Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 2

Борисоглебского района Ярославской области.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МОУ БСОШ № 2

__________ /_________________/

ФИО

«____» ______________20____г.



УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МОУ БСОШ № 2
__________ /_________________/

ФИО

Пр. №____ от «___» _______20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

для учащихся 5 – 6 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Составитель:

учитель Рыбакова Е. Б.

п. Борисоглебский

2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.

Рабочая программа адресована группе учащихся 5 - 6 специальных (коррекционных) классов VIII вида Борисоглебской средней общеобразовательной школы №2.

Нормативно – правовая база, на основе которой разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф от 29.12.2012;

    • Федеральный государственный образовательный стандарт № 1897 от 17.12.2004;

  • Основная образовательная программа образовательного учреждения;

  • Приказ Министерства Образования и науки РФ № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Учебный план МОУ БСОШ № 2 на 2014/2015 учебный год;

  • Положение о рабочей программе МОУ БСОШ № 2

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более плотно реализовывать идею ин6дивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями, навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Программа курса занятий “Развитие психомоторных и сенсорных процессов” имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно – временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов относится к коррекционной подготовке.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов относится к коррекционной подготовке. Занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15 – 25 мин. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально – ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: развитие моторики, графомоторных навыков; тактильно-двигательное восприятие; кинестетическое и кинетическое развитие; восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; развитие слухового восприятия; восприятие пространства; восприятие времени.

Занятия в соответствии с учебным планом проходят 1 раз в неделю (34 часа в год).

Календарно-тематический план



Раздел учебного курса

Кол-во часов на изучение раздела

Примерная дата начала и окончания изучения раздела

1.

Диагностика

1

8.09 -12.09

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

6

15.09 – 24.10

3.

Тактильно – двигательное восприятие.

3

27.10 – 21.11

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2

24.11 – 5.12

5.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

5

8.12 – 16.01

6.

Развитие зрительного восприятия.

4

19.01 – 13.02

7.

Восприятие особых свойств предметов.

4

16.02 -13.03

8.

Развитие слухового восприятия.

3

16.03 – 10.04

9.

Восприятие пространства.

3

13.04 – 1.05

10.

Восприятие времени.

3

4.05 – 22.05




Итого:

34





Поурочно-тематический план

№/№ урока курса и урока раздела курса

Тема урока курса

Дата проведения

План

Факт




Раздел 1.: Диагностика (1ч)







1/1

Обследование вновь принятых детей.

8.09 -12.09







Раздел 2.: Развитие моторики, графомоторных навыков (6 ч)







2/1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

15.09 – 19.09




3/2

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

22.09 – 26.09




4/3

Графический диктант с усложненными заданиями.

29.09 – 3.10




5/4

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

6.10 – 10.10




6/5

Дорисовывание симметричной половины изображения.

13.10 – 17.10




7/6

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

20.10 – 24.10







Раздел 3. : Тактильно – двигательное восприятие. (3 ч)







8/1

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

27.10 – 31.10




9/2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

10.11 - 14.11




10/3

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры с мелкой мозаикой.

17.11 – 21.11







Раздел 4.: Кинестетическое и кинетическое развитие (2 ч)







11/1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

24.11 – 28.11




12/2

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё)

1.12 – 5.12







Раздел 5.: Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (5 ч)







13/1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

8.12 – 12.12




14/2

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

15.12 – 19.12




15/3

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Дидактическая игра «Назови цвет».

22.12 – 26.12




16/4

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

29.12 – 30.12




17/5

Узнавание предмета по одному элементу, по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

12.01 – 16.01







Раздел 6.: Развитие зрительного восприятия ( 4 ч)







18/1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2 – 3 предметных (сюжетных) картинок)

19.01 – 23.01




19/2

Нахождение нелепиц на картинках. Дидактическая игра «Лабиринт»

26.01 – 30.01




20/3

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

2.02 – 6.02




21/4

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

9.02 – 13.02







Раздел 7.: Восприятие особых свойств предметов ( 4 ч)







22/1

Развитие дифференцированных осязательных и вкусовых ощущений, их словесное обозначение.

16.02 – 20.02




23/2

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

23.02 – 27.02




24/3

Дифференцированное восприятие ароматов. Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

2.03 – 6.03




25/4

Определение противоположных качеств предметов, действий, совершаемых с предметами.

9.03 – 13.03







Раздел 8.: Развитие слухового восприятия (3 ч)







26/1

Дифференцировка звуков по длительности, громкости, высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук.

16.03 – 20.03




27/2

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

1.04 – 3.04




28/3

Формирование чувства ритма. Дидактическая игра «Угадай по голосу».

6.04 – 10.04







Раздел 9.: Восприятие пространства (3 ч)







29/1

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

13.04 – 17.04




30/2

Моделирование расположенных предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

20.04 – 24.04




31/3

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

27.04 – 1.05







Раздел 10.: Восприятие времени (3 ч)







32/1

Определение времени по часам. Дидактическая игра «Береги минутку».

4.05 – 8.05




33/2

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

11.05 – 15.05




34/3

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

18.05 – 22.05




Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

  • Пользоваться элементами расслабления.

  • Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

  • Смешивать цвета, называть их.

  • Конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов.

  • Находить нереальные элементы нелепых картинок.

  • Определять противоположные качества и свойства предметов.

  • Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

  • Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

  • Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

  • Определять возраст людей.

Перечень учебно – методического обеспечения
Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconПрограмма «развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся...
Программа апробирована Ивановой Л. А., учителем-дефектологом моу «Центр пмсс» г. Олонец

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа по развитию психо
Рабочая программа адресована учащимся 4 специального (коррекционного) класса VIII вида Борисоглебской средней общеобразовательной...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconНаучно-исследовательский институт дефектологии
Пособие нацелено на оказание практической помощи работникам специальных школ в организации системы коррекционной работе по развитию...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа по анг лийскому языку для учащихся 6абв
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconПрограмма здоровья
Направления деятельности школы по сохранению, укреплению и развитию здоровья учащихся

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», 5—9 классы, М. М. Разумовской, С. И. Львова М.: «Дрофа», 2014 Данная программа представляет собой практический курс...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconПрограмма Дистанционного гигиенического обучения учащихся и студентов...
Дистанционного гигиенического обучения учащихся и студентов образовательных учреждений начального профессионального образования и...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа на 2007-2008 учебный год
Гоу впо «челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа учебной дисциплины хранение и переработка плодов...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 6 студентам очной формы обучения

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному...
Фармакология фундаментальная наука фармации и медицины, включающая в себя теоретическую, экспериментальную, клиническую фармакологию...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа по крымоведению для обучающихся 6 класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа учебного курса «Крымоведение» 6 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа согласовано
Примечание: Рабочая программа составлена согласно требованиям гос (1994-97) для обучения на старших курсах, переработана по соответствующим...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа по предмету «Обществознание»
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору «Размещение государственных и муниципальных заказов» цикла...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая программа практики к ооп от 02. 07. 2014 №07-203-04/04-158в...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 100400 «Туризм», утвержденным приказом Минобрнауки...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 5 6 специальных iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социология» для студентов...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную