Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России


страница1/2
  1   2
Анализ основных проблем доступности оказания паллиативной медицинской помощи онкобольным
Я.В. Власов,

д.м.н., профессор кафедры неврологии

и нейрохирургии ГБОУ ВПО "Самарский

государственный медицинский университет"
Е.В. Синеок,

к.м.н., врач-офтальмолог, ГБОУ ВПО

"Самарский государственный медицинский университет",

кафедра глазных болезней ИПО
Н.П. Дронов,

председатель исполнительного комитета

МОД "Движение против рака", член совета

общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве РФ
Журнал "Вестник Росздравнадзора", N 4, июль-август 2015 г.
Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России.
Особенности правового регулирования обезболивания онкологических больных в РФ
В России, согласно статистике, ежегодно онкологические заболевания диагностируют более чем у 500 тыс. пациентов (среди них свыше 3 тыс. детей). Однако в паллиативной помощи нуждается около 2 млн. человек [1, 2].

На современном этапе оказания паллиативной медицинской помощи ее основной целью является эффективное и своевременное избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных людей. Эта цель достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли, других тягостных физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки.

Особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России порождают ряд проблем, решение которых позволит оптимизировать алгоритм оказания этого вида помощи пациентам.

К основным проблемам по обезболиванию и доступности медицинской помощи паллиативным больным можно отнести:

1) нежелание врачей нести уголовную ответственность за выписку наркотических обезболивающих средств по УК РФ;

2) большое количество процедур, усложняющих процесс получения наркотических аналгетиков для онкологических больных и отчетности по их использованию;

3) недостаточный уровень специализированных знаний врачей о схемах обезболивания;

4) отсутствие информации о маршрутизации при получении паллиативной помощи и информации о правах пациентов.

Базовым законодательным актом, регулирующим оказание паллиативной медицинской помощи в нашей стране, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323 "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации", в котором паллиативная помощь отнесена к видам медицинской помощи (ст. 32), а паллиативная помощь характеризуется как "комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан" (ст. 36) [3].

Правовое регулирование оказания паллиативной медицинской помощи осуществляется также в соответствии с приказами Минздрава России от 21.12.2012 N 1343н "О порядке оказания паллиативной помощи" и от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 02.12.2013) "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

В настоящее время крайне острой проблемой является низкий уровень применения обезболивающих лекарственных препаратов, большинство из которых представляют собой наркотические средства и попадают в сферу государственного регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ. Существующее законодательство сводит к минимуму риск их применения в немедицинских целях, однако создает чрезмерные барьеры перед медицинскими работниками и затрудняет оказание качественной и оперативной паллиативной помощи (ФЗ от 08.01.1998 N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., вступившими в силу с 30.06.2015) [14].

Таким образом, актуальность проблемы обезболивания в России подкреплена нежеланием врачей нести уголовную ответственность за выписку наркотических обезболивающих лекарственных средств.

В то же время с начала 2012 г. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России совместно с Министерством здравоохранения РФ проводит политику повышения доступности лекарств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества. Эксперты отмечают, что медицинские обезболивающие препараты в последние несколько лет не являются целью наркоманов, а сумма всех нелегальных наркотиков в России стократно превышает легальные медицинские. В последнее время наметилось эффективное межведомственное взаимодействие для создания адекватной законодательной базы и регуляции получения паллиативной медицинской помощи [15].

В феврале 2014 г. Госдумой РФ на общественные слушания был вынесен законопроект, разработанный в целях предоставления доступа к качественной медицинской помощи пациентам, нуждающимся в обезболивании наркотическими и психотропными препаратами, - N 454266-6 "О внесении изменений в ч. 2 ст. 4 ФЗ от 08.01.1998 N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части установления приоритетности доступа медицинской помощи больным, нуждающимся в обезболивании наркотическими и психотропными лекарственными препаратами)".

В законопроекте планировалось продлить срок действия рецепта на ряд наркотических средств и психотропных веществ с 5 до 30 дней (ч. 6 ст. 25 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"), а также упростить порядок уничтожения использованных в медицинских целях наркотических и психотропных средств, в т.ч. исключить необходимость возврата использованных трансдермальных терапевтических систем родственниками пациентов (ч. 2 ст. 29). Данный документ был принят и подписан Президентом РФ 31 декабря 2014 г. Параллельно был принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 501-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", облегчающий доступ тяжелобольных к сильным обезболивающим лекарствам и вносящий изменения в законодательство, вступивший в силу 1 июля 2015 г. [7]. С этого времени срок действия рецептов на наркотические обезболивающие увеличился с 5 до 15 дней, а структурным подразделениям лечебных учреждений в сельской местности, где нет аптек, разрешено выписывать такие лекарства и обеспечивать ими пациентов.

Одной из законодательных мер, которые призваны упростить доступ к обезболивающим препаратам, явилось принятие постановления Правительства РФ от 16.12.2013 N 1159, утвердившего новый порядок учета наркотических средств и психотропных веществ в аптечных и медицинских организациях.

В соответствии с приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1343н "О порядке оказания паллиативной помощи" появилась нормативная основа для создания в МО специализированных отделений. При этом предельные дозировки опиатов при оказании паллиативной помощи для онкологических больных увеличены вдвое [9].

С внесением изменений в федеральные нормативные акты открылись новые возможности для развития паллиативной помощи в регионах. Вместе с тем субъекты Российской Федерации, согласно основному закону страны, наделены полномочиями принимать собственные нормативные акты по вопросам своего ведения при условии, что положения региональных нормативных актов не должны противоречить положениям федерального законодательства. Однако многие положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которыми руководствуются организации здравоохранения в своей практической деятельности, не приведены в соответствие с нормами федерального законодательства.

Так, в июле 2013 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, по которому, в частности, при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи предусматривается возможность выписки наркотических и психотропных лекарственных препаратах в удвоенном количестве, а также увеличение до 3 месяцев срока действия рецептов на психотропные лекарственные препараты [8]. Для амбулаторных больных были увеличены нормы выписывания на одном рецепте таких наркотических лекарственных препаратов, как Омнопон, Промедол и Фентанил.

Также были введены и другие регуляторные механизмы:

- увеличен до 3-х месяцев срок действия рецептов на психотропные лекарственные препараты, выписанные гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам для лечения хронических заболеваний;

- исключена норма по обязательному согласованию назначения наркотических средств и психотропных веществ с заведующим отделением (либо уполномоченным им лицом) при лечении пациента в стационарных условиях;

- предусмотрена норма о возможности назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза соответствующим медицинским работником самостоятельно;

- врачу дано право при выписке пациента из стационара снабдить его наркотическими обезболивающими лекарственными средствами сроком на 5 дней или разово выписать рецепт.

В то же время в региональных правовых актах существует целый ряд дополнений, которые затрудняют и усложняют процесс получения пациентами необходимой им паллиативной медицинской помощи. Одним из таких актов избыточной законотворческой активности является, например, приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.05.2004 N 257 [11], где прописывается, что лечебное учреждение должно быть лицензировано и иметь списки сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Кроме того, в п. 5.2 выше приведенного документа наркотические средства и психотропные вещества выписываются согласно рекомендации специалиста-онколога участковым врачом, врачом общей практики, семейным врачом строго по медицинским показаниям больным, получающим симптоматическое лечение на дому. При наличии медицинских показаний наркотические средства и психотропные вещества могут быть назначены другими специалистами по решению клинико-экспертной комиссии (КЭК). Специальный рецептурный бланк на наркотические средства и психотропные вещества должен быть написан рукой врача, подписавшего его, заверен его личной печатью и подписан главным врачом или заместителем главного врача, заверен круглой печатью амбулаторного лечебно-профилактического учреждения.

В соответствии с п. 4 документа работа по учету, хранению и использованию наркотических средств и психотропных веществ в больнице регламентируется приказом главного врача. МО, выписывающей наркотический или психотропный препарат, необходима лицензия (ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 22.07.2008) об обороте наркотиков, в котором указано, что вся деятельность, связанная с наркотическими средствами и психотропными веществами, подлежит лицензированию). Для получения соответствующей лицензии лечебное учреждение должно соответствовать ряду требований. Также соответствующую лицензию должен получить персонал поликлиники. Ко всему прочему, руководители ЛПУ еще издавали дополнительные приказы, учреждающие врачебные комиссии, которые оценивали действие лечащего врача и составляли протокол, разрешающий данному специалисту выписывать необходимый обезболивающий препарат.

Вся это избыточная правовая деятельность привела к коллапсу выписки наркотических лекарственных препаратов онкологическим пациентам.

В ряде случаев наблюдаются прямые противоречия между региональным и федеральным законодательством по обороту наркотических обезболивающих средств. Так, в ФЗ от 31.12.2014 N 501-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", в п. 5 запрещается требовать возврат первичных упаковок и вторичных (потребительских) упаковок использованных в медицинских целях наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, в т.ч. в форме трансдермальных терапевтических систем, содержащих наркотические средства, при выписке новых рецептов на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов. В то же время в приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.05.2004 N 257 в п. 5.2 говорится, что повторная выписка наркотических средств и психотропных веществ осуществляется с учетом выписанного ранее количества и только после сдачи больным или его доверенным лицом использованных ампул и трансдермальных систем с отражением в амбулаторной карте остатка наркотического средства или психотропного вещества и количества сданных использованных ампул и трансдермальных систем [7, 11].

В приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.05.2004 N 257 существуют и другие нормы, усложняющие процесс получения пациентом паллиативной медицинской помощи, такие, например, как "...персональная ответственность главного врача за данный раздел работы..." (п. 4); "...для прикрепления больного к аптеке по месту жительства и обеспечения его наркотическими средствами и психотропными веществами необходимо оформление письменного распоряжения руководителя лечебно-профилактического учреждения" (п. 5.2). При этом ежемесячно в прикрепленную аптеку по месту фактического проживания больного и на подстанцию скорой и неотложной помощи в письменном виде подаются списки больных, получающих наркотические средства и психотропные вещества на дому, заверенные подписью главного врача амбулаторного лечебно-профилактического учреждения и круглой печатью. Эти требования явно избыточны и отсутствуют в федеральных НПА.

Проблемы с законодательным регулированием наиболее ярко проявляются в детской паллиативной помощи. Подавляющее большинство помещений, в которых размещаются детские поликлиники, в принципе не соответствуют условиям для оказания паллиативной помощи. Механизм передачи рецепта на наркотические обезболивающие препараты из взрослой поликлиники, имеющей лицензию, в детскую не прописан и не отработан. Взрослые онкологи могут выписать рецепт, но не имеют лицензии на работу с детьми; детские участковые педиатры могут работать с детьми, но, как правило, не имеют лицензии на работу с наркотиками.

Важнейшими нормативными правовыми актами помощи как детскому, так и взрослому населению стали приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 193н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям" (вступил в силу 26 мая 2015 г.) и приказ от 14.04.2015 N 187н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной помощи взрослому населению" [5, 6], которые определили порядок оказания паллиативной помощи всем группам населения РФ с учетом необходимости повышения ее доступности.

Таким образом, одной из главных проблем доступа пациентов к наркотическим препаратам является не только излишняя жесткость в отношении уголовной ответственности врача, выписывающего обезболивающие лекарственные средства, и сведение к минимуму риска применения наркотических анальгетиков в немедицинских целях, но и противоречие между федеральным и региональным законодательствами. По мнению авторов статьи, среди возможных причин возникновения противоречий - недостаточная юридическая грамотность, слабое правовое регулирование сферы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, отсутствие отлаженного механизма согласования интересов всех участников федеративных отношений при принятии нормативных правовых актов и др.
Алгоритм получения паллиативной медицинской помощи
Согласно алгоритму, представленному на рисунке 1 и установленному приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н, оказание паллиативной медицинской помощи производится врачами-терапевтами, врачами общей практики, прошедшими обучение по оказанию паллиативной медицинской помощи или при взаимодействии с врачами-специалистами по профилю основного заболевания пациента и другими врачами-специалистами.
┌────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐

│ Районная │ │Приказ Минздрава России от │

┌───────────►┤ поликлиника ├─────┤20.12.2012 N 1175н │

▼ │(врач-терапевт) │ │"...Назначение и │

┌───────┴──────┐ └────────┬───────┘ │выписывание наркотических и │

│ Пациент │ ▼ │психотропных лекарственных │

└───────┬──────┘ ┌────────┴───────┐ │препаратов списков II и III

▲ │ Аптека │ │производится пациентам с │

│ └──┬─────────────┘ │выраженным болевым синдромом │

└───────────────┘ │любого генеза самостоятельно │

│медицинским работником либо │

│медицинским работником по │

│решению врачебной комиссии (в│

│случае принятия руководителем│

│медицинской организации │

│решения о необходимости │

│согласования назначения с │

│врачебной комиссией)". │

└─────────────────────────────┘
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ от 14 апреля 2015 г. N 187н об утверждении порядка оказания...
Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ Минздравсоцразвития РФ от 17. 09. 2007 n 610 о мерах по организации...
В целях совершенствования и повышения качества оказания медицинской помощи больным вич-инфекцией приказываю

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ Минздрава России от 21. 12. 2012 n 1343н Об утверждении Порядка...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ Минздрава РФ от 24. 01. 2003 n 4 "О мерах по совершенствованию...
О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconКритерии доступности и качества медицинской помощи
Федерации бесплатной медицинской помощи (приложение №1), являющегося основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджете...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПрограмма определяет виды, порядок и условия оказания медицинской...
Российской Федерации на охрану здоровья, совершенствования организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения, рационального...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1682н...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconКритерии доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы
Проводится ежегодно бу "Центр медицинской профилактики" методом анкетирования жителей всех муниципальных образований автономного...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1412н...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПриказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1451н...
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconТерриториальная программа государственных гарантий бесплатного оказания...
Территориальная программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconМбуз «гдкб №1» гуз администрации г. Красноярска, фгбу нииди фмба...
Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным коклюшем

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconУнифицированный клинический протокол медицинской помощи «хронический...
Для кого предназначен протокол (потенциальные пользователи): унифицированный клинический протокол медицинской помощи «Хронический...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconКомитет по здравоохранению распоряжение
В целях повышения качества оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе и

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПоложение о порядке и условиях предоставления медицинской помощи...
Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных...

Статья посвящена проблеме доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательного регулирования получения паллиативной медицинской помощи в России iconПрограмма государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи
Что полезно знать при получении медицинской помощи


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную