«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,


страница1/15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»

Методические рекомендации



по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

САРАТОВ

2006г.

УДК 342.94 (094.4.072.8)

ББК 67.401

И 45
Методическое пособие
Ответы и комментарии подготовлены старшим преподавателем кафедры административного и муниципального права ГОУВПО «Саратовская государственная академия права» Ильговой Е.В.


Настоящий сборник адресован работникам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований области, подразделениям по делам несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел, студентам и аспирантам юридических ВУЗов, работникам органов и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Рекомендовано к изданию протоколом заседания кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной академии права № 12 от 21 февраля 2006 год.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 6
ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ 10
ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ 18
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ 22
ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КОМИССИИ 37
ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 39
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Особое значение имеет данная норма, если речь идет о правах и свободах ребенка.

В настоящее время государственная политика в интересах прав детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в качестве целей государственной политики в интересах детей закрепляет:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

В реализации государственной политики в интересах детей участвуют не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации. Особое место отведено органам, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящий момент в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В данную систему органов не включены общественные объединения, целью которых является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание им помощи в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов, а также оказание помощи семьям, гражданам, должностным лицам, организациям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Хотя на наш взгляд, включение данного субъекта в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было бы целесообразно.

Несовершеннолетние (дети) – особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированностью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишен возможности, правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это зависит, как от отсутствия жизненного опыта, так и от особенностей психики подростка. Именно органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, должны выявлять несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Статья 2.3. Кодекса об административных правонарушениях введенного в действие с 1 июля 2002 года, закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушения в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Данные особенности обусловлены тем, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

В соответствии со ст. 23.2. органом уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) дела об административных правонарушениях могут рассматривать должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ). В случаях совершения несовершеннолетним правонарушений предусмотренных ст.11.18. КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают органы морского транспорта (ст. 23.38 КоАП РФ), органы внутреннего водного транспорта (ст.23.39 КоАП РФ), органы железнодорожного транспорта (ст.23.41 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст.23.42 КоАП РФ).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссии) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целями, деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних не могут быть рассмотрены, ни какими иными органами, кроме Комиссий, за исключением вышеперечисленных нами случаев.


  1. Общие вопросы


1.1. Кого могут привлечь к административной ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?

В соответствии с ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

В соответствии с ч. 1. ст. 23.2. КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних могут рассматривать правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также предусмотренные ст.ст. 5.35., 5.36., 6.10., 20.22. КоАП РФ.

По ст. 5.35. комиссии могут привлекать к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления.

Примечание: К данным субъектам можно относить руководителей и должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; органы опеки и попечительства.

По ч. 1 ст. 6.10. комиссии могут привлекать к административной ответственности любое вменяемое, достигшее возраста административной ответственности (16 лет) лицо, в действиях которого есть признаки правонарушения, предусмотренные данной нормой. По ч.2. ст. 6.10. к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 20.22. комиссии привлекают к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не смотря на то, что правонарушение совершено несовершеннолетним.

1.2. Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет?

Согласно части 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Поскольку на момент совершения правонарушения подросток был несовершеннолетним, то материал должен рассматриваться КДН.

1.3. Можно ли привлечь к административной ответственности родителей, являющихся военнослужащими, прокурорами или следователями прокуратуры?

В соответствии со статьей 2.5. к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов. Но данный факт не освобождает их от иных видов ответственности. Например, протокол, составленный по ст. 5.35. КоАП РФ на родителя (лей), который является военнослужащим или приравненным к нему лицом должен направляться по месту прохождения службы данным лицом, где к нему в соответствии с дисциплинарным уставом или специальным положением о прохождении службы должны быть применены меры дисциплинарной ответственности.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ», производство по делам о правонарушениях, совершенных прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

1.4. Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних? Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9)?

В соответствии с ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Необходимо отличать освобождение несовершеннолетнего от административной ответственности в порядке ч.2 ст. 2.3 КоАП и освобождение от административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9.).

Какого-либо нормативного определения понятия малозначительного правонарушения не существует. Вместе с тем, отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо угроз для охраняемого законом объекта правонарушения. При освобождении от административной ответственности по данному основанию должен учитываться характер правонарушения, а не особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться комиссия, с предупреждением, которое в отличие от замечания является административным наказанием.

Таким образом, в случае установления на заседании комиссии факта малозначительности правонарушения, комиссия по результатам рассмотрения дела объявляет устное замечание, которое нигде не фиксируется и выносит следующее постановление:
«Освободить ________________________________ от ответственности в (Фамилия, Имя, Отчество)

связи с малозначительностью правонарушения (ч.1 абзац 2 п 2 ст. 29.9.)»

Когда лицо освобождается от административной ответственности в порядке ч. 2 ст.2.3. КоАП РФ, об этом выносится определение в соответствии ч.2 п.1 ст. 29.9. При освобождении от административной ответственности по данному основанию должны учитываться конкретные обстоятельства дела и данные о лице, то есть особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. В данном случае к лицу, освобожденному от административной ответственности, в обязательном порядке применяются меры воспитательного воздействия. Например, в соответствии со ст.18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

  • обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

  • объявить выговор или строгий выговор;

- передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих.

Комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

1.5. Какой срок давности привлечения к административной ответственности?

В соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности определен 2 месяца.


Для правонарушений, которые не являются длящимися (7.27., 20.21., 20.1. и т.д.), срок давности начинает исчисляться с момента совершения административного правонарушения.

Для длящихся административных правонарушений (5.35., 6.7., 19.15. и т.д.) срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

За нарушение законодательства Российской Федерации:

    • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    • таможенного;

    • антимонопольного;

    • валютного;

    • охране окружающей природной среды;

    • об использовании атомной энергии;

    • о налогах и сборах;

    • о защите прав потребителей;

    • о рекламе.

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения и составляет 1 год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения указанные выше сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

При выявлении членами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ необходимо учитывать, что данное правонарушение не является длящимся, так как заключается в неуплате штрафа в установленный законом срок (ч. 1 ст. 32.2.). Следовательно, моментом, с которого необходимо исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае является день, следующий за последним днем, предусмотренным для добровольной уплаты штрафа.
II. Возбуждение дела об административном правонарушении
2.1. Что является основанием для возбуждения административного производства в отношении несовершеннолетнего?

Основанием или поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего в соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ необходимо считать:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступление из правоохранительных органов, а также из других государственных органов (Например, из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), органов местного самоуправления (Например, органов опеки и попечительства, образования, здравоохранения социальной защиты), от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических лиц, а так же сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

2.2. При наличии, каких процессуальных документов необходимо считать, что дело об административном правонарушении возбуждено?

Дело об административном правонарушении необходимо считать возбужденным, в случае если в отношении правонарушителя составлен один из следующих видов процессуальных документов:

1) протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотренной 27 главой КоАП РФ

- протокол об административном задержании;

- протокол о доставлении правонарушителя;

- протокол о личном досмотре;

- протокол об изъятии вещей явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения;

- протокол изъятия документов;

- протокол об отстранении от управления транспортным средством.

2) протокол об административном правонарушении

3) постановление прокурора

4) определение о проведении административного расследования, которое выносится при совокупности следующих условий:

- необходимость проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат;

- нарушение строго установленных ч.1 ст. 28.7 видов законодательства, например, законодательства о пожарной безопасности, законодательства в области дорожного движения.

2.3. На основании каких процессуальных документов правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности?

Необходимо учитывать, что, несмотря на то, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента составления протокола о процессуальном действии, например, с момента составления протокола об административном задержании, все же факт совершения правонарушения фиксируется при помощи таких процессуальных документов, как протокол об административном правонарушении или постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Без данных документов невозможно привлечь правонарушителя к административной ответственности.

Никакие иные документы: справки инспекторов ПДН РОВД, информационные сообщения из милиции, из школы - не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем, указанные документы могут рассматриваться на заседании комиссии и являться основанием для применения мер общественного воздействия, предусмотренных Положением о КДН, к несовершеннолетним, совершившим антиобщественные действия, не являющиеся административными правонарушениями.

2.4. Обязательно ли вынесение определение о возбуждении дела об административном правонарушении?

КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении является обязательным. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 28.7 КоАП РФ вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении обязательно в случае необходимости проведения административного расследования.

2.5. В какие сроки должен быть составлен протокол об административном правонарушении, и какие требования к нему предъявляются?

В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется:


  1. немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

  1. в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении;

  2. по окончании административного расследования (в срок до 1 месяца с момента начала его проведения).

Требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении изложены в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу на заседании Комиссии. Несущественным недостатком протокола об административном правонарушении является составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел инициирующих возбуждение административного производства в отношении несовершеннолетнего или его законных представителей необходимо учитывать положения Приказа МВД РФ от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию", так как в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, Комиссия имеет право в соответствии с п. 4 ч. 1ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

2.6. Могут ли члены Комиссии составлять протоколы об административных правонарушениях?

В соответствии с ч. 5 ст. 28.3 члены Комиссии имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 5.35 – 5.37, а также статьей 6.10 КоАП РФ.

При составлении протокола члены Комиссии должны соблюдать требования ст.28.2 КоАП РФ.

2.7. Каков порядок направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение?

Протокол об административном правонарушении направляется должностным лицам или органам уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в течение суток с момента его составления (ст. 28.8 КоАП РФ).

Если комиссия вернула материалы, то у лиц (органов), составивших протокол, есть 3 суток со дня их получения на устранение недостатков. Затем, в течение суток после устранения недостатков протокол должен быть возвращен в комиссию (ч.3 ст.28.8 КоАП РФ).

При направлении дела для рассмотрения должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении учитывает территориальный принцип рассмотрения дела об административном правонарушении установленный ч.3 ст. 29.5 КоАП РФ в соответствии с которым дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними, а так же предусмотренные ст.ст. 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (ВВСРФ. 1993. № 32. Ст. 1227) под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае возбуждения дела об административном правонарушении на основании ст.ст. 5.35., 5.36, подведомственность определяется в соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ, то есть по месту совершения административного правонарушения.

Например. Если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и один из родителей не выполняет обязанность по содержанию несовершеннолетнего, а именно не уплачивает алименты в срок и в размере установленном решением суда. В данном случае, подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении определяется в соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ, местом же совершения правонарушения в данном случае необходимо считать место, где должна была быть выполнена возложенная на лицо обязанность (уплачены алименты), так как правонарушение совершено в форме бездействия (Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

К протоколу об административном правонарушении прилагаются материалы, необходимые для установления истины по делу и служащие доказательствами.

2.8. Что может являться доказательствами по делу об административном правонарушении?

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых устанавливаются:

- наличие или отсутствие события административного правонарушения;

- иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностным лицам, выявившим административное правонарушение необходимо учитывать, что некоторые доказательства имеют временный характер, например состояние алкогольного опьянения, и относятся к числу невосполнимых, а соответственно подлежат незамедлительной фиксации при помощи специальных технических средств. Показатели результатов специальных технических средств вносятся в соответствующие процессуальные документы.

Именно на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении формируется большая часть доказательственной базы, а именно:

- отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей (при их наличии);

- собираются сведения характеризующие личность правонарушителя (например, характеристика с места работы или учебы, сведения из учетов органов внутренних дел о наличии судимости, привлечении ранее к административной ответственности, о нахождении на учете и т.д.);

- выясняются обстоятельства смягчающие или отягчающие административную ответственность (Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства);

- выясняется характеристика имущественного положения правонарушителя;

- устанавливаются сведения о характере и размере ущерба (при его наличии).

В случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не сможет быть восполнена при рассмотрении дела на заседании Комиссии, материалы дела возвращаются в орган должностному лицу, которые составили протокол (п. 4 ч. 1ст. 29.4 КоАП РФ), о чем выносится мотивированное определение.

Органы внутренних дел, прежде чем направить в комиссию материал, должны оценить, достаточно ли будет собранных доказательств или нет.

2.9. Как распределяются обязанности по доказыванию между органами внутренних дел и Комиссиями?

Касаясь вопроса распределения обязанностей между ОВД и КДН по сбору доказательств, необходимо отметить следующее.

В соответствии с п.7 ст.10 Закона РФ «О милиции» на органы внутренних дел возложены обязанности осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Производство – это стадии возбуждения дела, рассмотрения дела и вынесение решения, исполнения принятых решений и обжалование решений. На сотрудников ОВД возлагаются обязанности по сбору доказательств, проведению в необходимых случаях административного расследования, составлению протокола об административном правонарушении, своевременному направлению материалов по подведомственности, обеспечения явки и т.д. до исполнения наказания.

В пункте 65.2 Приказа МВД РФ № 569 от 26.05.2000 г. указано, что должностные лица ПДН осуществляют в установленном порядке (в соответствии с КоАП РФ) подготовку документов, необходимых для рассмотрения материалов об административных правонарушениях несовершеннолетних.

В то же время ст. 32 Положения о КДН дает комиссиям право истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений.

Учитывая положения КоАП РФ (например, ст. 26.9, 26.10), следует констатировать, что они в равной степени относятся и к КДН, и к РОВД. Однако, когда члены комиссии сами составляют протоколы об административных правонарушениях на основании пункта 2 ч.5 ст. 28.3 КоАП РФ, в этом случае они используют возможности, предусмотренные главой 26 КоАП РФ. Осуществлять меры обеспечения производства, предусмотренные главой 27 КоАП РФ, они не уполномочены, поэтому осуществление ряда процессуальных действий возможно только лишь сотрудниками ОВД.

Таким образом, обязанности по сбору доказательств возложены и на РОВД, и на КДН.

В качестве средств доказывания ОВД и КДН в соответствии сКоАП РФ могут использовать:

  1. документы, в том числе процессуальные документы (объяснения, протокол об административном правонарушении, иные протоколы);

  2. устные свидетельства, устные сведения (показания), которые облекаются в соответствующую процессуальную форму;

  3. вещественные доказательства- предметы материального мира;

  4. специальные средства – экспертные заключения, пояснения специалистов, показания специальных технических средств т.д.

Источниками доказательств выступают: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, показания специальных технических средств, иные документы, вещественные доказательства.

В Комиссию могут быть представлены, исходя из обстоятельств дела, следующие документы:

  • объяснения соседей;

  • справка о работе по улучшению положения в семье;

  • справки о проделанной работе с несовершеннолетним со стороны ОВД, администрации сельских округов, средней школы;

  • справка о пропущенных занятиях;

  • бытовая характеристика на несовершеннолетнего и его родителей;

  • рапорта милиционеров, выявивших административное правонарушение;

  • акт медицинского освидетельствования;

  • акт проверки торгового предприятия и др.

2.10. Как КоАП РФ регулирует участие защитника в административном процессе?

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник согласно ст. 25.5 КоАП РФ.

В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (родственник, знакомый). Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» ( РГ. 2002. 5 июня ) определяет: «Российская газета»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconПостановление от 6 ноября 2013 г n 995 об утверждении примерного...
Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКомплексная безопасность несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconНесовершеннолетних
Л. В. Попова, консультант Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconПостановление от 6 ноября 2013 г n 995 об утверждении примерного...
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconРоссийская федерация кодекс российской федерации об административных правонарушениях
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconРоссийская федерация кодекс российской федерации об административных правонарушениях
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconМетодические рекомендации по организации деятельности территориальных...
Пермской городской Думы пятого созыва, за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных сведений о доходах и об...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconПриказ от 15 октября 2013 г. N 845 об утверждении инструкции по организации...
...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconМетодические рекомендации для врачей
Казанская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconМетодические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних введение
России направляет для использования в работе методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних, разработанные...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
...

«саратовская государственная академия права» Методические рекомендации по применению Кодекса РФ об административных правонарушениях в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную