Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа»


страница1/3
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


Факультет социальных наук




УТВЕРЖДАЮ:





Декан




Р.В. Голубин




«

26

»




июня

2018 г.



Рабочая программа дисциплины (модуля)
КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ


Уровень высшего образования

магистратура



Направление подготовки / специальность

39.04.02 – направление «Социальная работа»



Направленность образовательной программы

Организация социальной работы с различными группами населения
Форма обучения

очная



Нижний Новгород
2018


  1. Место и цели дисциплины (модуля) в структуре ОПОП. Дисциплина относится к вариативной части, разделу «Дисциплины по выбору», читается во 2-м семестре, на 1 курсе.

Целью изучения дисциплины «КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ» является обеспечение слушателей необходимыми знаниями о сущности социальной работы с различными категориями населения на современном этапе в соответствии с российским законодательством.
Задачи курса:

  • Ознакомление с нормативно-правовой базой по оказанию социальной поддержки нуждающихся категорий населения.

  • Освещение системы социальной защиты различных категорий населения, сложившуюся с 90-х годов, анализ форм и видов социального обслуживания, степени эффективности.

  • Ознакомление с основными положениями социальных реформ в РФ.

  • Раскрытие объективных причин социальных проблем и путей их преодоления на основе прогрессивных технологий, применяемых в практике социальной работы.




  1. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине

ПК 11: Владению знаниями об основных тенденциях развития социально-технологической деятельности и готовностью к их применению в сфере своей профессиональной деятельности.


ЗНАТЬ:

  • Федеральное и региональное законодательство и другие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания населения

  • Основные направления государственной социальной политики, положения стратегий и программ в области социального обслуживания федерального и регионального уровня

  • Современные методы организации социального обслуживания населения, включая международный опыт

  • Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе

УМЕТЬ:

  • Определять потребности и ресурсы в социальных услугах клиентов социальной работы

  • Выявлять потенциал и ресурсы социального учреждения для определения готовности специалистов к организации инновационной социально-технологической деятельности

  • Разрабатывать методические рекомендации, необходимые для внедрения современных методов и инструментов оказания социальных услуг

ВЛАДЕТЬ:

  • Способностью развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с коллегами

  • Способностью составлять практические рекомендации по использованию достижений зарубежных научных исследований в социальной работе

  • Современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами

МОТИВАЦИЯ:

  • Готов применять инновационные формы деятельности, современные методы и инструменты оказания социальных услуг

  • Готов использовать различные способы поиска дополнительных источников информации, в том числе обмениваться знаниями с российскими коллегами, а также специалистами смежных профессий

  • Готов адаптировать зарубежный опыт организации социального обслуживания с учетом исторических, национальных и культурных традиций региона проживания

ПК 14: способность к осуществлению оценки и контроля качества в области реализации социальной работы на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации.


ЗНАТЬ:

- Федеральное и региональное законодательство и другие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания населения, национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания

- Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки

- Технологии социальной работы с различными группами населения

- Методы количественной и качественной оценки качества предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки

- Теоретические основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты труда

УМЕТЬ:

- Формировать систему показателей деятельности организации и работников, проводить экспертизу социального проекта (программы)

- Разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки

- Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки

- Организовывать работу персонала, ставить цели и формулировать задачи, определять приоритеты

ВЛАДЕТЬ:

- Навыками организации мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством предоставления социальных услуг

- Навыками организации мониторинга социальной ситуации на обслуживаемой территории для использования при составлении прогноза развития социального обслуживания и социальной поддержки

- Навыками создания условий для проведения независимой системы оценки качества услуг, оказываемых организацией

МОТИВАЦИЯ:

- Готов повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции

- Готов соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе

- Сохранять объективность и непредвзятость при анализе современного состояния социальной работы в целом и в каждой конкретной организации




  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Объем дисциплины составляет 1 зачетную единицу, всего 36 часов, из которых 17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (16 часов занятия семинарского типа, в том числе 2 часа мероприятия контроля текущей успеваемости, 1 час мероприятия промежуточной аттестации), 19 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
Содержание дисциплины (модуля)

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе:

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы


Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Занятия лабораторного типа

Всего

Тема 1.Социально-экономические реформы. Проблемы социальной напряженности в обществе.





-

2

-

2

1

Тема 2. Дети – особая забота государства. Основные проблемы и пути социальной поддержки детства





-

2

-

2

2

Тема 3. Пожилые граждане – объект государственной социальной защиты.





-

2

-

2

2

Тема 4. Инвалиды – категория граждан особого внимания государства.





-

2

-

2

2

Тема 5. Социальная поддержка женщин.





-

2

-

2

2

Тема 6. Безработные. Формы социальной поддержки.





-

2

-

2

2

Тема 7. Социальная работа в пенитенциарной системе и бывшими заключенными.





-

1

-

1

2

Тема 8. Семья – категория социальной защиты населения.





-

1

-

1

2

Тема 9. Государственные социальные гарантии молодежи




-

1

-

1

2

Тема 10. Направления социальной работы с мигрантами и вынужденными переселенцами





-

1

-

1

2

В т.ч. текущий контроль



















Промежуточная аттестация (зачет)





















4. Образовательные технологии включают:

А) в рамках контактной (аудиторной) работы различные виды активных/интерактивных форм проведения практических занятий: коллоквиум и семинары с обсуждением теоретических материалов; круглые столы (дискуссии, дебаты и т.д.); мини-конференция.

Б) в рамках внеаудиторной работы подготовка к практическим / семинарским занятиям: прочтение и анализ научной литературы по теме; написание эссе для дальнейшего обсуждения; выполнение разноуровневых индивидуальных /групповых заданий; написание реферата; подготовка презентации по теме реферата в рамках мини-конференции.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Задание к теме 1.

А) Написание эссе1 на тему, предложенные преподавателем. Эссе должно обязательно включать анализ научных источников по теме. Объем работы – 6-8 тыс. п.зн.

Темы (проблемные направления) эссе (по выбору студента):

  1. Принципы российской системы социальной защиты населения и их основное содержание.

  2. Профилактическая работа с группами риска

  3. Факторы, влияющие на формирование и развитие института социальной защиты населения в современной России.

Б) Сформулируйте несколько (не менее 5-ти) актуальных тем исследования, затрагивающие причины возникающей социальной напряженности в обществе на разных этапах его развития; факторы, побуждающие проведение социально-экономических реформ и их описание. Используя рекомендуемый перечень научных журналов (см. п.7), сделайте письменный обзор материалов социологических исследований на сформулированные ранее темы.
Задание к теме 2.
А) Решение кейса «Механизм реализации межведомственного взаимодействия»

Описание

В ходе рейда социальными работниками выявлен несовершеннолетний (возраст 12 лет), занимающийся попрошайничеством, который приехал в город N автостопом из Краснодарского края.

Вопрос: разработайте алгоритм решения данной ситуации, учитывая систему межведомственного взаимодействия.
Б) На основе анализа нормативных актов опишите сложившуюся систему социальной защиты и социального обслуживания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задание к теме 3.

А) Написание реферата на темы, предложенные преподавателем. Реферат должен обязательно включать анализ научных источников по теме. Объем работы – 4-6 тыс. п.зн.

Темы (проблемные направления) реферата (по выбору обучающегося):

  • Медико-социальные проблемы пожилого возраста.

  • Пожилые люди как социальная общность: современная демографическая ситуация.

  • Государственные и общественные формы социального обслуживания пожилых и престарелых граждан в РФ.

  • Одиночество как социальная проблема пожилых и способы её решения.

Б) Подготовка к проведению консультирования:

1. Разделившись на группы по два-три человека, смоделируйте ситуацию индивидуальных и/или групповых консультаций клиентов по одной или нескольким аспектам, отражающим проблемы пожилых людей в современном обществе.

2. Определите, какая предварительная информация о клиенте и его ситуации понадобится вам для успешного консультирования, а также источники этой информации.

3. Определите, каким законами и подзаконными актами регулируется ситуация клиента и составьте списки государственных и общественных организаций, в чьей сфере ответственности находится решение проблемы.

4. Разработайте алгоритм решения проблемы и определите критерии эффективности процесса консультирования. Подумайте, чьи личные или организационные ресурсы вы можете использовать в процессе консультирования.

5. Разработайте и проиграйте несколько сценариев проведения консультации, определив возможные направления развития взаимодействия.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины организация, управление и администрирование...
Место и цели дисциплины (модуля) в структуре опоп. Дисциплина относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)», является обязательной...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconИсследование мотивации персонала в современных организациях уровень...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины хранение и переработка плодов...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 6 студентам очной формы обучения

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Фгос впо по направлению подготовки 030900. 62 Юриспруденция утвержден приказом Минобрнауки от 4 мая 2010 г. №464

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Фгос впо по направлению подготовки 260100 «Продукты питания из растительного сырья» утвержден приказом Минобрнауки от 25. 01. 2010...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины Умное регулирование: оценивание эффекта...
Бычкова О. В., Ph. D. (государственное и муниципальное управление), канд соц наук, профессор факультета экономики аноово «еуспб»

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа по дисциплине "Дерматовенерология" для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconОбразовательная программа по направлению 230100
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление подготовки дипломированного специалиста...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconПрограмма научный семинар подготовки магистров по программе "Финансовый...
...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» icon10” марта 2000 г. Регистрационный номер 30 тех/бак государственный...
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 02. 03. 2000 г

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа дисциплины Актуальные вопросы прокурорской деятельности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Рабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной защиты уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 02 направление «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом требований...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную