Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета


страница1/12
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра фармакогнозии и ботаники

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

для студентов III курса фармацевтического факультета

(заочное отделение)
Учебно-методическое пособие для вузов

Волгоград 2016

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета (заочное отделение): Методические рекомендации для преподавателей / А. В. Яницкая, Недилько О.В., В.В. Гукасова, А.Н. Ковинев – Волгоград: ВолгГМУ, 2013. – 99 с.


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии составлены в соответствии с программой по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета заочного отделения по специальности 060301 «Фармация».

Учебным планом предусмотрено выполнение трех контрольных работ по фармакогнозии.

Данные методические рекомендации включают следующие разделы: фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие жирные масла; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие полисахариды; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие витамины; лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие эфирные масла; ситуационные задачи и тестовые задания.

Волгоградский государственный медицинский университет, 2016

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4

Список рекомендуемой литературы 12

Общие требования к выполнению контрольных работ 14

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ 17

Контрольная работа № 1 19

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая потребность в средствах растительного происхождения и ухудшающаяся экологическая обстановка требуют подготовки компетентных специалистов в области рационального использования ресурсов лекарственных растений и получения высококачественных средств природного происхождения. Большой круг вопросов, связанных с изучением и использованием лекарственных растений решает фармакогнозия.

Фармакогнозия – одна из специальных фармацевтических дисцип­лин, которая вместе с другими фармацевтическими дисциплинами формирует профессиональные знания и умения провизора, как фармацевта высшей квалификации. При ее изучении студент должен применить системный подход и интегри­ровать знания практически всех изучаемых дисциплин фармацевтического и медико-биологического профиля.

Фармакогнозия (от греч. pharmakon – лекарство, яд и gnosis – знание) – наука о лекарственных растениях, лекарственном растительном сырье, продуктах его первичной переработки и некоторых видах лекарственного сырья животного происхождения.

Цели курса: сформировать у студентов знания, умения и практические навыки по вопросам общей и специальной части фармаког­нозии, в основу которых положены вопросы рационального использова­ния ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных ре­комендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей исполь­зования сырья и применения лекарственных растительных средств в фар­мацевтической практике.

В задачи фармакогнозии входят:

1) изучение лекарственных растений как источников биологически активных веществ. С этой целью изучают химический состав растений, биосинтез важнейших веществ, которые имеют существенное медицинское значение; динамику их накопления в растении; влияние факторов окружающей среды и способов культивирования на изменение их химического состава и т.д.;

2) изучение ресурсов лекарственных растений. Изучают лекарственные растения в природных условиях, выявляют места массового их произрастания, устанавливают размеры зарослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений. На основании данных ресурсоведческих исследований разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья. Знание динамики накопления фармакологически активных веществ дает возможность регламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарственного сырья;

3) нормирование и стандартизация лекарственного сырья. С этой целью разработка и совершенствование методов определения его полезности и качества, составление нормативно-технической документации (проекты государственных стандартов, фармакопейных статей, фармакопейные статьи предприятий, инструкции по заготовке, хранению и сушке и т.д.). В процессе этой работы совершенствуются методы определения подлинности и доброкачественности сырья;

4) изыскание новых лекарственных средств растительного происхождения с целью пополнения и обновления ассортимента лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов.

5) охрана природных растительных ресурсов и их рациональное использование.

Освоив курс фармакогнозии, студент должен знать:

- основные понятия фармакогнозии, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора;

- основные этапы развития фармакогнозии, современные направления научных исследований в области лекарственных растений;

- характеристику сырьевой базы лекарственных растений;

- методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья;

- общие принципы рациональной заготовки лекарственного раститель­ного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарос­лей лекарственных растений;

- систему классификации лекарственного растительного сырья (хими­ческая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая);

- номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике; основные сведения о распространении и ареалах распространения лекарственных растений, применяемых в ме­дицинской практике;

- методы макроскопического и микроскопического анализов цельного и измельченного лекарственного сырья;

- морфолого-анатомические диагностические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси;

- основные группы биологически активных соединений природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства, пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ;

- методы выделения и очистки, основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья;

- основные методы качественного и количественного определения био­логически активных веществ в лекарственном растительном сырье, био­логическую стандартизацию лекарственного растительного сырья;

- требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с нормативными документами;

- основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве;

- основные сведения о применении в медицинской практике лекарст­венных средств растительного и животного происхождения;

- права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья;

- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.

В процессе изучения фармакогнозии студент должен следующие умения:

- распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе;

- использовать макроскопический и микроскопический методы анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- определять лекарственное растительное сырье в цельном и измель­ченном виде с помощью соответствующих определителей;

- распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья;

- определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного сырья;

- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, жирные и эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, фенилпропаноиды, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды);

- анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими нормативными документами, лекарственное растительное сырье на содержание жирных и эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных ве­ществ, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.;

- проводить определение основных числовых показателей (влажность, зола, экстрактивные вещества) методами, согласно действующим требовани­ям;

- проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно действующим требованиям;

проводить статистическую обработку и оформление результатов фармакогностического анализа, делать заключение о доброкачественности лекар­ственного растительного сырья в соответствии согласно действующим тре­бованиям;

и практические навыки:

- навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;

- техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья;

- техникой проведения качественных и микрохи­мических реакций на основные биологически активные вещества, содер­жащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубиль­ные вещества, алкалоиды);

- навыками проведения ресурсоведческих исследований;

- навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по оп­ределению порядка и оформлению документов для декларации о соответ­ствии готового продукта требованиям нормативных документов;

- техникой использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа лекарственного рас­тительного сырья.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

  1. Фармакогнозия. Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Г. П. Яковлева. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 863 с.: ил. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.

  2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.1. Общая часть. Термины и техника микроскопического анализа в фармакогнозии – 192 с.

  3. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.2. Лекарственное растительное сырье. Анатомо-диагностические признаки фармакопейного и нефармакопейного лекарственного растительного сырья – 384 с.

  4. Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова И.В., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 3-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.3. Лекарственное растительное сырье, сборы. Растительные порошки. Лекарственные средства на основе измельченного растительного сырья – 488 с.

  5. Самылина И.А. Фармакогнозия [Электронный ресурс]: атлас: в 3 т. / Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова Н.В. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.

  6. Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бобкова, И.А. Самылина, Е.В. Сергунова, А.А. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 280 с.


Дополнительная литература:

  1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. – М.: ГУГК, 1983. – 340 с.

  2. Государственная фармакопея СССР. 10-е изд. – М.: Медицина, 1968. – 1080 с.

  3. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 1. Общие методы анализа /МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.

  4. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/МЗ СССР. – М.; Медицина, 1990. – 400 с.

  5. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ и СР РФФА по здрав. и СР, Фед. служба по надзору в сфере здрав. и СР, ФГУ «НЦ эксперт. средств мед. применения «Росздравнадзора»». – XII-е изд.. – М.: НЦ эксперт. средств мед. применения, 2008. – 696 с.: ил.. – Ч.1. – 2007. – 696 с.: ил.

  6. Гравель И.В. Фармакогнозия. Экотоксиканты в лекарственном растительном сырье: учеб. пособие по спец. 060108.65 «Фармация» дисциплины «Фармакогнозия» / Гравель И.В., Шойхет Я.Н., Яковлев Г.П. и др.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 301 с.: ил.. – Библиогр.: с. 283-301.

  7. Колла В.Э. Растения семейства астровых (Asteraceae). Биологически активные вещества, применение в научной и народной медицине: [монография]: в 2 ч. / Колла В.Э., Сыропятов Б.Я., Петриченко В.М.; под ред. Б.Я. Сыропятова, В.М. Петриченко. – Пермь: ГОУ ВПО ПГФА, 2011. – 294 с.

  8. Куркин В.А. Фармакогнозия: учебник / Куркин В.А.; ВУНМУ, ГОУ ВПО СамГМУ. – Самара: Офорт: СамГМУ, 2004. – 1180 с.: ил.

  9. Муравьева Д.А. Фармакогнозия: с основами биохимии лекарственных веществ.: Учебник для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. / Муравьева Д.А.. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 657 с.: ил.

  10. Муравьева Д. А. Фармакогнозия [Текст] : учебник для студ. фарм. вузов / Д. А. Муравьева, И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2002. - 656 с.

  11. Пронченко Г.Е. Путешествие в мир фармакогнозии [Электронный ресурс] / Г.Е. Пронченко – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru.

  12. Российская энциклопедия биологически активных добавок: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / [авт.: В.И. Петров, А.А. Спасов, С.В. Недогода, Н.А. Гурова, И.Н. Иежица, А.В. Степанов, И.В. Ивахненко, А.П. Ефремов]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1052 с.: ил., табл.

  13. Сорокина А.А. Фармакогнозия: понятия и термины: учеб.пособие / Сорокина А.А., Самылина И.А.; ФА по здравосоцразвитию РФ, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова. – М.: МИА, 2007. – 84 с.

Выполнение учебного плана по фармакогнозии студентами

заочного обучения

План работы студента-заочника делится на 2 периода: заочный и очный.

Заочный период обучения включает в себя 4 этапа.

1. Самостоятельное изучение теоретического курса.

При самостоятельной работе студенты изучают номенклатуру лекар­ственных растений и лекарственного растительного сырья, лекарственные растения, применяемые в гомеопатии и сырье животного происхождения. При самостоятельном изучении фармакогнозии необходимо прочитать соответствующие разделы программы, прочитать материал в учебнике по данной теме, уяснив объем, общий характер содержания, взаимосвязь и последовательность вопросов, входящих в изучаемый раздел. Целесообразно использовать дополнительную литературу, приведенную в списке литературы, помещенном в конце методических рекомендаций.

При изучении специальной части фармакогнозии необходимо восстано­вить знания основных разделов ботаники, касающиеся морфологии, анатомии растений, характеристики семейств. При разборе химической структуры действующих веществ, методов анализа и биохимических превращений необходимо использовать знания по органической и аналитической химии.

  1. Выполнение контрольных работ.

Студенту необходимо выполнить 3 контрольные работы, по одной в каждом учебном семестре. Сроки предоставления контрольных работ по фармакогнозии согласованы с графиком других кафедр и деканатом.

  1. Выполнение задания кафедры по сбору гербария лекарственных растений и сырья (10 экз. гербария и 3 вида воздушно-сухого лекарственного сырья).

Очная часть обучения студентов-заочников включает несколько видов работы.

  1. Прослушивание обзорных лекций по наиболее важным теоретиче­ским разделам программы.

  2. Выполнение лабораторных работ в период учебно-экзаменационной сессии.

  3. Собеседование в процессе лабораторных занятий по соответствую­щей теме с целью контроля усвоения материала или самостоятельной рабо­ты в заочный период обучения.

  4. Сдача курсового экзамена.

  5. Прохождение учебной практики.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, выпол­нившие все контрольные работы. К сдаче курсового экзамена студенты допус­каются после прослушивания лекций и полного выполнения плана лаборатор­ных занятий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации по выполнению конт рольной работы №3 по фармакогнозии для студентов ІV
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconУчебное пособие для самоподготовки к практическим
Аннотация : Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов 3 курса фармацевтического факультета к практическим...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconУчебное пособие к лабораторным занятиям по фармацевтической химии...
Методическое пособие «Анализ органических лекарственных веществ» предназначено для проведения лабораторно-практических занятий у...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение
Учебное пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconУчебное пособие по дисциплине Микробиология, санитария и гигиена...
Учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих Микробиологию, санитарию и гигиену...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconТесты для студентов 5 курса лечебного факультета по инфекционным болезням Амебиаз

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconТесты для студентов 5 курса педиатрического факультета по инфекционным...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Программа курса по выбору: «Аварийно – спасательные работы на Кольском Севере» (далее Программа) составлена на основании требований...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические указания по выполнению практических заданий учебной...
Производственная психолого-педагогическая практика студентов факультета высшего сестринского образования направлена на развитие и...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации по лабораторным работам для студентов профессии...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Преподаватель: к ю н, доцент кафедры административного и финансового права Прошунин М. М

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов очной формы обучения направления...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Курский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации органам местного самоуправления по организации...
Настоящие Методические рекомендации разработаны сотрудниками Главного управления мчс

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета iconРекомендации по выполнению вероятностного анализа безопасности атомных...
Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации по выполнению п. 19


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную