Измена истине

страница1/9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1

Измена истине



Думаю, что сегодня я лишний раз докажу правоту известной пословицы: «Глупый лезет туда, куда боятся заглянуть ангелы». Потому что в предстоящие несколько недель мы попытаемся совершить то, что просто повергает меня в ужас. За это время мы рассмотрим основные темы Послания апостола Павла к Римлянам, обозревая все послание с высоты птичьего полета.

И я чувствую ужасное волнение, потому что мне приходилось читать курсы лекций по Посланию к Римлянам в самых разных аудиториях и рассматривать это послание с различных точек зрения. Но я привык подходить к нему очень внимательно, изучая его стих за стихом, так что весь курс лекций обычно занимал не меньше года. В центре «Легионер» у нас есть учебное пособие, и его можно приобрести, под названием «Интерактивное Послание к Римлянам». В нем дается очень подробный и глубокий анализ текста, сопровожденный программой обучения, которая поможет студенту самому детально изучить это послание. И поскольку при желании вы можете воспользоваться им, это оставляет мне некоторую свободу, чтобы бегло пройтись по более общим проблемам, которые мы и рассмотрим с вами в предстоящие дни.

Сказав несколько слов в свое оправдание, я хотел бы начать с того, что Послание к Римлянам, несомненно, представляет собой Magnum Opus1 апостола Павла. Из всего корпуса написанных Павлом посланий именно в нем мы находим в сжатой форме наиболее систематическое выражение богословских взглядов апостола.

Считается, что Послание к Римлянам дало толчок к развитию Реформации, так как именно в ходе подготовке лекций по нему Лютер сформулировал важнейший для Реформации тезис об оправдании только верой. Влияние, которое оно оказывало на христиан в течение церковной истории, огромно. Мы можем увидеть его уже в первые века, вспомнив об обращении Св. Августина, который в юности вел дикую и распутную жизнь язычника, но однажды, как он сам пишет, услышал голос ребенка, играющего и повторяющего фразу: Tolle lege, tolle lege, «возьми и читай». Он взял Библию, раскрыл ее наугад, его взгляд остановился на словах из Послания к Римлянам, и они заставили Августина изменить всю свою жизнь. Джон Уэсли считал, что обращение произошло с ним в тот момент, когда он слушал на улице Олдерсгейт в Лондоне проповедь, посвященную Посланию к Римлянам, и вдруг почувствовал, как «в сердце его стало необыкновенно тепло».

Поэтому приступая к изучению Послания к Римлянам, я чувствую некоторый страх и нерешительность ввиду значения этого текста и ввиду того, что именно в нем апостол Павел с наибольшей ясностью и глубиной раскрывает свое учение о спасении.

После такого краткого введения давайте непосредственно обратимся к нашей задаче и посмотрим на первую главу послания. В первой главе Павел начинает свое письмо (так же, как он начинает практически все письма) с обычных приветствий, выражения заботы о той общине, к которой обращено это послание, и так далее. А затем в 16 стихе первой главы он говорит: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается праведность2 Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

В этих немногих словах, как полагает большинство ученых, Павел выражает основную мысль всего послания. Главное, о чем он хочет сказать своим слушателям, это откровение праведности Божией, которая дается нам через веру. Размышляя над этим отрывком, Августин писал, что когда апостол Павел говорит «о праведности Божией», он имеет в виду не праведность Самого Бога, которая вечно и имманентно присуща Его природе. Скорее апостол говорит о той праведности, которой Бог наделяет людей через веру. Павел не случайно цитирует книгу пророка Аввакума, его слова: «Праведный верою жив будет».

После этого вы могли бы предположить, что апостол сразу же начнет излагать Евангелие, которого он не стыдится и которое он считает силой Божией ко спасению и которое, как он говорит, обращено как к евреям, так и к эллинам. Вы ждете, что он сразу же начнет последовательно развивать доктрину оправдания. Но этого не происходит. Вместо того апостол заявляет об откровении гнева Божьего, который становится явленным всему миру. И делает это в контексте первой главы, где он развивает идею так называемого «общего откровения», которое названо «общим», потому что в этом откровении Бог являет Себя всем людям. Мы склонны думать, что единственное откровение, которое дано нам Богом, содержится в тексте Священного Писания. Но в теологии такое откровение называется «особым», в отличие от «общего откровения», которое дано всем людям.

И я думаю, мы можем понять, почему Павел начинает с общего откровения. Обычная схема проповеди Павла строится как движение от Закона к Евангелию. Я всегда повторяю, что Благая Весть Евангелия не может быть понята или воспринята именно как благая весть до тех пор, пока мы не поймем до конца ужасной вести, которую несет нам Закон Божий. Евангелие представляет собой благую весть только для тех людей, которые видят над собой угрозу суда Божьего.

В этом состоит суть оправдания — в ответе на фундаментальный вопрос: как могут неправедные, грешные люди надеяться на восстановление отношений со святым и справедливым Богом? Оправдание в конечном итоге есть ничто иное, как превращение неправедного человека в праведного, или объявление его праведным, или его искупление. Мы искуплены жертвой Иисуса Христа. Он — наша праведность. Это самая лучшая, самая добрая весть, которую мы можем услышать, если мы прежде поймем, что Бог праведен, а мы нет, и что Закон Божий делает нас должниками и преступниками.

Но наше время и наша культура заставляет нас думать, что мы не связаны никакими преступлениями, что люди просто попадают на небеса благодаря милости и благодати Божией, так что мы не должны чувствовать страха перед законом Бога и Его справедливым наказанием. Павел же стремится приготовить своих слушателей к пониманию всего богатства и глубины того, что было совершено для нас Иисусом Христом, и потому начинает с самого основного — показывает то состояние, от которого мы были избавлены, и абсолютную необходимость для человека обратиться ко Христу и Его праведности, если он хочет стоять перед святым Богом.

Не знаю, как часто мне приходилось, говоря с людьми о Христе, слышать в ответ: «Господин Спраул, если Вы верите в Иисуса Христа, и это почему-то важно для Вас, хорошо, что у вас есть вера. Но думаю, мне Иисус не нужен». Не знаю, сколько раз я слышал от людей эти слова: «Мне Иисус не нужен». И скажу вам честно — каждый раз, когда кто-нибудь произносит их, мне хочется рвать на себе волосы. Мне хочется сказать этому человеку: «Как вы не понимаете, что нет ничего, в чем вы нуждались бы острее, чем во Христе, если, во-первых, Бог существует и Он свят, и во-вторых, если вы хоть раз нарушили установленный Им закон. Тогда вам нужен Иисус, вам нужен Искупитель».

Именно это стремиться показать Павел — почему всем людям нужен Спаситель. И он начинает свое рассуждение об общем откровении в первой главе послания словами 18 стиха: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Итак, мы читаем, что праведность Бога заставляет Его гневаться при виде всякой «неправды», то есть неправедности. Неправедность, о которой говорит апостол, в данном случае выражается в подавлении истины. И это такое подавление истины, в котором виновны все мы. Речь идет не о научной истине, не об истине химической или политической — Павел говорит о подавлении истины, касающейся Самого Бога.

Он продолжает: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». Вот на чем основано осуждение всего человеческого рода справедливым судом Божиим. Вы слышите, что говорит апостол? Он говорит, что с самого первого момента творения Бог явил и продолжает являть Свою природу, ясно и отчетливо, для всех людей; и что это откровение доходит до каждого из нас, так что всем имеем естественное знание о Боге. С помощью этого естественного знания вы не сможете написать полноценного трактата по систематической теологии. Оно не включает в себя знания всех деталей природы и деяний Бога. Но оно включает в себя представление о Его вечной силе и Божестве.

Слова апостола звучат как удар грома в обстановке современного секуляризма. Он говорит об очень простой вещи: каждый человек, который живет сейчас или когда-либо рождался на земле, знает, что есть Бог, потому что Творец открыл Себя для всех; но все мы по своей природе подавляем это знание о Боге, отказывась прославить Бога так, как должны Его славить, и благодарить Его так, как должны благодарить. Короче говоря: мы все знаем, что есть Бог, но по своей природе отказываемся славить и благодарить Его как Бога.

Более того, поступая так, мы мним себя мудрыми, хотя на самом деле глупы. И потому что люди, как пишет апостол, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки».

Вы помните, когда Моисей провозгласил Десять заповедей на горе Синай, двумя первыми среди них были заповеди, запрещающие идолопоклонство: «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» и «Не делай себе кумира…» Но Павел говорит, что фундаментальным ответом на самооткровение Бога в природе стало стремление извратить это знание, подмена истины ложью и обращение в идолопоклонство, которое в каком-то смысле есть «религия».

Мы склонны думать в наши дни: Богу все равно, во что мы верим, если мы «живем честно», то есть если мы как-то «религиозны». Но когда вы раскроете Писание и будете читать Ветхий Завет, вы увидите, как сурово наказывает Бог ханаанейцев за поклонение Ваалу. Они тоже были религиозны, но их религиозность выражалась в идолопоклонстве. Значит просто быть религиозным недостаточно. Бог требует истинной религии. Он требует, чтобы мы поклонялись Ему как единственному Богу и не переносили Его славу на что-то в сотворенной Им реальности.

Павел говорит, что Евангелие приходит в мир, который уже несет на себе вину перед Богом, потому что все мы отвергли Его. Мне часто задают вопрос: «Что будет с бедным невинным аборигеном в Африке, который никогда не слышал о Христе?» В ответ я говорю: «Бедный невинный африканец, который никогда не слышал о Христе, отправится прямо на небо. Ему не нужно проходить все клетки поля и набирать нужное количество очков. Ему не нужен Христос». Тогда люди в недоумении смотрят на меня и говорят: «Неужели вы думаете, что не нужна миссионерская работа?» Я отвечаю: «Почему же, миссионерская работа необходима». «Но как же вы тогда говорите, что эти люди попадают прямо на небо, и им не нужен Христос?» Я говорю: «Вы спросили меня о том, что произойдет с невинным аборигеном. Невинным людям вообще не нужен Христос, живут ли они в Африке, или Антарктике, или Америке, или Европе, или где-либо еще». Вопрос в том, есть ли хоть один невинный человек в Африке, или Австралии, или где-либо на земле. Павел говорит здесь, что нет ни одного невинного человека и что Иисус приходит в мир, который не имеет оправдания перед Богом.

Апостол завершает первую главу очень мрачной картиной человеческой развращенности. Стих 26: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

Затем он продолжает список грехов: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» и так далее. И на этом не кончается список тех злодеяний, которые относятся не к закоренелым преступникам, чье место только на самой тяжелой каторге — они относятся ко всем нам, грешным людям.

И Павел заканчивает этот раздел словами: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». Все человечество упорно противится Закону Божьему. В последующих двух-трех главах апостол будет развивать мысль, которую он затрагивает уже здесь, в конце первой главы: мы не только делает что-то безнравственное и оскорбляющее Бога, но, делая это, мы знаем, что поступаем плохо. И мы не только продолжаем делать то, что, как мы знаем, плохо, но и других людей приглашаем делать то же. Мы также стараемся найти себе нравственное оправдание или рациональное объяснение, чтобы защитить свое зло перед святым Богом.

Павел хочет сказать, что падение человечества достигло своей самой низкой точки: мы пали так низко, что не только поступаем нечестиво, но делаем это, прекрасно понимая, что Бог запрещает нам и что Он призовет нас к ответственности. Более того, мы заставляем себя поверить в то, что сами слова Бога неистинны. Добро мы называем злом, а зло — добром. Люди, которые поступают так перед лицом святого Бога, которые открыто преступают данный Им закон — эти люди больше всего нуждаются в Спасителе.
В первой главе апостол провозглашает совершенно неожиданную мысль, что Бог не только открыл Себя каждому человеку, но открыл Себя совершенно ясно. Нам не нужно искать скрытых намеков в останках древних ископаемых или в сложных логических построениях, чтобы что-то узнать о Боге. Все творение представляет собой грандиозный театр славы Божией, который свидетельствует о Боге не намеками, но явно и прямо указывает на своего Творца. В греческом тексте стоит слово фанерос, переведенное как «явно». В латинском переводе это слово было передано прилагательным manifestum — откровение Бога есть громкий и четкий «манифест» Бога о Самом Себе. Мы просто не можем не заметить его. И на самом деле мы видим и знаем об откровении Бога. Так что гнев Божий обращен не на тех людей, которые ничего не знают о Его существовании, а на тех, кто прекрасно знает, что Бог есть, но отказывается прославить Его как Бога.
2

Осуждение через закон и помимо его
Я люблю повторять анекдот, который донесла до нас церковная история, о том, что человек, проводивший разделение английской Библии на стихи и главы, был странствующим проповедником, который провел большую часть своей жизни в седле, а когда ему было нечего делать, то занимался тем, что делил текст Нового Завета на стихи и главы. И если мы посмотрим на общую структуру Послания к Римлянам, мы увидим, что стоит за этим анекдотом.

Потому что вторая глава начинается со слова «итак», а мы знаем, что слово «итак» служит обозначением перехода от доводов или предпосылок, которые были представлены в доказательстве, к следующему из них заключению. Так что нам остается только в недоумении спрашивать себя, как мог тот, кто выделял главы, начать новую главу именно со слова «итак».

На что указывает Павел с помощью «итак»? Этот союз, повторяю, обращает нас к тому, что было только что сказано, а именно, что Бог ясно явил Себя всем людям, но люди отвергли это знание Бога, так что все мы по природе своей грешим против откровения в природе, данного нам Богом, причем не только отказываемся повиноваться Ему, но и других побуждаем проявить неповиновение. Поэтому Павел говорит: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Павел уже второй раз говорит в своем послании, что мы не имеем извинения. В первой главе, когда он показывает, что все люди имеют ясное представление о Боге, он добавляет: «…так что нет у них извинения»3. Но теперь он заявляет, что мы не только виновны в том, что отказываемся достойно ответить на открытость нам Бога, но виновны и с нравственной точки зрения за то, что судим других людей.

Обратите внимание, что Павел начинает со слов: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек». Для людей, читающих это место по-английски, может показаться, что речь здесь идет исключительно о мужчинах, однако очевидно, что Павел обращается не только к читателям мужского пола — в слово «человек» он вкладывает более общий смысл. Павел говорит, обращаясь к каждому человеку: «У тебя нет извинения, кто бы ты ни был, если ты обвиняешь другого человека в совершении тех поступков, которые творишь сам».

Но это место содержит в себе еще один скрытый смысл. Слово «человек» в Новом Завете часто употребляется применительно к Израилю. Даже Иисус называет Себя бар енаш, «Сын человеческий». Можно сказать, что в каком-то смысле Израиль — это «сын человеческий». Это типичное обращение Павла, когда он говорит именно об израильском народе. И я думаю, большинство исследователей согласится с тем, что когда Павел говорит: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек», — он обращается к Израилю, к иудейской аудитории, которая, прочитав первую главу послания, вполне может с пониманием покачать головой, говоря: «Ну конечно, Павел здесь обвиняет язычников, нечистых, но уж никак не нас, ведь всякому известно, что мы наследники завета с Богом, мы избранные дети Божии, святой народ, нам принадлежат данные Богом пророчества, мы исполняем данный Богом закон, мы совершаем обрезание, мы дети Авраама и так далее. И соблюдение религиозных обрядов позволит нам избежать суда Божьего».

Задумайтесь над этим на мгновение. Я не знаю, сколько тысяч или даже миллионов людей во всем мире полагают, что могут быть уверены в своем спасении только благодаря принадлежности определенной религиозной общине или определенной церкви. «Я принадлежу этой церкви, и меня не коснется суд Божий». Как будто это членство само по себе способно кого-то спасти! В последующих стихах Павел стремится показать, что даже принадлежность к израильскому народу в эпоху Ветхого Завета не служила гарантией того, что тот или иной человек получит спасение. Посмотрим, что он говорит: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя».

Позвольте мне сказать несколько слов об этом. Я уже не раз говорил, что любой язычник в Америке знает слова Библии: «Не судите, да не судимы будете». Потому что любому человеку неприятно, когда его ругают. Но неверующие часто представляют себе христиан людьми, которые осуждают их, которые считают себя святыми, а их грешниками и говорят: «Вот мы праведны, а они нет. Мы лучше, чем они» и тому подобное. Но если это так, то мы совершаем ужасный грех, о котором говорит Павел, осуждая других людей за то, что совершаем сами, а это верх лицемерия.

Однако Павел говорит о любом человеке, который хоть за что-то осуждает другого. Если вы хоть раз сказали, что кто-то поступил плохо и заслуживает наказания, тем самым, уже своим суждением, вы признали саму возможность суда и реальность таких понятий, как добро и зло. Если вы утверждаете, что другие люди совершают грехи и поступают неправильно по отношению к вам, вы должны в первую очередь признать виновным себя самого. То есть само наше понимание и сам факт того, что мы судим других людей, выступают высшим судом над нами, потому что в этом проявляется знание нами того, что все человечество заслуживает суда, а это значит, что будим судимы и мы.

Вы видите, что Павел строит здесь основание для всеобщего осуждения, под которое подпадает все человечество, иудеи и эллины, иудеи и язычники, которые все должны предстать перед единственным Судьей. Короче говоря, он хочет сказать: все мы должны будем на последнем Суде ответить за свою жизнь, согласно святому и истинному закону, установленному Богом, и никто из нас не избежит этого.

Дальше апостол продолжает: «А мы знаем, что суд Божий на делающих такие дела согласен с истиной»4. И это страшно. Когда я осуждаю другого человека за то же, что совершаю сам, то я не творю истинного суда. Этот суд неистинен, потому что я поступаю, как лицемер. Но суд Бога над человеком всегда основан на истине. Его приговор нам не может быть ложным или ошибочным. Его приговор нам служит выражением Его совершенного знания и Его совершенной природы. Этот Судья не может быть подкуплен. Он не смотрит на лица людей. Его суд всегда основан на истине. И это страшно! Потому что истина состоит в том, что мы заслуживаем осуждения. Если бы хоть раз в жизни мои действия были оценены точно в согласии с истиной, то что показала бы истина? Что я снова и снова, и снова нарушаю закон Бога.

Затем апостол говорит: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» Это риторический вопрос. Павел говорит: «На самом деле ты думаешь так!» Огромное количество живущих ныне людей думают, что смогут избежать суда Божьего. Многие из тех людей, кто слушает меня сейчас, где-то в глубине своего сердца все же верят, что им никогда не придется быть судимыми в свете истины. Они рассчитывают на то, что Бог будет снисходителен или даже поступится Своей природой и Своим законом. Но сейчас апостол говорит нам не о Евангелии. Апостол говорит о законе. А пока мы не узнаем закона, не поймем, что такое закон, для нас останется непонятным и смысл Евангелия.

«…Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Да, это страшные слова. Вы слышите, что говорит Павел? Вам понятно это? Мы пренебрегаем долготерпением Бога. Почему люди думают, что смогут избежать Божьего суда? Потому что они поют старую песню: «Завтра, завтра, не сегодня…» «Я дожил до сегодняшнего дня и в ад пока не попал, а что будет завтра, посмотрим». В Ветхом Завете говорится о том, что пасть ада раскрывается все шире и шире, чем больше люди ожесточают свои сердца и не желают раскаяться.

И Павел говорит здесь, что люди на самом деле думают, что им не придется отвечать за свои поступки. Но думая так, они пренебрегают долготерпением Бога. Бог не торопится наказать нас за наши беззакония в течение жизни, но вместо того, чтобы покаяться и прославить Его милость и доброту, мы склонны думать, что либо Бог никогда не призовет нас к ответственности, либо даже если Он и сделает это, то Он уже отказался от попыток как-то изменить нас или остановить в совершении беззаконий, так что в любом случае Его не стоит бояться. Но самое страшное, что при этом происходит, это то, что наше сердце становится ожесточенным и неспособным к покаянию. Так что в итоге мы копим себе гнев на день гнева. И я думаю, что это одно из самых трезвых размышлений, которые мы находим в Новом Завете.

Павел пользуется здесь экономическими понятиями. Он говорит, что мы словно открываем себе счет в банке, и регулярно, может быть, каждую неделю или каждый день, пополняем его вкладами, надеясь, что понемногу скопим себе приличное состояние, которое в конце концов начнет приносить определенный доход. Павел использует эту метафору из сферы экономики, из области финансов, и применяет ее к нравственному состоянию человечества: каждый раз, когда Бог терпит жестокость нашего сердца, каждый раз, когда мы отказываемся раскаяться, мы делаем новый вклад в гнев Бога. Мы увеличиваем его. Мы скапливаем гнев Бога против самих себя. Так что человек не просто должен предстать на суде святого Бога, быть судимым согласно истине и ощутить на себе Его гнев вследствие испорченности своей природы, но мы неизменно увеличиваем свою вину с каждой минутой жизни.

«…ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! …Ибо нет лицеприятия у Бога».

А затем апостол говорит: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков».

Этот отрывок часто понимают неверно. Для многих людей, которые читают это место, его смысл состоит примерно в следующем. Иудеи знают закон Божий во всей полноте. Им даны Десять заповедей. Но они нарушили закон. В то время как язычники, которые ничего не знают о Десяти заповедях, соблюдают закон Божий. Вот такой вывод делают люди из этого текста.

Но Павел говорит здесь о другом. Он говорит, что те, кто знает закон, будут и судимы согласно закону, то есть Десяти заповедям. А те, кто не знает закона, вверенного Богом Израилю, тоже будут судиться согласно закону. Но это будет уже другой закон — это закон, «написанный в их сердцах». Здесь Павел добавляет новое измерение к тому, о чем он говорил в первой главе: Бог открывает Себя в творении не только через природу — Он также поместил нравственный закон в сердце каждого человека, так что все мы по природе своей знаем разницу между добром и злом. Нам всем дана совесть, которую называют «внутренним голосом Бога» и которая одобряет или порицает нас за совершение тех или иных поступков.

И Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают…» Он не говорит, что язычники соблюдают закон. Он говорит, что даже отвергая закон, данный Израилю, язычники показывают, что в них есть нравственное чувство, что им знакомо представление о том, что такое нравственность, потому что у них есть собственные законы, есть правители — есть «дела закона». Они демонстрируют в jus Gentium, в «законе народов», что хотя они и не находились у горы Синай, в них говорит сама природа, так что каждый народ и каждый человек в какой-то мере знают закон Божий. Но будь то закон Десяти заповедей, данный на горе Синай, или закон, написанный в человеческих сердцах, — этот закон обнаруживает вину каждого человека, так что мы все должны предстать на суде, как должники, которые не в состоянии заплатить свой долг.

Затем Павел говорит в 17 стихе: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ‘не прелюбодействуй’, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Что делает Павел? Он снова приводит всех нас на суд Божий. И он предостерегает тех, кто думает, что они могут быть спасены только благодаря тому, что они евреи, что они обрезаны и чье обрезание должно было быть величественным символом, призывающим людей исполнять закон. Обрезание само по себе не освобождает от закона, скорее оно делает человека еще более ответственным, потому что он на своем теле несет знак обязательства соблюдать закон. Если же кто-то имеет обрезание, но нарушает закон, то его обрезание становится необрезанием. Тот носит на себе только внешний знак, но сердце его остается необрезанным.

Павел стремится, таким образом, показать, что в конечном итоге Бог будет судить человека не по тому, какие тот исполнял религиозные ритуалы. Его суд над каждым человеком будет основан на том, что он увидит в его сердце, в его душе. И когда Он взглянет на ваше сердце, увидит ли Он сердце, которое все пронизано любовью к Нему, которое живет тем, что постоянно славит Творца? Или же, взглянув на вас, Он найдет сердце, превратившееся в камень, сердце упрямое, заплывшее жиром и нераскаявшееся? Вот что говорит апостол: Бог будет судить нас не по тому, к какой общине мы принадлежим, а по тому, каким Он найдет наше сердце.
Я бы хотел, чтобы из 2 главы послания мы запомнили две вещи. Во-первых, предупреждение об опасности пути, на котором мы скапливаем гнев на день гнева, уверяя себя, что Бог никогда не станет наказывать нас, потому что не наказывал до сих пор. В центре учения Иисуса из Назарета во время Его земного служения стоит предупреждение о том, что все мы должны предстать на последнем суде, на котором ответим за каждое слово, когда-либо произнесенное в жизни, на котором все, что было сделано тайно, станет явным, и когда мы за все дадим ответ. Иисус провозглашает, что есть высшая справедливость, если и не в этой жизни, то в жизни будущей. Потому что Бог будет судить меня, так же как и вас, и будет судить согласно истине. И второй момент: моя религия, со всей ее внешней бутафорией, не сможет оправдать меня или избавить меня от суда. Вот почему нам нужна праведность Христа. Меня спасает не принадлежность к церкви — меня спасает принадлежность ко Христу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Измена истине iconКнига "Путь к истине" автобиографическая. Воспоминание о встрече...
Коренева Светлана Ивановна — последователь учения П. К. Иванова, развивающая оздоро

Измена истине iconИзмена в Ватикане, или Заговор пап против христианства
Нато, а в религиозно-мировоззренческой в отношении Ватикана. Поэтому процессы сближения с ними идут параллельно и даже синхронно...

Измена истине iconОльга Четверикова Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства предисловие
Нато, а в религиозно-мировоззренческой в отношении Ватикана. Поэтому процессы сближения с ними идут параллельно и даже синхронно...


Инструкция



При копировании материала укажите ссылку © 2000-2020
контакты
instryktsiya.ru
..На главную