Института государства и права



В ПРЕЗИДИУМЕ АКАДЕМИИ НАУК СССР

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Президиум Академии наук СССР рассмотрел основные направления лаучной деятельности Института государства и права. С докладом на эту тему выступил директор Института член-корреспондент АН СССР В. Н. Кудрявцев.

Решения XXV съезда КПСС, сказал докладчик, поставили перед со­ветскими правоведами ответственные задачи, связанные с совершенство­ванием советской государственности, дальнейшим развитием социалисти­ческой демократии, укреплением правовой основы государственной и об­щественной жизни. На съезде было также указано на необходимость разработки ряда правовых вопросов деятельности Советов депутатов тру­дящихся, совершенствования законодательства, правового регулирования хозяйственной деятельности, подготовки свода законов Советского госу­дарства.

Затем докладчик охарактеризовал главные направления исследова­тельской деятельности Института. Первое из них — изучение закономер­ностей развития общенародной государственности и демократии, а также совершенствование правового статуса личности в условиях зрелого со­циализма. Основная цель этих исследований — создание оптимальной мо­дели государственного управления в современных условиях. Главная осо­бенность решения этой группы проблем заключается в том, что здесь нужно идти не только по пути создания юридических норм и совершен­ствования аппарата государственного управления, но и (что не менее важно) по линии расширения социалистической демократии и укрепле­ния правового положения личности, в частности в ее взаимоотношениях с государственным аппаратом. Данным вопросам посвящено много работ сотрудников Института — это научные труды и многочисленные практи­ческие рекомендации и предложения государственным органам.

В числе наиболее крупных трудов по этой проблематике можно на­звать четырехтомник «Марксистско-ленинская общая теория государства и права», «Местные Советы в системе органов власти», «Национальные отношения и государство в современный период», «Политическая систе­ма социализма», «Общественные организации в СССР», «Формы социа­листического государства», «Государство и демократия в период построе­ния развитого социализма», «Государство и личность в СССР» и ряд других.

Из работ, связанных с внесением практических рекомендаций и пред­ложений, в первую очередь следует упомянуть об участии ученых Инсти-

В Президиуме Академии наук СССР 4

тута в подготовке материалов для проекта новой Конституции СССР. Немалое значение имеет также изучение конкретных вопросов совер­шенствования деятельности Советов и всего государственного аппарата. Институтом были проведены исследования социально-правового характера работы Советов депутатов трудящихся Латвийской ССР, Башкирской АССР, Горьковской области, на основе чего был внесен ряд практиче­ских предложений, которые были одобрены и приняты. В настоящее вре­мя на базе Томской области изучаются проблемы территориального управления с тем, чтобы помочь найти формы гибкого сочетания отрас­левого и территориального управления — это одна из серьезнейших науч­ных задач.

Другое направление — разработка путей укрепления правовых основ государственной и общественной жизни, социалистической законности и правопорядка. Это сложный комплекс вопросов, включающий и общую теорию права и ряд конкретных проблем таких его отраслей, как адми­нистративное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное право и т. д. Основная цель исследований — совершенствование законодательства и ме­ханизмов его применения, повышение правовой культуры советских граж­дан.

Докладчик указал на две сложные научные, задачи, относящиеся к это­му направлению. Одна из них — прогнозирование правовой надстройки до 1990—2000 гг. — неразрывно связана с экономическими и демографиче­скими прогнозами и должна разрабатываться в тесном контакте право­ведов с экономистами и демографами. Вторая задача, фундаментальная, научно-теоретическая, — изучение механизма влияния права на поведение-человека — находится на стыке юриспруденции, социологии и психологии. По этим проблемам написано немало работ, в частности о правосознании,, механизме действия права, о праве и социологии, по общей теории права и пр. Кроме того, подготовлено большое число практических предло­жений. Сотрудники Института активно участвовали в разработке проек­тов ряда законов, часть которых в настоящее время принята, а часть рассматривается.

Третье направление исследовательской деятельности, связанное с упо­рядочением правового регулирования в народном хозяйстве, служит в из­вестной мере конкретизацией второго. Сотрудниками нашего Института в результате многолетней исследовательской работы был подготовлен ряд научно-практических рекомендаций по совершенствованию хозяйственно­го законодательства. Разрабатываются предложения по совершенствова­нию правового регулирования планирования и материально-технического, снабжения в народном хозяйстве и др. Подготовлены также рекоменда­ции о государственном промышленном хозрасчетном объединении и другие.

К этому, третьему, направлению примыкает еще ряд вопросов. Один из них — правовое регулирование положения научных учреждений и орга­низаций, разработкой которого Институт занимается в тесном сотрудни­честве с аппаратом Президиума Академии наук СССР. Другой — совер­шенствование законодательства об охране природных ресурсов. И, наконец, третий — право и научно-технический прогресс. Нами издано несколько книг по этой теме, в том числе в связи с проблемами использования атомной энергии. Возникают и новые вопросы, например в области медицины — правовые аспекты трансплантации органов и тканей, кли­нической смерти и др. Проблемы генной инженерии имеют не только этический, но и правовой аспект.

Четвертое направление — изучение проблем развития государства и права в зарубежных странах, как в социалистических, так и в капита-

Направления деятельности Института государства и права 5

листических, а также в развивающихся. Важность интенсивной разра­ботки этого направления не подлежит сомнению. К сожалению, отметил докладчик, Институт государства и права — единственное в стране науч­ное учреждение, которое имеет определенное, хотя и очень ограничен­ное, число специалистов, способных заниматься этой тематикой, и они не в состоянии охватить исследованиями многие страны и даже довольно значительные регионы.

И, наконец, пятое актуальнейшее направление — разработка вопросов международного права, правовой основы сотрудничества социалистических стран, укрепления мира и безопасности народов. Сюда входит круг про­блем, связанных с деятельностью СЭВ, общей теорией международного права, морского, воздушного, космического права, охраной вод и атмос­феры и т. п. Сотрудниками Института был создан многотомный курс международного права, готовятся курсы морского и воздушного права. В контакте с соответствующими государственными органами разработан ряд проектов международных конвенций и договоров.

Суммируя вышеизложенное, В. Н. Кудрявцев обращает внимание на большой объем работы, многопрофильность деятельности Института и от­мечает необходимость серьезного обсуждения этого положения. Он назы­вает факторы, приведшие к нему; один из них — недостаточно четкая ор­ганизация научной работы внутри самого Института, второй — объектив­ная потребность в интенсивном развитии всех вышеназванных направле­ний.

Для оптимального решения вопроса следует перейти к программно-целевому методу планирования и организации научной деятельности.

На 1977 г. Институтом намечается разработка четырех основных прог­рамм. Первая — это работа над проблемами советского конституционного права. Вторая — изучение проблем совершенствования государственного управления. Третья комплексная программа касается правового регулирования в народном хозяйстве и четвертая — вопросов рациональ­ного использования и охраны природных ресурсов. Все четыре программы должны разрабатываться в тесном сотрудничестве с экономическими ин­ститутами и другими смежниками. На более дальнюю перспективу (на­чало работы — 1977—1978 гг.) рассчитаны еще три программы: разработка вопросов правового положения личности, правовые вопросы социалисти­ческой экономической интеграции и проблемы международного права.

Для повышения эффективности деятельности Института, считает В. Н. Кудрявцев, необходимо также усиление целенаправленности в фун­даментальных исследованиях, устранение мелкотемья и сосредоточение научных сил на главных направлениях. Тут рисуются три основные зада­чи. Первая, самая важная, — прогноз развития государственно-правовой надстройки до 1990—2000 гг., на основе которого создалась бы возмож­ность перейти к научно обоснованному законотворчеству, исключающему субъективизм и волюнтаризм. Вторая — научный анализ механизма дей­ствия права (психологический и социальный его аспекты). И третья — разработка вопросов правового статуса личности.

Немало резервов, полагает докладчик, таится в совершенствовании методов работы. Это в первую очередь преодоление характерного про­фессионального недостатка — комментаторства, описания уже действую­щих законов. Далее, это — внедрение новых методов исследования: со­циологических и математических. Трудность же здесь заключается в том, что Институт не всегда получает от соответствующих органов необходимый материал, прежде всего социальную, социально-экономическую, демогра­фическую и даже правовую статистику.

Требует значительного совершенствования развитие сотрудничества

В Президиуме Академии, наук СССР 6

Института со специалистами в других отраслях наук. Определенное эпи­зодическое сотрудничество осуществляется лишь с экономистами и от­части с психологами. Сейчас Институт наладил связи с Институтом проблем управления, с рядом других научных учреждений гуманитар­ного, естественного и технического профиля. Эту работу следует в бли­жайшее время усилить.

Важная сторона организационной деятельности Института — коор­динация исследований по проблемам государства и права в масштабе страны. Институт как головной научно-исследовательский центр коорди­нирует работу 67 соответствующих учреждений, в том числе — 12, кото­рые входят в состав академий наук союзных республик. К сожалению, это большей частью не самостоятельные институты, а правовые отделы или секторы комплексных (философско-, историко-, экономико-правовых) институтов. Помимо этих учреждений, Институт координирует работу четырех юридических институтов и 38 вузовских юридических факуль­тетов. Осуществляется координация через специальный орган — Научный совет «Закономерности развития государства, управления и права» АН СССР, имеющий в своем составе 15 секций. В последнее время работа Совета в определенной степени оживилась: было проведено всесоюзное координационное совещание, практикуются специальные командировки для практической помощи на местах, регулярно выпускается информацион­ный бюллетень. Немалую роль играет журнал «Советское государство и право», завоевавший значительный авторитет и имеющий большое число подписчиков. Вместе с тем в деле комплексной разработки фундамен­тальных теоретических проблем и разумного использования всех научных сил правоведов страны основной недостаток состоит в том, что в союзных республиках и некоторых регионах, за редким исключением, нет круп­ных правовых научно-исследовательских центров, которым было бы под силу самостоятельное изучение проблем. А в большом регионе Сибири и Дальнего Востока Еообще нет ни одного научного правового учреждения.

Далее В. Н. Кудрявцев охарактеризовал структуру и кадры Инсти­тута. Приведенные им данные конкретно показали недостаточную обес­печенность специалистами ряда важных направлений юридической науки. Докладчик сообщил также о том, что в Институте разработан и будет претворяться в жизнь план социального развития, рассказал о ценной научной библиотеке этого одного из старейших советских гуманитарных учреждений и посетовал на невозможность полного развертывания и использования ее фондов. Он говорил также об определенных труд­ностях, связанных с материально-техническим снабжением и обеспечен­ностью помещением.

В заключение В. Н. Кудрявцев заверил присутствующих, что коллек­тив Института приложит все свои силы и знания, чтобы успешно решить задачи, поставленные перед советскими правоведами XXV съездом КПСС.

Выступивший затем председатель комиссии по проверке деятельности Института член-корреспондент АН СССР В. Г. Афанасьев подчеркнул, что современный гуманитарный институт должен являть собой стройную, хорошо организованную систему, построенную по программно-целевому принципу. В центре этой системы должны находиться те социально-по­литические и научные цели, которые ставятся перед данным учрежде­нием. Это развитие теории государства и права, выработка практических рекомендаций для совершенствования социалистической законности и пра­вопорядка. В соответствии с этой генеральной целью должны избираться основные направления исследований и разработок, должны создаваться и использоваться научные методы и средства, способные обеспечить успешное решение названных задач. Результатами исследований должны

Направления деятельности Института государства и права 7

быть не только монографии и отчеты, но и целый ряд конкретных прак­тических рекомендаций. В соответствии с направлением исследователь­ской деятельности Института строится его организационная структура и подбираются кадры научных работников. Немаловажный компонент этой системы — развитая информационная и материально-техническая база.

Следует констатировать, сказал выступавший, что Институт государ­ства и права пока еще этой идеальной модели не соответствует. Цели и задачи, стоящие перед его коллективом, определены достаточно точно, планирование неплохо организовано. Однако основные научные направ­ления работы Института очень объемны, к тому же каждое из них дробится на ряд тем и подтем, что, естественно, ведет к мелкотемью. Это не недо­статок работы Института, а его беда, следствие того, что он — единствен­ный в своем роде. Все вопросы внутреннего социалистического права и проблемы международного права разрабатываются только здесь. А это ведет к распылению сил. Очень слабой их концентрацией невозможно решить все сложные научные проблемы, стоящие перед Институтом.

Вторая проблема, сказал выступавший,— это вопрос о показателях плана, об оценке деятельности ученого. Основной критерий здесь — ко­личество страниц книги или отчета. Причем, чем больше, чем толще, чем увесистей книжка, тем лучше, тем солиднее выглядят ученый и сектор. Однако, помимо этого, ряд специалистов много и продуктивно работает над анализом законопроектов, подготовкой проектов различных положений, уставов, кодексов, изучает деятельность определенных орга­нов и готовит конкретные практические рекомендации. Следует подумать о повышении престижа такого рода деятельности. Институт уже сейчас сделал первые шаги в деле пересмотра показателей плана в этом на­правлении. Данную работу, стимулирующую деятельность ученых, кото­рая имеет непосредственное практическое значение, следует продолжить.

Выступавший отметил, что наряду с глубокими фундаментальными исследованиями, посвященными анализу актуальных проблем развития социалистического права, в научной продукции Института пока еще мало работ оригинальных, представляющих собой новое слово в науке. Руко­водству Института следует более строго подходить к планированию и от­бору работ для публикации, поощрять исследования на новых перспек­тивных направлениях. Примером такого рода является ряд интересных трудов по социологии права, исследования действия механизма права.

Указав, что за последние годы Институт государства и права принял серьезные меры по улучшению координации научно-исследовательских работ в этой области, В. Г. Афанасьев вместе с тем отметил недостаточ­ную активность Научного совета по закономерностям развития государст­ва, управления и права и предложил серьезно задуматься о перестройке его работы и определенном пополнении его состава людьми, которые спе­циально занимались бы координационной деятельностью.

В. Г. Афанасьев подчеркнул необходимость значительного расшире­ния методов исследований. В данном Институте (как, впрочем, почти во всех гуманитарных институтах) основной метод исследования — это изу­чение документов, литературы, законов. Сейчас делаются робкие и ло­кальные попытки использовать современные методы — социологический (главным образом метод эмпирического исследования) и сравнительный. Ныне, сказал выступавший, Институт не может вести разработку актуаль­ных проблем, особенно важных для практики, без использования систем­ного подхода, ибо любой субъект управления, любой субъект права — это определенная система, и без системного анализа решить эти задачи нельзя. Следует также широко применять в научной работе теории орга-

В Президиуме Академии наук СССР 8

низации, управления, информации, операций, социологические методы, эксперименты, моделирование. Без использования набора этих современ­ных методов и средств невозможно решить серьезные, глубокие и важные для практики вопросы. А для этого следует привлекать свежие силы, владеющие этими методами. Для обеспечения успешной деятельности Института необходимо также укрепить его материально-техническую базу.

Академик П. Л. Капица задал докладчику вопрос об отношении со­ветских юристов к широко дискутирующимся на Западе проблемам — прав человека на неограниченное деторождение, полную свободу в обра­зовании семьи, правовых аспектов генной инженерии. Он указал па различие в подходе к этим проблемам со стороны юристов и представи­телей естественных наук. Отвечая на вопрос, В. Н. Кудрявцев отметил комплексный характер затронутых проблем, решение которых возможно лишь усилиями ученых разных специальностей, указал на отрицательное отношение юристов нашей страны к ограничению деторождения или за­ключения браков, а также к попыткам определенного вмешательства в человеческий организм, влияющего на будущие поколения людей, ибо это — нарушение прав человека.

Открывая дискуссию по докладу, С. 3. Зиманов (Академия наук КазССР) положительно отозвался о деятельности Института государства и права, направленной на разработку проблем эффективности функциони­рования права и влияния правовой науки па все сферы государствен­ного правового строительства. Вместе с тем он отметил преобладание опи­сательных, эмпирических, комментаторских работ в таких областях, как теория представительных учреждений, избирательная система, государ­ственная власть и управление и т. д. С. 3. Зиманов одобрил активизацию координационной работы Института, указав, однако, что она еще не до­стигла того уровня, на котором определяются основные направления ис­следований, осуществляется общая и целевая специализация деятельности всех научных правовых учреждений страны. В этом плане, отметил выступавший, необходима серьезная поддержка дальнейшего развития правовой науки со стороны Президиума Академии наук СССР.

Напомнив, что в современных условиях законотворчество в нашей стра­не осуществляется на плановой основе, заместитель министра юстиции СССР А. А. Холявченко говорил о необходимости научных разработок эффективности применения действующих норм права, рекомендаций по введению новых правовых норм, отвечающих потребностям сегодняшнего дня. Институт государства и права, отметил он, конкретно участвует в подготовке многих законопроектов. Однако в свете решений XXV съез­да КПСС его сотрудничество с органами юстиции в разработке схем, издании свода законов Советского государства и т. д. должно стать еще более активным. Тесней должны быть также контакты Института с прак­тиками в деле изучения проблем правового воспитания граждан. В за­ключение выступавший затронул вопрос о подготовке через академиче­скую аспирантуру специалистов по международному праву.

Член Верховного Суда СССР И. М. Алхазов рассказал о тесных свя­зях данного учреждения с Институтом государства и права, сотрудники которого оказывают постоянную консультативную помощь Верховному Суду, активно участвуют в работе его Научно-консультативного совета, в подготовке проектов руководящих разъяснений о правильном приме­нении действующих законов, ряда постановлений. Есть и обратные связи: например, председатель Верховного Суда СССР — член ученого совета Института. Задачи, поставленные XXV съездом партии, сказал выступав­ший, требуют от советских судов дальнейшего улучшения их деятель-

Направления деятельности Института государства и права 9

ности, и в этом плане нам необходима помощь Института для укрепления связи юридической науки с практикой, разработки научных рекоменда­ций, способствующих совершенствованию социалистического правосудия, расширению его демократических основ. Ныне весьма актуальна сложная проблема изучения судебной практики в области исполнения законода­тельства об охране природы. Здесь нам особенно нужна помощь ученых. Следует также чаще привлекать практических судебных работников к написанию и обсуждению научных работ, проводить совместные науч­но-практические конференции, общими усилиями решать актуальные проблемы трудового, гражданского, хозяйственного права.

Академик Н. Н. Иноземцев основную часть своего выступления посвя­тил вопросам повышения эффективности научной деятельности в области правовой науки. Остро стоит проблема правового обеспечения меха­низма хозяйствования во всех звеньях. Выступавший привел ряд кон­кретных примеров, говорящих о необходимости создания унифицирован­ного свода правовых актов, регламентирующих деятельность промыш­ленных предприятий, объединений, министерств и ведомств, четко опре­деляющих права и обязанности последних, координирующих их работу. Не менее важен и сложен вопрос правового обеспечения сочетания отрас­левого и территориального управления. Это — одно из главных направ­лений деятельности Института государства и права, ибо от его разработок в огромной степени зависит эффективность развития нашей экономики, научно-технический прогресс. В заключение Н. Н. Иноземцев коснулся вопроса о более широкой подготовке и правильном использовании в раз­личных звеньях государственного аппарата кадров юристов.

Академик Л. М. Бреховских, отметив в своем выступлении, что Инсти­тут государства и права в определенной степени участвует в подготовке материалов по морскому праву, указал на необходимость дальнейшей разработки проблем международного морского права, статуса Мирового океана и привлечения к этому делу (в частности, к подготовке материа­лов о свободе научных исследований в океане) в числе других академи­ческих научно-исследовательских учреждений данного Института.

Положительно оценив теоретическую и практическую деятельность Института государства и права, академик-секретарь Отделения филосо­фии и права А. Г. Егоров подробно охарактеризовал группу вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием его работы. Это, во-пер­вых, значительное улучшение качества научных трудов. Повышение ка­чества неразрывно связано с разработкой методологических вопросов, применением диалектико-материалистического метода, целой системы ка­тегорий и т. п., более широким использованием современных приемов и способов исследования. Во-вторых, следует готовить больше конкретных работ, стремиться к избавлению от простой констатации фактов, к тесной связи их с теоретическими обобщениями: идти через изучение локальных процессов к познанию тенденций и закономерностей. Третья задача — уси­лить разработку вопросов правового регулирования в области народного хозяйства. К тому же надо глубже изучать новые проблемы — правовое положение и взаимоотношения промышленных объединений, различных форм межколхозной кооперации, аграрно-промышленной интеграции и т. д. Большие задачи связаны с вопросами внешней торговли, правово­го положения предприятий, работающих на экспорт, деятельности СЭВ. Главное здесь — прогнозирование будущего, перспектив. Не менее важна четвертая задача — изучение правовых проблем в области охраны при­родной среды, использования океана, космоса и т. д. Эту работу следует значительно активизировать, а прежде решить ряд организационных во­просов по усилению состава научных подразделений, занимающихся дан-

В Президиуме Академии наук СССР

1(1

ной группой проблем. Пятая задача — исследование проблем укрепления государственности и развития социалистической демократии. Ныне совер­шенно очевидно и справедливо положение о необходимости укрепления государства, о том, что этот процесс неразрывно связан с развитием и укреплением социалистической демократии. В этом плане Институтом должны разрабатываться практические вопросы, относящиеся к созданию новых демократических институтов и форм, совершенствованию сущест­вующих. Требуют решения вопросы, связанные с научно-технической революцией. И, наконец, шестая задача — повышение идеологических функций правовой науки, борьба против буржуазной идеологии, вскры­вающая классовую сущность концепций наших идеологических против­ников. Улучшение качества и эффективности деятельности Института, сказал далее А. Г. Егоров, во многом зависит от решения ряда организа­ционных вопросов. Одни из них — совершенствование планирования — мы можем решить сами. Другие — требуют специального рассмотрения. Это — организация правовой службы в стране, координация работы правове­дов и др. В заключение выступавший остановился па проблемах, свя­занных с сочетанием старых и молодых кадров, повышением авторитета правоведов в системе Академии наук, улучшением дела подготовки аспирантов-правоведов, техническим обеспечением.

В своем выступлении вице-президент Академии наук академик П. Н. Федосеев отметил, что во время обсуждения доклада было внесено много важных предложений, часть которых должна найти отражение в постановлении Президиума Академии наук. Наряду с этим следует дать поручение Отделению философии и права и Секции общественных наук вместе с Институтом подготовить предложения, по которым требуется принять решения за пределами Академии.

П. И. Федосеев далее подчеркнул, что одна из главных и трудных задач Института государства и права — разработка принципиальных пра­вовых основ общественной жизни, государственного управления, хозяй­ственного строительства. При обилии многочисленных нормативных актов и инструкций мы не имеем четких, научно разработанных основ, поло­жений, которые фиксировали бы главное. К примеру, в области хозяй­ственного законодательства нет общего законоположения об ответствен­ности, хотя хозяйственное регулирование предполагает прежде всего ответственность за выполнение хозяйственного договора, за нанесенный ущерб, за выполнение планов, обязательств, поставок и т. д. А это при­водит к тому, что, скажем, вопрос о возмещении ущерба решается иногда совершенно символически — 2—3 рубля за ущерб, который не только исчисляется тысячами, но может обернуться и другими очень неприят­ными последствиями. Отсутствие четкого определения, в чем заключается эта ответственность, порождает стремление увеличить число частных положений, инструкций и т. п. Линия Института государства и права — не упускать из виду главные проблемы, общие нормы — в какой-то мере должна передаваться и нашим юридическим ведомствам, службам и организациям (в том числе и хозяйственным), иначе и шагнуть нельзя будет без каких-либо нормативов или акта.

Эффективность и действенность правовых норм, сказал П. Н. Федо­сеев, — в их исполнимости. В свое время Ленин говорил об упрощении всех норм и процедур, имея в виду не примитивизацию, а их доступ­ность. А о какой доступности может идти речь при обилии различных норм и инструкций? Поэтому главная и ответственная задача Институ­та — следить за основами, за доступностью, чтобы юридические нормы были значительны не количеством, а эффективностью и качеством.

Вице-президент Академии наук академик В. А. Котельников указал.

Направления деятельности Института государства и права 11

что решение вопроса о разработке многочисленных направлений и про­блем юридической и правовой науки следует искать на пути организации четкой координации деятельности правовых учреждений страны, разум­ного распределения ответственности за определенный участок работы.

В своем постановлении Президиум Академии наук СССР одобрил дея­тельность Института государства и права, отметив, что она сосредоточе­на на исследовании актуальных проблем государственно-правового раз­вития, совершенствования демократии и правового положения личности в условиях зрелого социалистического общества, изучении новых аспек­тов общей теории права. Активизировалась разработка международно-правовых проблем, связанных с претворением в жизнь Программы мира, а также правовых вопросов экономического сотрудничества стран — чле­нов СЭВ, проблем воздушного, космического и морского права. Созданы серьезные труды, содержащие критический анализ современного импе­риалистического государства и буржуазной правовой политики, а также исследования по вопросам государства и права развивающихся стран. Институт участвует в подготовке проектов законов и других правовых актов, рекомендаций по совершенствованию форм и методов государст­венного управления, правовому регулированию хозяйственнных отноше­ний, охраны и рационального использования природных ресурсов, по улучшению практической деятельности аппарата Советов, органов управ­ления и правопорядка.

Наряду с тем Президиум Академии наук СССР указал на ряд не­достатков в исследовательской и координационной деятельности Инсти­тута, отметив, что его информационная и материально-техническая база не полностью соответствует современным требованиям.

Определив основные направления научно-исследовательской деятель­ности Института, Президиум обязал его коллектив сконцентрировать усилия на разработке комплексных программ, в первую очередь по во­просам конституционного законодательства, государственного управле­ния, правового регулирования в народном хозяйство, правовых проблем охраны и рационального использования природных ресурсов; активизи­ровать участие в подготовке проектов правовых актов, научных реко­мендаций для государственных органов и внедрении их в практику, а также международно-правовых мер материализации разрядки напряжен­ности. Рекомендовано продолжить работу по систематизации и совершен­ствованию нормативных актов Академии наук СССР. При оценке качест­ва научных трудов следует полнее учитывать их идейно-теоретический уровень и практическую значимость, новизну выводов и предложений, наличие прогностических оценок, использование новых методов исследо­вания.

Институту предложено более широко применять на базе марксистско-ленинской методологии такие современные методы исследования, как сравнительное правоведение, системный анализ, моделирование правовых явлений, использование статистики, проведение социально-правовых экс­периментов и др.

Президиум поручил Научному совету «Закономерности развития госу­дарства, управления и права» АН СССР совместно с Институтом госу­дарства и права разработать конкретные меры по улучшению координации научной работы юридических учреждений страны.

В постановлении намечен ряд мер, связанных с подготовкой юриди­ческих научных кадров, развертыванием библиотечного фонда Института государства и права и др.

УДК 001.89

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Института государства и права iconУчебник
...

Института государства и права iconGeneral ciизбирательная система для россии: состязательность партий и консолидация общества
Чиркин Вениамин Евгеньевич — доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права ран

Института государства и права iconРоссийской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал)...
Утвержден на заседании кафедры истории государства и права, конституционного права нюи (ф) тгу

Института государства и права iconРоссийской Федерации Новосибирский юридический институт (филиал)...
Утвержден на заседании кафедры истории государства и права, конституционного права нюи (ф) тгу

Института государства и права iconСовета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 24
В соответствии со статьей 32 Договора о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства...

Института государства и права iconР. М. Валеев, И. В. Кульганек Казань Санкт-Петербург Издательство «Таглимат» иэуп 2005-2006
Печатается по решению ученых советов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения ран, Института востоковедения Казанского...

Института государства и права iconРозин Э. Ленинская мифология государства
Эльхон Розин (1923–1994) – долгое время заведовал кафедрой теории государства и права в Московском юридическом институте, был доктором...

Института государства и права iconРуководство по качеству Автономной некоммерческой организации «Высшее...
Института, а также необходимые ресурсы. Целью подготовки Руководства является совершенствование системы менеджмента Института и повышение...

Института государства и права iconТема Понятие, задачи и система уголовного права и науки уголовного...
Ловного права. Конституционные предпосылки формирования задач уголовного права. Споры о задачах уголовного права. Социальный и правовой...

Института государства и права iconСтроительные нормы и правила промышленный транспорт
Вологодского политехнического института (В. А. Осипова, А. С. Королева); Института горного дела (канд техн наук Ю. В. Стенин); Свердловского...

Института государства и права iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Подготовки 030900. 62 – Юриспруденция, профилю подготовки гражданско-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой фгбоу впо...

Института государства и права iconАрхетипические и социокультурные основы правопонимания и правовой...
Мамычев А. Ю. – доктор политических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного...

Института государства и права iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история государства и...
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников по специальности 021100 «Юриспруденция»

Института государства и права iconРозыска без вести пропавших лиц
Мосу мвд россии им. В. Я. Кикотя по совместительству доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского института экономики,...

Института государства и права iconИнструкция о порядке проставления знака охраны авторского права на...
Няемые на территории СССР произведения должны быть обозначены знаком охраны авторского права. Наличие знака охраны авторского права...

Института государства и права iconИсследование рынка образовательных услуг в области управления, менеджмента, маркетинга и рекламы
Факультет управления, является структурным подразделением Института экономики, управления и права рггу, самостоятельно решает вопросы,...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную