Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV


страница1/14
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №3

ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

для студентов ІV курса фармацевтического факультета

(заочное отделение)
Учебно-методическое пособие для вузов

Волгоград 2014


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №3 по фармакогнозии для студентов IV курса фармацевтического факультета (заочное отделение): Методические рекомендации для преподавателей / А. В. Яницкая, О.В. Недилько, В.В. Гукасова – Волгоград: ВолгГМУ, 2014. – 119 с.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №3 по фармакогнозии составлены в соответствии с программой по фармакогнозии для студентов IV курса фармацевтического факультета заочного отделения по специальности 060301 «Фармация».

Учебным планом предусмотрено выполнение трех контрольных работ по фармакогнозии.

Данные методические рекомендации включают следующие разделы: фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие дубильные вещества; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие кумарины, хромоны и лигнаны; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие флавоноиды; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие простые фенолы, фенолгликозиды и антраценпроизводные; ситуационные задачи и тестовые задания.

Волгоградский государственный медицинский университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …4

Список рекомендуемой литературы …8

Общие требования к выполнению контрольных работ ..11

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ ..13

Контрольная работа № 3 ..22

Приложение ..99

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая потребность в средствах растительного происхождения и ухудшающаяся экологическая обстановка требуют подготовки компетентных специалистов в области рационального использования ресурсов лекарственных растений и получения высококачественных средств природного происхождения. Большой круг вопросов, связанных с изучением и использованием лекарственных растений решает фармакогнозия.

Фармакогнозия – одна из специальных фармацевтических дисцип­лин, которая вместе с другими фармацевтическими дисциплинами формирует профессиональные знания и умения провизора, как фармацевта высшей квалификации. При ее изучении студент должен применить системный подход и интегри­ровать знания практически всех изучаемых дисциплин фармацевтического и медико-биологического профиля.

Фармакогнозия (от греч. pharmakon – лекарство, яд и gnosis – знание) – наука о лекарственных растениях, лекарственном растительном сырье, продуктах его первичной переработки и некоторых видах лекарственного сырья животного происхождения.

Цели курса: сформировать у студентов знания, умения и практические навыки по вопросам общей и специальной части фармаког­нозии, в основу которых положены вопросы рационального использова­ния ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных ре­комендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей исполь­зования сырья и применения лекарственных растительных средств в фар­мацевтической практике.

В задачи фармакогнозии входят:

1) изучение лекарственных растений как источников биологически активных веществ. С этой целью изучают химический состав растений, биосинтез важнейших веществ, которые имеют существенное медицинское значение; динамику их накопления в растении; влияние факторов окружающей среды и способов культивирования на изменение их химического состава и т.д.;

2) изучение ресурсов лекарственных растений. Изучают лекарственные растения в природных условиях, выявляют места массового их произрастания, устанавливают размеры зарослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений. На основании данных ресурсоведческих исследований разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья. Знание динамики накопления фармакологически активных веществ дает возможность регламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарственного сырья;

3) нормирование и стандартизация лекарственного сырья. С этой целью разработка и совершенствование методов определения его полезности и качества, составление нормативно-технической документации (проекты государственных стандартов, фармакопейных статей, фармакопейные статьи предприятий, инструкции по заготовке, хранению и сушке и т.д.). В процессе этой работы совершенствуются методы определения подлинности и доброкачественности сырья;

4) изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения с целью пополнения и обновления ассортимента лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов.

5) охрана природных растительных ресурсов и их рациональное использование.

Освоив курс фармакогнозии, студент должен знать:

- основные понятия фармакогнозии, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора;

- основные этапы развития фармакогнозии, современные направления научных исследований в области лекарственных растений;

- характеристику сырьевой базы лекарственных растений;

- методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья;

- общие принципы рациональной заготовки лекарственного раститель­ного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарос­лей лекарственных растений;

- систему классификации лекарственного растительного сырья (хими­ческая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая);

- номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике; основные сведения о распространении и ареалах распространения лекарственных растений, применяемых в ме­дицинской практике;

- методы макроскопического и микроскопического анализов цельного и измельченного лекарственного сырья;

- морфолого-анатомические диагностические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси;

- основные группы биологически активных соединений природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства, пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ;

- методы выделения и очистки, основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья;

- основные методы качественного и количественного определения био­логически активных веществ в лекарственном растительном сырье, био­логическую стандартизацию лекарственного растительного сырья;

- требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с нормативными документами;

- основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве;

- основные сведения о применении в медицинской практике лекарст­венных средств растительного и животного происхождения;

- права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья;

- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.

В процессе изучения фармакогнозии студент должен следующие умения:

- распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе;

- использовать макроскопический и микроскопический методы анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- определять лекарственное растительное сырье в цельном и измель­ченном виде с помощью соответствующих определителей;

- распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья;

- определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного сырья;

- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, жирные и эфирные масла, витамины, сердечные гли-козиды, сапонины, антраценпроизводные, фенилпропаноиды, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды);

- анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими нормативными документами, лекарственное растительное сырье на содержание жирных и эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных ве­ществ, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.;

- проводить определение основных числовых показателей (влажность, зола, экстрактивные вещества) методами, согласно действующим требовани­ям;

- проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно действующим требованиям;

проводить статистическую обработку и оформление результатов фарм-когностического анализа, делать заключение о доброкачественности лекар­ственного растительного сырья в соответствии согласно действующим тре­бованиям;

и практические навыки:

- навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;

- техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья;

- техникой проведения качественных и микрохи­мических реакций на основные биологически активные вещества, содер­жащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гли-козиды, сапонины, антраценпроизводные, кумари-ны, флавоноиды, дубиль­ные вещества, алкалоиды);

- навыками проведения ресурсоведческих исследований;

- навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по оп­ределению порядка и оформлению документов для декларации о соответ­ствии готового продукта требованиям нормативных документов;

- техникой использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа лекарственного рас­тительного сырья;

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

  1. Фармакогнозия. Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Г. П. Яковлева. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 863 с.: ил. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.

  2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.1. Общая часть. Термины и техника микроскопического анализа в фармакогнозии – 192 с.

  3. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.2. Лекарственное растительное сырье. Анатомо-диагностические признаки фармакопейного и нефармакопейного лекарственного растительного сырья – 384 с.

  4. Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова И.В., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 3-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.3. Лекарственное растительное сырье, сборы. Растительные порошки. Лекарственные средства на основе измельченного растительного сырья – 488 с.

  5. Самылина И.А. Фармакогнозия [Электронный ресурс]: атлас: в 3 т. / Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова Н.В. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.

  6. Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бобкова, И.А. Самылина, Е.В. Сергунова, А.А. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 280 с.


Дополнительная литература:

  1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. – М.: ГУГК, 1983. – 340 с.

  2. Государственная фармакопея СССР. 10-е изд. – М.: Медицина, 1968. – 1080 с.

  3. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 1. Общие методы анализа /МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.

  4. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/МЗ СССР. – М.; Медицина, 1990. – 400 с.

  5. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ и СР РФФА по здрав. и СР, Фед. служба по надзору в сфере здрав. и СР, ФГУ «НЦ эксперт. средств мед. применения «Росздравнадзора»». – XII-е изд.. – М.: НЦ эксперт. средств мед. применения, 2008. – 696 с.: ил.. – Ч.1. – 2007. – 696 с.: ил.

  6. Гравель И.В. Фармакогнозия. Экотоксиканты в лекарственном растительном сырье: учеб. пособие по спец. 060108.65 «Фармация» дисциплины «Фармакогнозия» / Гравель И.В., Шойхет Я.Н., Яковлев Г.П. и др.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 301 с.: ил.. – Библиогр.: с. 283-301.

  7. Колла В.Э. Растения семейства астровых (Asteraceae). Биологически активные вещества, применение в научной и народной медицине: [монография]: в 2 ч. / Колла В.Э., Сыропятов Б.Я., Петриченко В.М.; под ред. Б.Я. Сыропятова, В.М. Петриченко. – Пермь: ГОУ ВПО ПГФА, 2011. – 294 с.

  8. Куркин В.А. Фармакогнозия: учебник / Куркин В.А.; ВУНМУ, ГОУ ВПО СамГМУ. – Самара: Офорт: СамГМУ, 2004. – 1180 с.: ил.

  9. Муравьева Д.А. Фармакогнозия: с основами биохимии лекарственных веществ.: Учебник для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. / Муравьева Д.А.. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 657 с.: ил.

  10. Муравьева Д. А. Фармакогнозия [Текст] : учебник для студ. фарм. вузов / Д. А. Муравьева, И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2002. - 656 с.

  11. Пронченко Г.Е. Путешествие в мир фармакогнозии [Электронный ресурс] / Г.Е. Пронченко – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.

  12. Российская энциклопедия биологически активных добавок: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / [авт.: В.И. Петров, А.А. Спасов, С.В. Недогода, Н.А. Гурова, И.Н. Иежица, А.В. Степанов, И.В. Ивахненко, А.П. Ефремов]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1052 с.: ил., табл.

  13. Сорокина А.А. Фармакогнозия: понятия и термины: учеб.пособие / Сорокина А.А., Самылина И.А.; ФА по здравосоцразвитию РФ, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова. – М.: МИА, 2007. – 84 с.

Выполнение учебного плана по фармакогнозии студентами

заочного обучения

План работы студента-заочника делится на 2 периода: заочный и очный.

Заочный период обучения включает в себя 4 этапа.

1. Самостоятельное изучение теоретического курса.

При самостоятельной работе студенты изучают номенклатуру лекар­ственных растений и лекарственного растительного сырья, лекарственные рас­тения, применяемые в гомеопатии и сырье животного происхождения. При са­мостоятельном изучении фармакогнозии необходимо прочитать соответствую­щие разделы программы, прочитать материал в учебнике по данной теме, уяс­нив объем, общий характер содержания, взаимосвязь и последовательность вопросов, входящих в изучаемый раздел. Целесообразно использовать допол­нительную литературу, приведенную в списке литературы, помещенном в конце методических рекомендаций.

При изучении специальной части фармакогнозии необходимо восстано­вить знания основных разделов ботаники, касающиеся морфологии, анатомии растений, характеристики семейств. При разборе химической структуры действующих веществ, методов анализа и биохимических превращений необходимо использовать знания по органической и аналитической химии.

  1. Выполнение контрольных работ.

Студенту необходимо выполнить 3 контрольные работы, по одной в каж­дом учебном семестре. Сроки предоставления контрольных работ по фарма­когнозии согласованы с графиком других кафедр и деканатом.

  1. Выполнение задания кафедры по сбору гербария лекарственных растений и сырья (10 экз. гербария и 3 вида воздушно-сухого лекарственного сырья).

Очная часть обучения студентов-заочников включает несколько видов ра­боты.

  1. Прослушивание обзорных лекций по наиболее важным теоретиче­ским разделам программы.

  2. Выполнение лабораторных работ в период учебно-экзаменационной сессии.

  3. Собеседование в процессе лабораторных занятий по соответствую­щей теме с целью контроля усвоения материала или самостоятельной рабо­ты в заочный период обучения.

  4. Сдача курсового экзамена.

  5. Прохождение учебной практики.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, выпол­нившие все контрольные работы. К сдаче курсового экзамена студенты допус­каются после прослушивания лекций и полного выполнения плана лаборатор­ных занятий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации по лабораторным работам для студентов профессии...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Преподаватель: к ю н, доцент кафедры административного и финансового права Прошунин М. М

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов очной формы обучения направления...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Курский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации органам местного самоуправления по организации...
Настоящие Методические рекомендации разработаны сотрудниками Главного управления мчс

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconРекомендации по выполнению вероятностного анализа безопасности атомных...
Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации по выполнению п. 19

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические указания по выполнению курсовой работы предназначены...
Печатаются по решению редакционно-издательского совета Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации для студентов (слушателей) всех форм обучения...
Протокол допроса: понятие, значение и рекомендации к составлению [Текст]: методические рекомендации по оформлению протокола допроса...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по модулю для студентов...
Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для...
Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 03 «цветоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 11
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 03 «цветоведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодические рекомендации для преподавателей по проведению практических...
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)

Методические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную