ

1.Инструктаж преподавателя о содержании занятия

5 мин

учебная база кафедры терапевтической стоматологии

Современно оснащенное рабочее место стоматолога

План занятия, методические разработки

2.Проверка исходных знаний

25 мин

-«-

-«-

Учебные таблицы, слайды, компьютерные программы, компьютерные фильмы, видеофильмы, рентгенограммы, тематические больные, тесты, учебные и контрольные вопросы, контрольные и ситуационные задачи


3.Демонстрация преподавателем методики лечения больного

15 мин

-«-

-«-

Фантом, пациенты.

4.Самостоятельная работа студента

2 часа,30 мин

-«-

-«-

Методические разработки с указанием последовательности действий и самоконтроля

5.Контроль преподавателем результатов усвоения (опрос по контрольным вопросам, решение ситуационных задач)

40 мин

-«-

-«-

Проверка преподавателем правильности написания тестов, решения ситуационных задач, качества лечения больных, заполнения мед. документации, направления в диагностические и лечебные кабинеты и рецептов

6.Задание на следующее занятие

5 мин

-«-

-«-

Литература по теме занятия, программа самоподготовки


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 1

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 4 КУРСА (7 СЕМЕСТР)

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)
ТЕМА: Заболевания пародонта Определение пародонта. Анатомо-физиологические особенности тканей пародонта. Межзубной сосочек, маргинальная и альвеолярная десна, зубодесневое соединение, собственно периодонт, кость межзубной перегородки.
ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями пародонта.
Воспитательная цель: повторить правила поведения в клинике терапевтической стоматологии (мед. одежда и обувь, средства защиты, техника безопасности)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:


  1. Пародонт. Гистогенез и эмбриогенез.

  2. Строение соединительной ткани.

  3. Кровоснабжение верхней и нижней челюстей.

  4. Правила заполнения истории болезни стоматологического больного.


Тестовый контроль исходного уровня знаний (тесты, ситуационные задачи прилагаются).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Определение пародонта.

  2. Десна, анатомическое и гистологическое строение, признаки патологии.

  3. Десневая борозда, ее содержимое, функция. Зубодесневое соединение.

  4. Периодонт, цемент, альвеолярный отросток. Анатомическое строение.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
В понятие пародонта объединяют комплекс образований – десну, периодонт, костную ткань альвеолы и цемент корня зуба, имеющие общие источники иннервации и кровоснабжения, составляющие единое целое, связанное общностью функции и происхождения. Десна – слизистая оболочка, покрывающая с вестибулярной и оральной стороны альвеолярный отросток и охватывающая зуб в области шейки. С клинической и физиологической точки зрения различают: межзубной сосочек, краевую десну (свободная часть), десну альвеолярного отростка (прикрепленная десна), подвижную часть десны.

Между поверхностью зуба и свободным краем десны имеется щелевидное пространство глубиною 0,2 – 0,5 мм, называемое десневой бороздкой, выстланное эпителием, прикрепляющимся к кутикуле эмали (эпителиальное прикрепление). Десна покрыта многослойным плоским эпителием, склонным в участках, подвергающихся механической нагрузке, к ороговению. В эпителиальных клетках обнаружены РНК, гликоген, гликозамингликаны, играющие важную роль в процессах трофики и регенерации ткани. Дёсны богато иннервированы. Различают два вида нервных окончаний: капсулированные и некапсулированные. Нервно-рецепторный аппарат воспринимает ощущения боли, температурные и тактильные раздражения.

Связочный аппарат десны. Строма слизистой оболочки десны, которая располагается в пришеечной области (циркулярная связка зуба) содержит большое количество коллагеновых окситалановых, эластических аргирофильных волокон. Их направление связано с функциональными особенностями зуба. Такая насыщенность связочного аппарата десны способствует ее плотному прилеганию к зубу и равномерному распределению жевательного давления.

Кроме названных клеток, заслуживает внимания наличие эпителиальных клеток (остатки зубообразовательного эпителия), имеющих форму дисков или параллельных тяжей. Локализуются они преимущественно вблизи цемента корня зуба и кортикальной пластинки альвеолы, а также в костномозговых пространствах межзубной перегородки. Под влиянием патогенных факторов эти клетки могут быть причиной развития патологических процессов (кист, опухолей и др.). Цемент покрывает корень зуба от границы с эмалью до верхушки корня зуба. Цемент по своему строению сходен с костью, состоя из органического вещества – 22%, воды – 32%, остальное – соли кальция, фосфора и др. элементов. Толщина цемента в области шейки зуба – 0,015 мм, в средней части корня – 0,02 мм.

В нормальных условиях происходит медленное отложение цемента преимущественно в верхушечной части корня, в некоторых – неравномерное в виде глыбок или послойно (гиперцементоз). Первичный цемент располагается преимущественно в пришеечной части корня, он не содержит клеточных элементов, состоит из пучков коллагеновых волокон, идущих параллельно оси зуба, и склеивающего вещества. Вторичный цемент располагается, в основном, в верхушечной трети корня и покрывает межкорневую область многокорневых зубов. Альвеолярный отросток челюсти состоит из наружной и внутренней кортикальной компактных пластинок и расположенной между ними губчатой кости, пространство между трабекулами которой заполнено костным мозгом. В детском и юношеском возрасте мозг красный, у взрослых он постепенно заменяется желтым. Кость альвеолярных отростков содержит 30-40% органических веществ (преимущественно коллаген) и 60-70% минеральных солей и воды.

Строение альвеолы. Корни зубов фиксируются в специальных углублениях альвеолярного отростка челюстей – альвеолах, которые имеют 5 стенок: вестибулярную, оральную, медиальную, дистальную и дно. Ширина периодонтальной щели не одинакова как в области различных групп зубов, так и на протяжении корня отдельного зуба и находится в тесной зависимости от многих факторов: возраста, прикуса, функциональной нагрузки и т.д.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 2

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 4 КУРСА (7 СЕМЕСТР)

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)
ТЕМА: Кровоснабжение, иннервация, лимфатические сосуды пародонта. Возрастные изменения тканей пародонта. Функции пародонта.
ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с кровоснабжением, иннервацией, лимфатическими сосудами пародонта, возрастными изменениями тканей пародонта и его функциями.
Воспитательная цель: повторить правила поведения в клинике терапевтической стоматологии (мед. одежда и обувь, средства защиты, техника безопасности)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:


  1. Пародонт. Гистогенез и эмбриогенез.

  2. Строение соединительной ткани.

  3. Кровоснабжение верхней и нижней челюстей.

  4. Правила заполнения истории болезни стоматологического больного.


Тестовый контроль исходного уровня знаний (тесты, ситуационные задачи прилагаются).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:


  1. Определение пародонта.

  2. Десна, анатомическое и гистологическое строение, признаки патологии.

  3. Десневая борозда, ее содержимое, функция. Зубодесневое соединение.

  4. Периодонт, цемент, альвеолярный отросток. Анатомическое строение.

  5. Кровоснабжение, иннервация, лимфатические сосуды пародонта.

  6. Возрастные изменения тканей пародонта.

  7. Функции пародонта.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕОТДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
Кровоснабжение пародонта обеспечивается конечными ветвями верхнее- и нижнечелюстной артерий, отходящих от наружной сонной артерии.

Лимфатическая система пародонта (сосуды, железы) обеспечивает нормальное равновесие между кровью и тканями, представлена многочисленными сосудами, тесно связанными с микроциркуляторной системой кровотока и играет первенствующую роль в патогенных воспалениях. Лимфатические сосуды сопровождают кровеносные и имеют общие коллекторы слизистой оболочки, связочного аппарата, кости, альвеолярного отростка, пульпы.

Иннервация пародонта осуществляется тройничным нервом, при этом верхняя челюсть – второй, нижняя – третьей его ветвями. Основная масса волокон тройничного нерва являются афферентными, обеспечивающими чувствительную иннервацию, в области верхушек зубов образуют нервные сплетения, от которых по питательным каналам кости альвеолярного отростка достигают альвеолы. Нервная веточка в области верхушки корня делится и ее волокна вместе с кровеносными сосудами направляются к пульпе зуба и периодонту.

Возрастные изменения пародонта наступают в результате общего старения организма, знание которого позволяет врачу правильно разобраться в вопросах диагностики, профилактики лечения заболеваний пародонта. Возрастные изменения – это генетически обусловленный процесс изменения обмена веществ, сопровождающийся снижением общей реактивности организма и местной резистентности тканевых элементов к действию общих и местных факторов, уменьшением резервных способностей организма. Наиболее четкие морфологические изменения с возрастом отмечаются в кровеносных сосудах, обмене коллагена, активности ферментов, изменении иммунологической реактивности и процессов регенерации. В десне с возрастом проявляется повышенная склонность к гиперкератозу поверхностных слоев эпителия, истончение базального слоя за счет атрофии клеток, уменьшение числа капилляров, сужение их просвета и утолщение стенок, уменьшение количества коллагена и исчезновение гликогена в клетках шиповидного слоя, снижение количества и активности лизоцима.

Функции пародонта обусловлены анатомо-физиоло­ги­ческими особенностями строения. Наиболее характерными являются следующие:

Трофическая – определяется хорошо выраженной разветвленной кровеносной и лимфатической сетью и содержанием различных видов рецепторов.

Опорно-удерживающая – осуществляется сложной структурой связочного аппарата периодонта десны, альвеолярного отростка, благодаря которой зуб фиксирован в лунке.

Амортизирующая – обеспечивает равномерное распределение силы жевательного давления по зубному ряду и альвеолярному отростку челюстей.

Барьерная – определяется морфологической целостностью его тканей, защитными системами покровного эпителия десны, его способностью к ороговению, наличием плазматических, лимфоидных и тучных клеток, обеспечивающих постоянный фагоцитоз. Защитная функция десны проявляется в эмиграции лейкоцитов в ротовую жидкость, которая преимущественно осуществляется десневыми сосочками.

Пластическая – обеспечивает высокую регенеративную способность тканей пародонта за счет содержания фибробластов, тучных клеток высокого уровня энергетических процессов и интенсивного транскапиллярного обмена.

Рефлекторная регуляция – осуществляется обширным нервно-рецепторным аппаратом пародонта и слизистой оболочки ротовой полости, регулирующими силу жевательного давления в зависимости от характера пищи, полноценности зубного ряда, пародонта и слизистой. Понимание функциональной сути пародонта позволяет более осмысленно подходить к раскрытию сущности различных патологических процессов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 3

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 4 КУРСА (7 СЕМЕСТР)

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие (для студентов 3 курса, 6 семестр) астрахань 2016
А. З. Исамулаева, Д. А. Кунин, А. В спицына, А. И. Исамулаева «Помощник врача-стоматолога (гигиениста)». Учебно-методическое пособие...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconМедико-криминалистические аспекты осмотра трупа Учебно-методическое пособие
...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconНовые поступления в библиотеку 1
История библиотечного дела в России. Часть2 : учебно-методическое пособие для студентов,преподавателей и библиотекарей-практиков...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета...
Зав кафедрой терапевтической стоматологии гбоу впо кубгму минздрава России, к м н, доцент А. А. Адамчик, к м н., ассистент В. В....

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие для слушателей цикла: «Сестринское дело...
Кадымова Е. Н. Сестринский процесс при заболевании сердечно-сосудистой системы у детей. Учебно-методическое пособие. – Калуга, гаоу...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие для слушателей фпк мр тема: «товароведческий...
Товароведческий анализ лекарственных средств и биологически активных добавок к пище. Учебно-методическое пособие./И. В. Косова, О....

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие Дисциплина- «Микробиология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторных работ по курсу «Микробиология»...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения
Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconПравоохранительные органы в российской федерации
Предмет и система учебного курса "Правоохранительные органы в Российской Федерации": Учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во нтл,...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебное пособие к лабораторным занятиям по фармацевтической химии...
Методическое пособие «Анализ органических лекарственных веществ» предназначено для проведения лабораторно-практических занятий у...

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебное пособие разработано на основании федерального государственного...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 111801. 65 Ветеринария

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебное пособие разработано на основании федерального государственного...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 111801. 65 Ветеринария

Заболевания Пародонта Учебно-методическое пособие (для преподавателей 4 курса 7 семестр) iconУчебно-методическое пособие для студентов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную