«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г


страница1/3
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Урок
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20»

«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Астана - 2015 г.

УДК

ББК
Рекомендовано методическим советом

( протокол №3 от 06.01.2015г)
Рецензент:

Методист по научно-методической работе Управления образования города

Астаны Кенжеахметова Замзагуль Сеитовна
«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка». Автор:

Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна - Астана: ГУ СШ №20, 2015- 20 стр.

ISBN-

Краткая аннотация содержания: Название работы полностью соответствует его содержанию. Выбранная тема соответствует требованиям времени и важна для работы учителя при проведении уроков, подготовки к зачетам, экзаменам и ЕНТ.


Содержание

Введение стр.2

Глава 1. Теоретические основы орфографии стр.4

Глава 2. Развитие орфографической зоркости младших стр.6 школьников

2.1 .Факторы формирования орфографической зоркости. стр.6

2.2. Упражнения для выработки орфографической зоркости стр. 7

2.2.1. Списывание стр.8

2.2.2.Диктант стр.9

2.2.3.Комментированное письмо стр.10

2.2.4.Письмо с пропуском орфограмм стр.10

2.2.5.Скоростное письмо стр.10

2.2.6.Письмо по памяти стр.11

2.2.7.Система работы над ошибками стр.11

2.2.8.Орфографические минутки стр.12

Заключение стр.13

Список литературы стр.14

Приложение стр.15

Введение

Мобильность и изменчивость современного мира, демократические процессы, происходящие в нем, повысили требования к системе образования, ответственной за формирование и развитие человеческого капитала. Конкурентоспособность нации определяется уровнем ее образованности.

Интерес государства и Президента к вопросам образования проявляется в том, что в ежегодном послании Президент останавливается на вопросах образования. Не исключение и Послание Президента РК 2014 года, где сказано, что успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед школой, принадлежит изучению русского языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в школе известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточного уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.

Поэтому учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость учащихся - это одна из основных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря, на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Глава 1. Теоретические основы орфографии.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание».

Н.С.Рождественский
С самых первых дней обучения в школе учитель призван развить в каждом ребенке способность владеть словом, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной и т.д.), осмысливать закономерности языка. При этом важно помнить, чтобы за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся великий русский язык. Дети должны почувствовать его красоту, осознать его богатство, обрести способность выражать на нем самые различные мысли и чувства.

С чего же следует начать? Очень большое значение в работе играют орфограммы.

Что же такое «орфограмма»?

Многие ученые- методисты по разному дают определение слову «орфограмма».

Например М.Р.Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки».

Д.Э.Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил».

М.Т.Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».

Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos «правильный» и grapho «пишу»; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание»;

В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются следующие:

1) Буквенное обозначение звукового состава слов. Это часть орфографии является непосредственным продолжением графики (и алфавита), поэтому общая задача буквенного обозначения звукового состава слов решается графикой и орфографией совместно, например (орфографическая часть выделена): город, поддержка, возьми и т.п. Все другие части орфографии с графикой несопоставимы.

2) Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис - черточку написания: никто, ни к кому, кое – кто; сделано по твоему и т.п.)

3) Употребление прописных (больших, заглавных) и строчных (малых), букв: орел-птица, Орел – город и т.п.

4) Правила переноса - правила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть – в начале следующей строки: пи-сьмо или пись-мо, но не «п- исьмо, пис-ьмо, письм-о»

5) Графические (буквенные) сокращения слов на письме: сознание - с., созн., но не «со», «соз.», «созна.» и т.п.

Части орфографии различаются общими принципами, лежащими в основе их конкретных правил. Принципы орфографии – это основные, исходные начала, на которых строятся конкретные правила, а также обобщение этих правил. Принципы указывают основной путь достижения целей орфографии - единообразного написания слов.

Но у частей орфографии есть и общее, что и объединяет их в единую систему. Все они так или иначе, ориентированы на слово: буквенное обозначение звукового состава слов, слитное и раздельное написание слов, перенос слов, сокращения слов, употребление больших и малых букв в словах. Это и является основой общего определения орфографии как системы правил написания слов.

Теоретические основы орфографии – это прежде всего принципы, на которых она построена. Принципы орфографии – наряду с типом письма (звуковым, слоговым или иным) и составом его знаков – является одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит.

Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:

  1. Правила передачи фонем буквами в составе слов;

  2. Правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;

  3. Правила переноса слов из одной строки на другую;

  4. Правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;

  5. Правила графических сокращений слов.

Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах.

Центральным разделом орфографии является первый: в зависимости от того, на какой основе строится обозначение фонемного состава слов в той или иной национальной орфографии , говорят о принципе той или иной орфографической системы.

К концу ХIХ в. относится рождение особой науки о звуках-фонологии, а в ХХ в. характеризуется уже разветвленными направлениями в ней.

Убежденность в «правильности» и «единственности своей правды» в трактовке понятия о выделенной единице языка, а именно в трактовке понятия фонемы, отражаемой на письме буквой, неизбежно приводит к тому, что авторы теоретических построении орфографии вступают в спор между собой.

Типология орфограмм наиболее полно была разработана в трудах А.Н.Гвоздева, а предшествовали им обстоятельные методико-орфографические работы М.В.Ушакова. А. Н. Гвоздеву принадлежит наиболее удачное (в те годы) определение морфологического принципа. Он подчеркивал, что, во-первых, на письме сохраняется единство одних тех же морфем, «несмотря на то, что в произношении при разных условиях употребления они имеют меняющийся звуковой вид»; во-вторых, «графический образ морфем передает фонетический состав в отношении каждого звука в наиболее дифференцированном его положении». Обучение орфографии на основе знакомства учащихся с ведущим принципом орфографии, несомненно способствует более осознанному пониманию системы русского письма.

Теоретическая трактовка принципов русской орфографии А.Н.Гвоздевым базировалась на фонемной теории Л.В.Щербы, изложенной им в книге «Русские гласные в качественном и количественном отношении» и последующих работах. Л.В.Щерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы.

Обучение орфографии на основе знакомства учащихся с ведущим принципом орфографии, несомненно, способствует более осознанному пониманию системы русского письма.

Кроме орфограмм, отвечающих морфологическому принципу (или в иной трактовке, фонемному), в русском письме представлено небольшое количество орфограмм, отвечающих фонетическому принципу (самая важная из них – приставки на з)

Такие орфограммы противоречат и морфологическому, и фонемному принципу. В них не соблюдается графические единства морфемы. Много в русском письме орфограмм, отвечающих традиционному принципу. Традиционные написания (например, собака, сапог) не противоречат ни фонемному, ни морфологическому принципу (так как соответствуют одной из двух возможных здесь букв). Однако и не отвечают им: в отличие от морфологических написаний типа вода, трава для выбора букв (о или а) здесь нет проверочных слов. «Для пишущего здесь налицо выбор, и при том нередко мучительный и трудный… Поэтому следует констатировать, что не фонематических написаний в русской орфографии много, гораздо больше, чем принято думать», - писал Р.И.Аванесов.

Правила, построенные на фонетическом принципе (самое важное из них – правило о приставках раз-, без- , из- , воз-, через-), требуют от учителя усиления слуховой работы (большего внимания к фонетическому разбору), а правила, построенные на традиционном принципе, - усиления работы зрительной (большего внимания к наглядным пособиям). Кроме того, традиционные написания, как и морфологические, интереснее и полезнее изучать с привлечением исторических и этимологических справок. Поэтому повышение историко-лингвистической культуры учителя является одной из важнейших задач филологического образования.
Глава 2. Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие.

2.1. Факторы формирования орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые- психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать эту ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо написать.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1.увидеть орфограмму в слове;

2.определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3.определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4.определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5.решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6.написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить ее решение.

В первые годы своей работы в начальных классах я, как и многие учителя, работала по выработке грамотного письма стереотипно: дети сначала учили правило, а потом упражнялись. Но от этого дети не становились грамотными, они по-прежнему допускали ошибки при письме. Я поняла, что знать правило и свободно писать-вещи разные! Знание правила-это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило,-третий. В результате наблюдений и чтения методической литературы я пришла к выводу, что в системе выработки грамотного письма выпадал целый этап (второй) – это применение правила на практике на основе алгоритма.

Алгоритм – это «инструкция», предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило. Например, алгоритм объяснения безударного гласного может быть таким (для решения орфографической задачи в данном случае берется слово «разредить»)


Алгоритм

Решение орфографической задачи

1.Выяснить значение слова

Разредить - сделать реже, менее густым

2.Поставить в слове ударение и выделить безударный гласный.

Разредить – ударение на слог ди, безударные «а», «е»

3.Разобрать слово по морфологическому составу, выделить корень.

Разредить – раз- - приставка, -ред- - корень, и-, ть- - суффиксы

4.Подобрать больше однокоренных слов, поставить ударение.

Разредить – изредка, редкость, редко, поредеть, редкостный.

5.Выбрать из однокоренных слов проверочные, т.е. те, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.

Проверочные слова для морфемы – ред- : редко, редкость, редкостный

6.Объяснить написание безударного гласного.

В ударном положения корня –ред- выступает звук (э), следовательно букву «е» нужно писать и в безударном положении этого корня: разредить.



Сейчас в своей работе по выработке грамотного письма я использую алгоритм применения правила. Считаю, что рассуждение на основе алгоритма способствует лучшему усвоению орфограммы.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconАктивизация познавательного интереса младших школьников на уроках...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconИгра как способ формирования и развития коммуникативной компетенции...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconИсследование русского языка. Тема: Особенности состава и структуры...
Краевой открытый конкурс реферативных, научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Озарение»

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconСтилистика русского языка и культура речи риторика учебное пособие
В ходе практических занятий осуществляется тренировка в написании и произнесении речей, анализ образцовых ораторских текстов, развитие...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», 5—9 классы, М. М. Разумовской, С. И. Львова М.: «Дрофа», 2014 Данная программа представляет собой практический курс...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г icon1) знание государственного языка Российской Федерации (русского языка)
Коми от 5 марта 2007 г. №10-рз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми»; Закона Республики Коми...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconКонспект урока письма в 1 классе
Цели урока: Ознакомление учащихся с прописными буквами Н, н; подготовка детей к каллиграфическому написанию букв Н, н; развитие у...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconНа Цифровой образовательный ресурс «Информационные технологии в деятельности...
Разработанный учителем русского языка и литературы мбоусош №1 станицы Отрадной Отрадненского района

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: «Неопределённая форма глагола»
Предметная задача: научить распознавать и образовывать глаголы в неопределенной форме, правильно употреблять их в речи

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconИнструкция по технике безопасности иот
На уроках труда учащиеся обязаны соблюдать Правилами внутреннего распорядка учащихся. График проведения уроков труда определяется...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconРазвитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconТема опыта: «Формирование информационной компетентности учащихся...
Автор опыта: Яковлев Виктор Геннадьевич, учитель технологии (автодело) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconПособие для преподавателей русского языка, ведущих занятия с иностранными...
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для слушателей подготовительного отделения факультета иностранных...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconИз опыта использования информационных технологий на уроках физики и во внеклассной работе
Возможность проектирования и разработки мультимедийных пособий на уроках и факультативных занятиях как один из способов успешного...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconМетодическая разработка открытого учебного занятия (практического...
Разработчик: Пушина Нина Вячеславовна, заместитель директора по научно – методической работе, преподаватель русского языка и литературы...

«развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка» Астана 2015 г iconОбластная целевая программа «развитие информационного общества в...
«Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013 – 2015 годы» (далее именуется – Программа)


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную