Охрана зрения слабовидящих школьников


страница1/11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Охрана зрения слабовидящих школьников

ПРЕДИСЛОВИЕ
Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство уделяют большое внимание вопросам обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития. Об этом свидетельствует, в частности, приказ Министерства просвещения СССР "0 мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития" от 27 января 1975 года.

В нашей стране для детей с физическими и умственными недостатками созданы специальные школы-интернаты. Такие школы имеются и для детей с нарушениями зрения. Это школы-интернаты для слепых детей и школы-интернаты для слабовидящих. Согласно инструкции в школы для слепых принимаются дети с остротой зрения 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Приему в школы для слабовидящих подлежат дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.

Вопрос о том, в какой школе следует обучаться ребенку с теми или иными недостатками зрения, решается строго индивидуально. Учитывается острота зрения и состояние других зрительных функций. Принимаются во внимание клиническая форма глазного заболевания, его течение и прогноз.

В настоящее время в нашей стране наблюдается снижение числа абсолютно слепых людей. Это, в частности, объясняется большими достижениями отечественной медицины.

Среди детей с нарушениями зрения большинство составляют слабовидящие. Слабовидящие дети пользуются зрением в качестве основного средства восприятия, в частности во время чтения и письма. Оптимальное использование зрения в процессе обучения и воспитания, слабовидящих возможно только в особо благоприятных условиях. Такие условия созданы в специальных школах-интернатах. Среди этих условий можно назвать повышенные уровни освещенности, рациональную зрительную нагрузку, использование вспомогательных оптических средств коррекции. В этих школах осуществляется ряд лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану зрения детей и его возможное развитие. Кроме того, ведется большая работа по преодолению вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые встречаются у многих слабовидящих. Учитывается, что нередко наблюдаются нарушения других органов и систем, которые сопровождаются общей соматической ослабленностью, ведущей к понижению работоспособности и быстрому развитию утомления.

В предназначенном для педагогов и воспитателей специальных школ для слабовидящих детей пособии излагаются следующие вопросы: анатомо-физиологические особенности "органа зрения, основные клинические формы, приводящие ж слепоте и слабовидению, организация лечебно-восстановительной работы, гигиена учебно-воспитательного процесса, гигиенические требования к оборудованию учебных помещений, санитарно-просветительная работа в школе.
ГЛАВА I
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНАТОМИЧЕСКОМ

СТРОЕНИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

И ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ
СТРОЕНИЕ ОРГАНА ЗРЕНИЯ
Орган зрения состоит из нескольких частей: глазное яблоко с защитным аппаратом (глазница, веки) и придатками (слезный и двигательный аппараты), проводящие нервные пути, связывающие глаз с головным мозгом, подкорковые зрительные центры, высшие зрительные центры, расположенные в затылочных долях коры больших полушарий.

Глазное яблоко (рис. 1) представляет почти правильной формы шар диаметром около 24 мм. В глазном яблоке различают три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю.

Наружная оболочка обладает достаточной плотностью, придает форму глазному яблоку, подразделяется на две части - роговицу и склеру.

Роговица представляет собой передний отдел наружной оболочки. Роговица составляет 1/6 этой оболочки. В норме роговица прозрачна, имеет блестящую, зеркальную поверхность, совершенно лишена кровеносных сосудов, но очень богата нервными окончаниями. Поэтому она обладает высокой чувствительностью. Переходит в склеру подобно вставленному в оправу часовому стеклу. Место перехода называете лимбом.

Склера составляет большую часть наружной оболочки. Она непрозрачна. Имеет со слегка голубоватым оттенком белый цвет. Благодаря этому ее иначе называют белочной оболочкой. К ней прикрепляются глазодвигательные мышцы

Средняя оболочка глаза - сосудистая оболочка, или сосудистый увеальный тракт, который играет ведущую роль в питании глаза. Сосудистый тракт подразделяется на радужку, цилиарное (или ресничное) тело, собственно сосудистую оболочку.

Радужка представляет собой передний отдел сосудистого тракта. Она просматривается через прозрачную роговицу. Радужка весьма сложна по своей структуре. В ней содержатся заполненные пигментом клетки. Этот пигмент обусловливает цвет глаз. При большом количестве пигмента глаза приобретают коричневый или карий цвет; при меньшем его содержании - голубой или серый. У альбиносов пигмент в радужке отсутствует.

В центре радужной оболочки имеется круглое отверстие-зрачок. Благодаря мышцам, находящимся в радужке зрачок расширяется (в темноте) и суживается (на свету). Таким образом, регулируется поступление света в глаз. В этом отношении радужку можно сравнить с диафрагмой фотоаппарата.

Наши глаза приспосабливаются к различным условиям освещения путем изменения величины зрачков. Сужение зрачков предохраняет от ослепления. Расширение зрачков при слабом освещении и в сумерках увеличивает количество поступающего в глаз света. Благодаря этому человек, лучше видит. Зрачки расширяются также под влиянием болевого раздражения и сильного возбуждения нервной системы. Реакция зрачков на свет имеет большое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии зрения у новорожденных. Если такая реакция зрачков не выявляется, это указывает на то, что ребёнок слепой.

Цилиарное (ресничное) тело является промежуточным, отделом между радужкой и собственно сосудистой оболочкой. Эта часть недоступна непосредственному осмотру.

Цилиарное тело продуцирует внутриглазную жидкость, питающую такие бес сосудистые части глаза, как роговица, хрусталик, стекловидное тело. В толще цилиарного тела заложена, аккомодационная, ресничная (цилиарная) мышца, которая принимает участие в аккомодации (см. ниже), изменяя кривизну хрусталика.

Радужная оболочка и цилиарное тела имеют обильную сосудистую сеть и большое количество чувствительных нервных веточек.

Собственно сосудистая оболочка (хориоидея) представляет собой заднюю часть сосудистого тракта, состоит из нескольких слоев сосудов разного калибра, обеспечивающих непрерывное питание сетчатки.

Внутренней оболочкой глаза является сетчатка (ретина). Ей принадлежит ведущее место в осуществлении процесса зрения. Она начинается у заднего полюса глазного яблока и заканчивается у места, где собственно сосудистая оболочка; переходит в цилиарное тело. В этих местах они наиболее плотно соединены с подлежащей тканью.

Сетчатка - самая тонкая оболочка. Эта оболочка имеет очень сложное строение. При микроскопическом исследовании в ней различают десять слоев нервных элементов.

Наибольшее значение для зрения имеют светочувствительные клетки сетчатки; палочки (около 130 млн.) и колбочки (около 7 млн.). Таким образом, число палочек значительно превосходит количество колбочек. Колбочки сосредоточены в области желтого пятна (макула), расположенного у заднего полюса глазного яблока. Они функционируют главным образом при ярком свете. С помощью колбочек различают очертания, форму и цвет предметов. Наибольшей чувствительностью к зрительному восприятию обладает центральная ямка желтого пятна.

Палочки располагаются на периферии сетчатки, являются аппаратом сумеречного зрения, обеспечивают восприятие слабого света, и ориентацию в пространстве.

Помимо названных светочувствительных клеток в сетчатке имеются нервные клетки, волокна которых образуют зрительный нерв.

Зрительный нерв представляет собой канатик толщиной 4 мм, начинается он внутри глаза. Место, где начинается зрительный нерв, называют диском зрительного нерва. Эта часть может быть осмотрена с помощью специального прибора - офтальмоскопа. В месте выхода зрительного нерва нет ни палочек, ни колбочек. Поэтому этим местом глаза никакие световые раздражения не воспринимаются. Отсюда и название этого участка - слепое пятно.

От заднего полюса глаза зрительный нерв проходит в глубину глазницы и затем через специальное отверстие - в полость черепа. В полости черепа, в области турецкого седла, зрительные нервы обоих глаз соединяются, образуя, частичный перекрест нервных волокон (хиазма). После хиазмы зрительный нерв продолжается в виде зрительного тракта и идет через подкорковые образования к зрительным центрам, находящимся в затылочной части коры головного мозга (рис. 2).

Содержимое глазного яблока представлено водянистой влагой, хрусталиком и стекловидным телом.

Водянистая влага заполняет собой переднюю и заднюю камеры глаза. Она принимает участие в питании глаза, особенно его бес сосудистых образований (роговица, хрусталик, стекловидное тело), а также поддерживает постоянное внутриглазное давление.

Передняя камера - пространство, находящееся между роговицей и радужкой. Та часть передней камеры, которая соответствует местам перехода роговицы в склеру и радужки - в цилиарное тело, называется углом передней камеры. Угол передней камеры имеет довольно сложную систему, через которую и осуществляется отток водянистой влаги из глаза. Состояние угла передней камеры играет большую роль в происхождении глаукомы.

Задняя камера - узкое пространство, ограниченное спереди радужкой, а сзади - передней поверхностью хрусталика. Образующаяся в цилиарном теле водянистая влага вначале поступает в заднюю камеру глаза, затем через зрачок она поступает в передний угол камеры, оттуда влага оттекает из глаза через систему оттока.

За радужной оболочкой располагается хрусталик. Он представляет собой эластичное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы, или чечевицы.

Хрусталик выполняет роль преломляющей линзы. На его долю приходится около одной трети всей преломляющей силы глаза. С помощью специальной связки (циннова) хрусталик прикреплен к цилиарному телу. Благодаря цилиарной мышце хрусталик автоматически изменяет свою кривизну и тем самым, подобно объективу, настраивает глаз к ясному видению предметов, расположенных как вдали, так и вблизи (см. аккомодация).

В хрусталике различают капсулу и хрусталиковые волокна, которые у лиц молодого возраста обладают большой эластичностью. С возрастом отмечается некоторая потеря эластичности и увеличение плотности хрусталика, что приводит к понижению способности хорошо видеть вблизи.

Большую часть полости глаза занимает прозрачное студенистое образование - стекловидное тело, которое способствует сохранению формы и определенной упругости глазного яблока.

Световые лучи проходят через прозрачные среды (роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело) и при этом преломляются. Наибольшей преломляющей силой обладают роговица и хрусталик. Роль стекловидного тела и водянистой влаги в преломлении весьма незначительна.

Немаловажное значение для нормального функционирования глаз имеет состояние их защитного и вспомогательного аппаратов. К защитному аппарату относятся глазница, или орбита, представляющая собой костное вместилище для глаз, и веки, которые прикрывают переднюю поверхность глазного яблока.

Вспомогательный аппарат органа зрения представлен шестью глазодвигательными мышцами, которые обеспечивают хорошую подвижность глазного яблока в различных направлениях. Кроме того, к нему относятся слезные органы (слезные железы, слезоотводящие пути), обеспечивающие увлажнение роговицы и механическое вымывание попавших в глаз пылинок.

Итак, орган зрения представляет весьма сложную систему, которая воспринимает и анализирует световые раздражения. Именно свет является адекватным раздражителем для зрительного анализатора.

Зрительный акт является чрезвычайно сложным нейрофизиологическим процессом. В общих чертах он может быть представлен следующим образом. Отраженные от воспринимаемого предмета лучи преломляются в оптических средах и затем достигают сетчатой оболочки. При этом в колбочках и палочках сетчатки возникает сложный фотохимический процесс, способствующий трансформации световой энергии и нервное возбуждение, передающееся через проводящие пути в корковые центры. В них происходит анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий. В затылочную долю коры головного мозга поступают импульсы от сетчатки, радужки, цилиарного тела и глазодвигательных мышц. Здесь же находятся ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами. В целом строение зрительного анализатора обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Зрительные функций - комплекс отдельных компонентов зрительного акта, позволяющих ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии, при ярком свете и в сумерках.

Принято различать пять основных зрительных функций центральное, или форменное, зрение, цветоощущение, периферическое зрение, светоощущение, бинокулярное зрение.
Центральное зрение
Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом сетчатки. Важной его особенностью является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.

Снижение центрального, или форменного, зрения нередко является начальным проявлением глазного заболевания. Состояние этой функции считается важнейшим критерием при определении эффективности лечения заболевания глаз и назначении очковой коррекции. Степень сохранности центрального зрения имеет огромное значение при профотборе, экспертизе трудоспособности, решении вопроса о том, в какой школе целесообразно заниматься, ребенку (в массовой, школе слабовидящих или слепых), и т. д.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Острота зрения - способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на минимальном расстоянии. Острота зрения определяется соотношением размеров различных деталей предмета и расстояния до него от глаз. Чем меньше деталь, которую различает глаз, или чем больше расстояние, с которого видна эта деталь, тем острота зрения выше и, наоборот, чем больше деталь, и меньше расстояние, тем она ниже. Взаимосвязь между величиной рассматриваемого предмета и его расположением от глаз характеризуется углом зрения, под которым виден данный объект.

Установлено, что наименьший угол зрения, под которым глаз может различать раздельно две точки, равен одной минуте. Остроту зрения, при которой глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальной, равной единице (1,0). Встречаются люди с остротой зрения 1,5; 2,0 и более единиц.

Для исследования остроты зрения применяют специальные таблицы, на которых в несколько рядов изображены буквы, знаки, кольца с разрывами (кольца Ландольта) или рисунки (для дошкольников). Таблицы построены по десятичной системе: каждый последующий ряд отличается от предыдущего на 0,1 остроты зрения. Исследования по таблице проводят с расстояния 5 м. При остроте зрения 1,0 с указанного расстояния обследуемый хорошо различает знаки десятого ряда. Если же с 5 м десятый ряд не различается, то определяют тот ряд, в котором знаки (буквы, кольца) хорошо видны. Так, если различимы знаки девятого ряда, то зрение равно 0,9, восьмого ряда - 0,8 и т. д.

В том случае, когда с 5 м различимы только знаки верхнего ряда, острота зрения равна 0,1. Знаки этого ряда достаточно велики. При нормальном зрении (1,0) они видны расстояния 50 м. Если исследуемый не различает с 5 м даже первой верхней строки таблиц, то его приближают к таблице до тех пор, пока он не увидит буквы или картинки, расположенные в верхнем ряду. При этом учитывается то расстояние, с которого он увидел данную строку. Расчет в таких случаях ведут по формуле V=d/D, где V - острота зрения; d - расстояние, с которого обследуемый видит буквы данной строки; D - расстояние, с которого глаз, имеющий нормальную остроту зрения, различает знаки этого ряда. Указанные значения (D и V) поставлены слева и справа в каждом из рядов таблиц. Так, например, если исследуемый различает первый верхний ряд только с 3 м, а не с 50 м, как при нормальном зрении, острота его зрения (V) будет равна 3/50= 0,06. Если исследуемый не видит знаки первого ряда даже с расстояния 0,5 м, для характеристики центрального зрения указывается расстояние, с которого он может сосчитать пальцы руки (толщина пальцев приблизительно соответствует штрихам букв или других знаков, расположенных первом ряду).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Охрана зрения слабовидящих школьников iconAccord согласие, единодушие (не аккорд)
Охрана труда, техника безопасности и охрана окружающей среды (а не защита здоровья)

Охрана зрения слабовидящих школьников iconМетодические рекомендации по преодолению нарушений слоговой структуры...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ограниченными возможностями...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconЕвгений Алексеевич Торчинов Введение в буддологию: курс лекций
Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconПриказ №86 от 31. 08. 2016 г. Адаптированная о сновная о бщеоб разовательная...
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы

Охрана зрения слабовидящих школьников iconНаучно-исследовательский институт дефектологии
Пособие нацелено на оказание практической помощи работникам специальных школ в организации системы коррекционной работе по развитию...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconИспользование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших...
Никитин В. И., Попова Т. В. Использование подвижных игр в обучении ходьбе и бегу слепых младших школьников: Методические рекомендации...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconПовышение финансовой грамотности школьников как направление развития...
Тема Повышение финансовой грамотности школьников как направление развития предпринимательской культуры

Охрана зрения слабовидящих школьников iconПаспорт
Работа по оборудованию физического кабинета, а также занятия в нем развивают у школьников интерес к предмету творческие способности...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconАктивизация познавательного интереса младших школьников на уроках...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconСоциальной выплаты на приобретение отдельных тифлотехнических средства...
От 05. 08. 2011 n 321-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Административных регламентов исполнения государственных...

Охрана зрения слабовидящих школьников icon• кодексом законов о труде РФ
Показатель качества структуры ассортимента позволяет определить насколько оптимален ассортимент с точки зрения

Охрана зрения слабовидящих школьников iconДепартамент образования приказ
...

Охрана зрения слабовидящих школьников iconИнтервью с адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой 69 Часть вторая 74 «Гарри Поттер»
Международный проект «половое воспитание российских школьников» и национальная безопасность 8

Охрана зрения слабовидящих школьников iconРеклама с точки зрения закона
Задача любой рекламы представить товар в лучшем свете, вызвать у потребителя желание его

Охрана зрения слабовидящих школьников iconОхрана здоровья является задачей

Охрана зрения слабовидящих школьников iconКнига посвящена актуальному вопросу современной офталь­мологии заболеваниям...
Книга посвящена актуальному вопросу современной офталь­мологии — заболеваниям и повреждениям роговицы, которые за­нимают значительный...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную