Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации


страница1/4
  1   2   3   4
Учебно-методическое издание

НИКИТИН Валерий Иванович,

ПОПОВА Таисья Валентиновна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ХОДЬБЕ И БЕГУ СЛЕПЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Никитин В. И., Попова Т. В. Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников: Методические рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования; В. И. Никитин, Т. В. Попова. Екатеринбург, 2001. 27 с.

Даются рекомендации по обучению ходьбе и бегу слепых младших школьников с использованием подвижных игр на основе концепции опережающего формирования “школы движений”. Предназначены для студентов-тифлопедагогов и учителей физической культуры школ для слепых и слабовидящих, детей

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор

О. Л. Алексеев; заведующая кафедрой спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук Н. В. Трубникова

© Уральский государственный педагогический университет, 2001

Вопросы совершенствования системы физического воспитания детей с глубоким нарушением зрения были и будут вопросами государственного Компьютерный набор и верстка Д. Ю. значения, нацеленными на осуществление комплексного подхода к их трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию.

Особое место в физическом воспитании слепых и слабовидящих должно занимать их обучение двигательным действиям, формированию двигательной сферы. Именно благодаря движениям и посредством движений человек познает окружающий мир и самого себя. Для слепого изучение двигательных действий в сфере физического воспитания является основой, поскольку движение для него выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования двигательной сферы. При этом формирование двигательной сферы слепого осуществляется за счет освоения разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Обучение слепого двигательным действиям, как и зрячего, представляет единый процесс, направленный на освоение движений (техники) и на развитие двигательных качеств. В процессе обучения слепых движениям разучиваются исходные и конечные положения, движения и их основополагающие элементы, совершенствуется движение в целом. Повышается их физическая готовность выполнить двигательное действие. При обучении слепого важно не только чтобы он овладел рациональным выполнением движения, но и проявил во всей дальнейшей практике культуру каждого элемента и целостного двигательного действия. Приобрел красивую осанку и походку, легкость, ритмичность, плавность и уверенное их выполнение. Необходимо научить слепого самостоятельно использовать физические упражнения и освоенные движения для дальнейшего физического совершенствования. Этот процесс составляет сущность школы движений. Поэтому содержание обучения слепого двигательным действиям является не только простым разучиванием движения, но и формированием школы движений и естественных двигательных действий.

Школа движений слепого и слабовидящего составляет основу предмета “Физическая культура”. Она объединяет знания о предмете, умения и навыки двигательной деятельности и ориентирована на воспитание и развитие, обучение и образование при целенаправленной системе педагогического воздействия на детей разного возраста.

Особое значение при обучении двигательным действиям детей с глубоким нарушением зрения имеет азбука движений. Азбука движений представляет первую ступень умений в овладении движениями и двигательными действиями. Она создает предпосылку для дальнейшего освоения движений в различных видах деятельности.

Азбука и школа движений слепого тесно связаны с формированием умений и навыков ориентировки в пространстве, с воспитанием у него таких качеств как уверенность, смелость и решительность.

Для детей с глубоким нарушением зрения формирование двигательной сферы, владение разнообразными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств служат важным средством не только познания окружающего мира, но и определяют их место в обществе.

Особое место в этой связи приобретает возможность своевременного и правильного формирования у школьников двигательных навыков в ходьбе и беге, без которых невозможно удовлетворение одной из глубочайших потребностей организма — двигательной активности.

Поступая в школу, слепые дети владеют определенным объемом основных локомоторных движений. Но как показывает практика, их выполнение затруднено не только наличием слепоты, но и резкой сменой условий жизни. Имеющиеся ошибки при выполнении ходьбы и бега требуют проведения специально направленного обучения и коррекции с целью расширения двигательных возможностей слепых детей.

Подвижные игры, являясь одним из средств физического воспитания, способствуют развитию двигательной сферы младших школьников. В настоящих рекомендациях обучение ходьбе и бегу учащихся младших классов школы для слабовидящих и слепых детей с помощью подвижных игр и игровых упражнений представлены в виде решения отдельных двигательных задач, связанных определенной последовательностью и содержанием.

Предлагаемая методика обучения слепых ходьбе и бегу построена на концепции опережающего обучения и формирования “школы движения” (М. М. Боген, 1985; А. В. Чудиновских, А. Т. Воробьев, 1990; В. И. Никитин, А. В. Симонов, 1997) и позволяет обучать этим видам младших школьников, а в дальнейшем использовать ее для совершенствования, повышения двигательной подготовленности и двигательной активности.

Не ограничиваясь сеткой часов, отводимых на обучение ходьбе и бегу детей с нарушениями зрения, предлагаемая методика позволяет строить процесс обучения в зависимости от степени владения школьниками базовыми умениями, усваивая их за счет выполнения большого количества подвижных игр и игровых упражнений. Тем самым ученик не только расширяет свои двигательные возможности, но и делает весь процесс обучения более осознанным.

Рекомендованная дифференцировка двигательных задач позволяет использовать игры в любой части урока физической культуры, а игровые условия решения каждой конкретно поставленной задачи способствуют формированию умений и навыков игровой деятельности.

Достаточно большой объем подвижных игр и игровых упражнений, предлагаемый для решения задач обучения, существенно расширяет двигательный потенциал слепых школьников, позволяет наполнить содержание урока физической культуры разнообразными упражнениями и сделать его интересным и запоминающимся.
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации по преодолению нарушений слоговой структуры...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ограниченными возможностями...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconАктивизация познавательного интереса младших школьников на уроках...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconНовые информационные технологии в обучении физике
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», который можно определить как системное...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconТема : Использование элементов психологического тренинга при обучении...
Тема: Использование элементов психологического тренинга при обучении предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconРабочая программа для группы продленного дня в 4 к классе Составил:...
Воспитание самостоятельности младших школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения, уверенности каждого ребенка...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
В них рассматриваются вопросы ранней диагностики, а также особенностей развития познавательной сферы и личности детей с нарушением...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации для школ, подключенных к сети Интернет...
Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации по технологическому проектированию методические...
Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconПетер Гааз Секрет елки Пьеса в одном действии для младших школьников...
В центре под елкой небольшой сугроб – берлога Миши. Над ним с равными паузами поднимаются облачки пара. Выбегает Заяц, нагруженный...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconФункционирования общеобразовательной организации
Интерьер классов и кабинетов условно разделен на два направления: оформление кабинетов и классов для старшего и среднего звена, и...

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п...
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург
Принципы этиопатогенетической терапия острых фарингитов: Методические рекомендации / Составитель: С. В. Рязанцев. Спб.:, 32 с

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации мр 64-03-004-2004
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании статьи 16 Федерального

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconОрганизация лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для использования при организации системы

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных...
Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации

Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников методические рекомендации iconМетодические рекомендации по вопросам изучения фактического питания...
Методические рекомендации предназначены для научных работников и практических врачей


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную