Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики


страница1/16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПАСПОРТНО-ВИЗОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГУВД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЗОР
СУДЕБНОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛОВ ВИЗ
И РЕГИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРУ
РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНУЖДЕННЫХ
ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А ТАКЖЕ БЕЖЕНЦЕВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
от 27 июля 2003 года
Введение
Московским областным судом совместно с Паспортно-визовым управлением ГУВД

Московской области проведено обобщение судебной и регистрационной практики паспортно-

визовых служб, а также отделов виз и регистрации области по применению законодательства,

регулирующего порядок и процедуру регистрации по месту пребывания и по месту жительства

граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, беженцев, иностранных граждан и

лиц без гражданства, а также по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации,

установления юридически значимых фактов для определения статуса гражданина РФ по вопросам,

связанным с реализацией права на свободу передвижения иностранных граждан и лиц без

гражданства на территории РФ.
На изучение было представлено 404 дела, рассмотренные судами области в 2001-2002 годах.

Целью обобщения являлось выявление накопившихся проблемных вопросов, возникающих у судов и

паспортно-визовых служб области при применении административного законодательства по ранее

указанным вопросам. В основном в обобщение включены дела, наиболее сложные и интересные с

точки зрения формирования судебной практики.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
1. Законодательство, регламентирующее вопросы регистрации
Вопросы регистрации граждан РФ, иностранных граждан в РФ, лиц без гражданства, беженцев,

вынужденных переселенцев по месту пребывания и месту жительства, а также вопросы гражданства

РФ регламентируются в первую очередь Конституцией Российской Федерации 1993 года, а также

следующими законами и нормативными актами.
Федеральный закон РФ "О гражданстве в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

закрепил принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения,

связанные с гражданством Российской Федерации. Законом определены основания, условия и

порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. При этом указано, что

вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации,

международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также

принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской

Федерации.
Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места

пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 установил

механизм реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения,

выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Закон также определяет,

что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места

пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании

закона. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее

территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации

и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 ФЗ N 5242-1 содержатся основные понятия места пребывания и жительства.
Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг,

туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся

местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение,

специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный

дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное

жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве

собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В ст. 3 указано, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту

пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения

необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а

также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане

Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в

пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием

ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией

Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в

составе Российской Федерации.
В ст. 6 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что гражданин Российской

Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое

место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по

установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ,

удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина

в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое

помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного

учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня

предъявления им документов на регистрацию.
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

от 25.07.2002 N 115-ФЗ определил правовое положение иностранных граждан в Российской

Федерации, а также урегулировал отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и

органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами

указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием)

иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской

Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В статье 2 Закона дано определение основным понятиям. В частности, указано, что:
- иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской

Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
- лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской

Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного

государства;
- разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина

или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на

жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного

гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в

Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его

личность;
- вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без

гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также

их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на

жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом,

удостоверяющим его личность;
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее

действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо

иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской

Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание

(проживание) в Российской Федерации.
Федеральный закон РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую

Федерацию" от 18.07.1996 в редакции Законов от 18.07.1998 N 110-ФЗ, от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от

10.01.2003 N 7-ФЗ с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от

15.01.1998 N 2-П.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о выдаче иностранным

гражданам и лицам без гражданства вида на жительство" от 01.11.2002 N 794.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о выдаче иностранным

гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" от 01.11.2002 N 789.
Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечня территорий Российской

Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан" от 04.07.1992 N 470 в

редакции постановлений Правительства РФ от 17.11.1994 N 1273, от 27.10.1995 N 1171, от

27.12.1997 N 1641, от 02.02.2000 N 95, от 30.10.2001 N 755, от 29.04.2002 N 277, от 09.07.2002 N 513.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по

месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ от 15.07.1995 N 713, с изменениями от 23.04.1996, 14.02.1997,

16.03.2000, 14.08.2002 определили процедуру осуществления регистрации граждан в РФ.
Постановление Правительства РФ "О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без

гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации" от 01.11.2002 N 790.
Немаловажное значение имеют постановления Конституционного Суда РФ по вопросам

регистрации. Это:
- постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П по делу о проверке

конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского

края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан,

прибывающих на постоянное жительство в названные регионы. Данное постановление явилось

основанием для устранения признанных неконституционными ряда положений нормативно-

правовых актов данных регионов, в том числе Москвы и Московской области, связывающих

возможность реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства с

наличием соответствующих разрешений, уплатой сборов, установлением категорий граждан,

подлежащих прописке, и т.п.;
- постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.1997 N 10-П по делу о проверке

конституционности ч. 1, 2 и 3 ст. 2 и ч. 6 ст. 4 Закона Московской области от 05.07.1996 "О сборе на

компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других

населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан,

прибывающих в Московскую область на постоянное жительство" в связи с жалобами граждан

И.В.Ш., О.Е.С. и М.И.К.;
- постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П по делу о проверке

конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской

Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах

Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от

17.07.1995 N 713. В постановлении указано, что регистрация в том смысле, в каком это не

противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным

законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный

характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Право

гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и

жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, отмечено, что ст. 8 Закона РФ "О праве

граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации" содержит в себе исчерпывающий перечень оснований

ограничения данного права: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых

административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и

массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы

проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное

или военное положение. Только перечисленные основания ограничений права свободно выбирать

место пребывания и жительства могут служить предпосылкой для введения особого, а именно

разрешительного, учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от

уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе,

оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований

Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот

перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает

недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан и не должно иметь

места. Однако Правительство Российской Федерации при утверждении Правил регистрации и

снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту

жительства в пределах Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему

Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, чем нарушило статью 115

Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 указанных Правил устанавливался срок регистрации граждан по месту

пребывания - не более шести месяцев, который мог быть продлен лишь в исключительных случаях.

Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, было

признано вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета

в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, а

также ограничением конституционного права граждан на свободу выбора места пребывания и

жительства. Пунктами 12 и 21 данных Правил предусматривались основания отказа в регистрации по

месту пребывания и по месту жительства, и, по существу, они предполагали проверку подлинности

представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи

ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам и т.д. Однако Закон РФ "О праве

граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации" не возлагает такую проверку на органы, производящие

регистрацию, и она не должна ими осуществляться.
Данное постановление признало неконституционными пп. 10, 12 и 21 Правил регистрации и

снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту

жительства в пределах Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2000 г. N 147-О "По жалобе гражданина

М.С.О. на нарушение его конституционных прав статьей 36 Закона Краснодарского края "О порядке

регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" и постановлением

Законодательного Собрания Краснодарского края "О перечне городов и районов края, в которых

временно вводится особый порядок регистрации по месту жительства, и Правилах регистрации по

месту жительства в них".
В определении указано, что согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации

каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно

передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данное конституционное установление

согласуется с Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в

которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), пункт 3

статьи 5 которой предусматривает, что иностранцы, на законном основании находящиеся на

территории государства, пользуются правом на свободное передвижение и свободу выбора места

жительства в границах государства при отсутствии ограничений, которые предусмотрены законом и

которые необходимы в демократическом обществе для защиты государственной безопасности,

общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
и свобод других. На основании части третьей статьи 1 Закона Российской Федерации "О праве

граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации" лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и

законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места

пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и

законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Таким

образом, названный Закон не допускает ограничения данного права в зависимости от того, является

ли лицо гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или не имеет

гражданства, и тем более не связывает его с продолжительностью нахождения такого лица в

зарегистрированном браке с супругом, имеющим российское гражданство.
Кроме того, в Московской области как субъекте Российской Федерации приняты:
- Правила регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного

учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области, утвержденные

постановлением Правительства Москвы и Московской области N 241-28 от 30.03.99, с изменениями

от 28.11.2000 и от 05.02.2002.
Однако ПВУ ГУВД МО данный нормативный правовой акт на территории Московской области

фактически не применяет, предпочитая работать с федеральным законодательством.
Вопросы выдачи основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, т.е.

российского паспорта, регламентируются:
- постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о

паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина

Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства РФ от 25.09.1999 N 1091, от

05.01.2001 N 7, от 22.01.2002 N 32).
Кроме того, по вопросам регистрации граждан изданы ведомственные акты: приказы,

инструкции МВД РФ, а также методические рекомендации по применению ранее указанных актов,

которыми руководствуются паспортно-визовые службы. Наиболее значимыми из них являются:
- приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия

граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту

жительства в пределах Российской Федерации" N 393 от 23.10.1995 с изменениями и дополнениями

согласно приказам МВД РФ от 15.04.1996 N 202, от 15.09.1997 N 600, от 30.06.1998 N 394, от

10.06.2002 N 550, от 16.09.2002 N 900, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ

от 20.07.1998 N ГКПИ 98-230;
- приказ МВД РФ "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения

паспортов гражданина Российской Федерации" от 15 сентября 1997 г. N 605 с изменениями и

дополнениями согласно приказам МВД РФ от 26.07.1999 N 554, от 04.04.2002 N 320, от 27.09.2002 N

937 с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.04.1999 N ГКПИ 99-270.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconОбзор судебной практики применения судами владимирской области земельного...
Данный обзор судебной практики подготовлен в соответствии с планом работы Владимирского областного суда на второе полугодие 2011...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconГлавное управление вневедомственной охраны утверждаю
Ленинградской области, уво при мвд республики Карелия, уво при гувд ставропольского края, уво при гувд красноярского края, уво при...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconМосковская областная регистрационная палата обзор практики рассмотрения...
Гражданским кодексом Российской Федерации введена государственная регистрация вещных

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconСудебная практика по уголовным делам I. Вопросы квалификации
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconУтвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня...
Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение практики рассмотрения судами в 2013 2016 годах споров, связанных с прохождением...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconПрезидиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 года
Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных,...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconОбобщение судебной практики вынесенных частных постановлений (определений)...
Во исполнение плана работы Советского районного суда г. Орска Оренбургской области проведено обобщение судебной практики по вопросам,...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconОб утверждении долгосрочной целевой программы московской
Правительства Московской области от 29. 01. 2009 n 69/2 и в целях обеспечения реализации на территории Московской области приоритетного...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconТензин Гьяцо Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики
«Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики»: Нартанг; С. Петербург; 2002

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconПриказ от 18 августа 2004 г. N 365 об организации мобильных групп...
В целях совершенствования психологического обеспечения деятельности личного состава

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconКодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное...
Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование....

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconГубернатора московской области
«О ветеринарии» и на основании представления начальника Главного управления ветеринарии Московской области главного государственного...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconСправка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения
Архангельского областного суда проведено изучение практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с осуществлением гражданами...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconКритерии доступности и качества медицинской помощи
Федерации бесплатной медицинской помощи (приложение №1), являющегося основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджете...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconСправка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения уголовных...

Паспортно-визовое управление гувд московской области обзор судебной и регистрационной практики iconГубернатора московской области
От 27. 05. 2013 №124-пг «О ежегодных премиях Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» и на основании протокола заседания...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную