Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет


страница1/9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ирина Маратовна Новикова

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет




Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду –





Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5815075

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.Для работы с детьми 5–7 лет»: Мозаика Синтез; М.:; 2009

ISBN 978 5 86775 659 8

Аннотация



Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей, формирование здоровьесберегающего пространства.

В пособии представлены: диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Ирина Маратовна Новикова

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет




Предисловие



Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И. Антонов, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, А. А. Покровский, Г. И. Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ у дошкольников с нормальным развитием (Н. А. Андреева, Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, Е. В. Купавцева, М. В. Меличева и др.), с задержкой психического развития (ЗПР) и речевыми нарушениями (И. М. Новикова).

Проведенные исследования позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в представлениях о ЗОЖ старших дошкольников с нормальным развитием, ЗПР и общим недоразвитием речи (ОНР) и выявить общие для детей особенности этих представлений:

• большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;

• только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);

• у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;

• недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно гигиенических норм, состояния окружающей среды;

• недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.

В ходе исследовательской работы по теме «Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития», которая в 2001–2007 гг. проводилась на базе детских садов №1278 комбинированного вида СУО, №908 компенсирующего вида для детей с ЗПР СВАО г. Москвы и детского сада №9 г. Долгопрудного Московской области, была сконструирована и апробирована диагностическая программа исследования представлений о здоровье и ЗОЖ; разработаны показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; выявлена необходимость организации специальных методических мероприятий для педагогов и просветительской деятельности для родителей с целью формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент по формированию элементарных представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР позволил определить особенности коррекционно педагогического процесса и специальные образовательные условия, необходимые для формирования этих представлений. Исследование представлений о ЗОЖ у дошкольников с нормальным темпом психического развития и задержкой психического развития позволило выявить отсутствие ярко выраженных различий об этих представлениях у разных категорий детей. Это можно объяснить как отсутствием целостной системы педагогической работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, так и специфическими трудностями усвоения этих знаний детьми с ЗПР, о чем свидетельствуют их затруднения при осмыслении, установлении причинно следственных зависимостей; стереотипные ответы, потребность в помощи педагога.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок педагог родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей; формирование здоровьесберегающего пространства.

В пособии представлены:

• диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и ЗОЖ;

• показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений;

• уровни оценки, отражающие уровни представлений о ЗОЖ у дошкольников;

• планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми;

• конспекты занятий, досугов, бесед, дидактические игры.

По следам всех мероприятий, предусмотренных планированием, а также в ходе занятий и бесед детям предлагают задания по дорисовыванию или заштриховыванию изображений, обведению контуров предметов, выполнению условно графических схем, раскрашиванию сюжетных картинок и др., что способствует усвоению материала и его закреплению.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconПрограмма по формированию представлений о здоровом образе жизни у...
По формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconДни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие...

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconСветлана Николаевна Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной...
Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 7 лет

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconПрограмма для работы с детьми, имеющими нарушения речи Для детей с 4 до 6 лет
Дополнительная образовательная программа по коррекционно-развивающей направленности

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconПояснительная записка
Программа предназначена для проведения корекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 2 4 до 5 6 лет, имеющими умственную...

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconИрина Александровна Удилова Ирина И. Петрова Как выйти замуж и остаться...

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconИнструкция должностная инструкция “утверждаю” Генеральный директор ОАО "Мир Ткани" В. С. Володин
На должность Директора филиала назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в должности руководителя не менее 2 лет,...

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconМетодологическиерекомендаци и
Формирование набора потребительских товаров и услуг для расчета индексов стоимости жизни

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconМетодические рекомендации по формированию мотивации здорового образа...
Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconСмирнова Людмила Николаевна
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей....

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconСеминар практикум для родителей детей 3 5 лет
Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни – не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграл вволю – значит, многое...

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 учебный год.
Цель: Социализация личности ребенка, через развитие системы ученического самоуправления, толерантное отношения к окружающим, привитие...

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Основные формы, способы и методы образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие»

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconПояснительная записка Возрастные особенности детей 2- 3 лет Планируемые...
Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей

Ирина Маратовна Новикова Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 7 лет iconИнструкция
На должность начальника гаража назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную