Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь


страница1/4
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Занятие
  1   2   3   4
Учебно-методический комплекс дисциплины

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

по специальности «040400.62 - Социальная работа (бакалавр)»


  1. Рабочая программа дисциплины

  2. Программа производственной практики – практика не предусмотрена учебным планом

  3. Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме)

  4. Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)

  5. Методические указания для студентов по самостоятельной работе

  6. Материалы лекций по темам дисциплины – лекции не предусмотрены учебным планом

7. Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля (итоговый контроль не предусмотрен учебным планом): тестовые задания, ситуационные задания, ролевые игры, контрольные вопросы, терминологические и текстовые диктанты, темы публичных выступлений, вопросы к экзамену – по 1 примеру.


  1. Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме).


Тема 1: Язык и речь.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

  • пользоваться основными типами словарей русского литературного языка (орфоэпических, толковых, фразеологических этимологических, словарей лексической сочетаемости, орфографических словарей, а также грамматических справочников);

Студент должен знать

  • различия между языком и речью;

  • язык, его функции;

  • уровни языковой системы, их единицы;

  • понятие «русский литературный язык»;

- разновидности речи, различие между устной и письменной речью;

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения.


Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме

Установите соответствие

Словари:

  1. толковые

  2. грамматические

  3. орфографические

  4. иностранных слов

  5. орфоэпические

  6. сочетаемости слов

  7. синонимов

  8. терминологические

  9. антонимов

10) паронимов

регламентируют нормы:

а) ударения и произношения

б) словоупотребления

в) формоупотребления

г) правописания



Примеры заданий:
Опрос по теме сообщения преподавателя:

1. Что такое язык?

2. Назовите и охарактеризуйте неязыковые знаковые системы.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные и второстепенные

функции языка.

4. Каковы основные уровни языка и их единицы?.

5.Что такое литературный язык?

6. Назовите и охарактеризуйте нелитературные разновидности языка.

7. Что такое речь?

8. Каковы особенности книжной и разговорной речи.
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 2: Нормы современного русского литературного языка.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности устной и письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия

    1. Оргмомент – 3 мин.

    2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

    3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

    4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

    5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме

Установите соответствие

  1. лексические нормы

  2. грамматические нормы

  3. стилистические нормы

  4. нормы орфографии

  5. нормы пунктуации

  6. орфоэпические нормы




а) определяют употребление знаков препинания

б) определяют нормы произношения, ударения и интонации

в) определяют правильность выбора слов из ряда единиц, близких ему по значению или по форме

г) определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов; регулируют правильность образования форм слов разных частей речи и правильность построения основных синтаксических единиц

д) определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, с целью и условиями общения

е) это правила обозначения слов на письме


Примеры заданий:
Опрос по теме сообщения преподавателя:
1. Дайте определение нормы русского литературного языка

2. Перечислите и охарактеризуйте основные типы норм.

3. В чем различие между обязательной и вариативной нормами?

4. В чем различие между «старшей» и «младшей» нормами?
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 3: Орфоэпические нормы русского литературного языка

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности устной и письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия


      1. Оргмомент – 3 мин.

      2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

      3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

      4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

      5. Тестирование – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме

Орфоэпическая норма

Инструкция к выполнению

Вы получили тестовые задания и матрицы к ним. Вверху напишите свою фамилию.

Перед Вами слова, в которых нужно обозначить место ударения. Поставьте знак + в соответствующую графу.

Если Вы ошиблись, зачеркните знак и поставьте его в соответствующую графу. При выполнении тестового задания пользоваться словарем и справочником нельзя.




Слово

1-ый слог

2-ой слог

3-ий слог

4-ый слог

5-ый

слог

6-ой слог

7-ой слог

1

Знамение






















2

Договор






















3

Кремень






















4

Ломоть
























Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 4: Лексические нормы русского литературного языка

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности устной и письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия


        1. Оргмомент – 3 мин.

        2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

        3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

        4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

        5. Тестирование – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме

Перед Вами паронимы. Поставьте знак + в матрице напротив номера с определением, соответствующим значению слова.

абонент-абонемент

  1. Документ, предоставляющий право на пользование чем-либо, на какое-либо обслуживание, а также само такое право.

  2. Тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб (телефонной сети, электро- и газоснабжения).

1 2

бережливый – бережный

  1. Экономный, расчётливый.

4. Заботливый и осторожный.
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 5: Научный стиль речи. Текст, его структура.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

- распознавать типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Студент должен знать

строение текста:

- его структуру,

- признаки,

- средства связи между частями текста,

- абзац.

Студент должен владеть

- нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера.
Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий:
Опрос по теме сообщения преподавателя:

1. Что такое текст?

2. Что такое сложное синтаксическое целое?

3. Какие предложения в тексте принято считать свободными?

4. Что такое межфразовая связь?

5. Что такое литературный язык?

6. Охарактеризуйте контактную и дистантную межфразовые связи.

7. Перечислите средства межфразовой связи.

8. Каковы основные правила выделения абзаца?

Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 6: Морфологические нормы русского литературного языка

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности устной и письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия


          1. Оргмомент – 3 мин.

          2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

          3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

          4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

          5. Тестирование – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме
Морфологическая норма

Образуйте родительный падеж множественного числа от данных ниже существительных. Поставьте знак + в выбранную Вами графу.




-

ов

ев

ей

ий

ец

ен

ок




-

ов

ев

ей

ий

ец

ен

ок

бронхи

























госпитали

























брызги

























грабли

























брюки

























граммы

























будни

























гранаты

























буряты

























греки

























бюллетени

























грифели

























валенки

























гусары

























вафли

























доли


























Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 7: Орфографические нормы

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия


    1. Оргмомент – 3 мин.

    2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

    3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

    4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

    5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий
Терминологический диктант (с объяснением терминов)
Правозащитный, антиобщественный, бездомный, мать-одиночка, малообеспеченный, многодетный, среднестатистический, неимущий, социально незащищённый, аккомодация, жилищно-коммунальный, мать-героиня, маргинал, диаспора, соотечественник, мигрант, гастарбайтер, иммигрант, эмигрант, контингент.

Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Задание на дом:

Найдите в словаре и запишите в тетрадь значение слов диктанта. Обратите внимание на правописание слов. Поставьте ударение.
Тема 8: Синтаксические нормы русского литературного языка

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности устной и письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия


            1. Оргмомент – 3 мин.

            2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

            3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

            4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

            5. Тестирование – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме
Синтаксическая норма
Выберите правильный вариант ответа. Отметьте его в матрице.

1. 30 лет назад в медицинской практике уже … УЗИ.

А. использовалась

Б. использовался

В. использовалось
2. ВИЧ … для жизни.

А. опасен

Б. опасна

В. опасно
3. РВ … наличие антител.

А. показал

Б. показала

В. показало
4. ЭКГ … об отклонениях в работе сердца.

А. сигнализировал

Б. сигнализировала

В. сигнализировало
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 9: Пунктуационные нормы

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

  • строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

Студент должен знать

  • нормы русского литературного языка;

  • особенности письменной форм речи

Студент должен владеть

  • нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения


Хронокарта занятия


    1. Оргмомент – 3 мин.

    2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

    3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

    4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

    5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий:
ДИКТАНТ

ЛЮБОВЬ К ПРОСТУДЕ

Простуда - дело серьезное. Особенно ясно это становится в феврале: на дворе самое холодное время года, тело страдает от авитаминоза, а душа - от хронической усталости и депрессии. Все это приводит к тому, что мы оказываемся в постели: градусник под мышкой, стопка носовых платков под подушкой. Доктор даст больничный, а мы поворчим: «Почему в 21 веке наука еще не придумала надежных таблеток от простуды?»

На первый взгляд, в больной голове и недышащем носе мало приятного. Но почему тогда так сладки воспоминания о детских простудах, когда можно было остаться дома с мамой, целый день читать приключенческие романы и есть малиновое варенье?

«Лучшее лекарство, - скажет вам любой врач,- положительные эмоции».

Неудивительно, что дети, которых попрекают болезнями и пичкают таблетками, болеют чаще, чем те, кого целуют и кормят куриным бульоном, домашним, а не из кубиков «Магги». Кстати, недавно выяснилось, что куриный бульон, действительно, целебнее таблеток: он прекрасно облегчает симптомы простуды.

Мы до обидного мало бываем дома - если не физически, то душевно. Простуда возвращает нас домой на законных основаниях, и грех этим не воспользоваться.

Спору нет, лучше оставаться здоровым. И все-таки иногда кажется, что, если бы простуды не существовало, ее стоило бы придумать. Это маленький тест для каждого из нас: окажемся ли мы настолько умны, чтобы временно забыть о важных делах и отдаться несерьезному. В конце концов, вещи, которые мы считаем несерьезными, оказываются самыми полезными для нашего здоровья.
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 10: Научный стиль речи. Композиция научной статьи.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- особенности научного стиля;

- жанры научного стиля речи;

- лексические и синтаксические особенности научного стиля речи.

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.
Хронокарта занятия


    1. Оргмомент – 3 мин.

    2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

    3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

    4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

    5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий:

Написать аннотацию научной статьи.
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 11: Официально-деловой стиль: его особенности.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- особенности официально-делового стиля;

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.
Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий:

Написать заявление на имя ректора университета.

Написать заявление на имя декана факультета.

Написать резюме.
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий

Тема 12: Публицистический стиль: его особенности.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- особенности публицистического стиля;

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.
Хронокарта занятия


    1. Оргмомент – 3 мин.

    2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

    3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

    4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

    5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме
Сделайте правильный выбор и отразите его в матрице. Какие черты присущи публицистическому стилю речи?

  1. призывность

  2. безэмоциональность

  3. клишированность

  4. широкое использование выразительных средств русского литературного языка

  5. частое использование безличных конструкций


Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 13: Фразеология: типы фразеологических единиц, их использование в речи

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- строить свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами;

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

- пользоваться основными типами словарей русского литературного языка (орфоэпических, толковых, фразеологических этимологических, словарей лексической сочетаемости, орфографических словарей, а также грамматических справочников)

Студент должен знать

- особенности использования в речи фразеологических единиц;

Студент должен владеть

- нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера адекватно ситуации общения
Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий:

Составьте и запишите в тетрадь предложения, в которых было бы уместным употребление следующих фразеологических оборотов (один оборот – одно предложение). При необходимости уточнить значение фразеологизма обратитесь к справочнику/словарю:

  1. Не в бровь, а в глаз (попасть)

  2. Испокон века (веков)

  3. Витать в облаках

  4. Владеть пером

  5. Как с гуся вода

  6. Седьмая вода на киселе (о ком-то)

  7. Кот наплакал

  8. Бить баклуши

  9. Стреляный воробей

  10. Вставать в позу



Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 14: Русский речевой этикет.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- речевой этикет;

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.


Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме

Приведите примеры использования выражений речевого этикета в соответствии с ситуациями употребления:

Тема №1: «Обращение к незнакомому».

Тема №2: «Обращение к знакомому».

Тема №3: «Приветствие».

Тема №4: «Знакомство».

Тема №5: «Извинение».

Тема №6: «Просьба, совет, предложение».

Тема №7: «Отказ/согласие на просьбу, приглашение».

Тема №8: «Утешение, соболезнование, сочувствие».
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 15: Речевое общение с клиентом

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- поведенческие, этические нормы в процессе коммуникации социального работника с клиентом, его близкими и родными, а также коллегами;

стратегии и тактики речевого общения;

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.

Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 ми

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.

Примеры заданий в тестовой форме
Установите соответствие между типами партнёров по коммуникации (1, и т.д.) и типами вопросов (А и т.д.), которые помогут установлению контакта с собеседником данного типа.

1.Спорщик

2.Любитель задавать вопросы

3.Отклоняющий все предложения

4.Всезнайка

5.Робкий

6.Толстокожий

7.Говорун

8.Молчун

9.Болтун
А) Альтернативный вопрос Б) Наводящий вопрос В) Общий вопрос Г) Прямой вопрос Д) Повторный вопрос Е) Перевернутый вопрос Ж) Умиротворяющий вопрос
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 16: Ситуационные задачи

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- основы теории речевой коммуникации;

- нормы русского литературного языка;

- речевой этикет;

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.
Хронокарта занятия


    1. Оргмомент – 3 мин.

    2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

    3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

    4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

    5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры ситуационных задач:
Какую тактику Вы примените в диалоге, столкнувшись со следующими коммуникативными барьерами:

1. Некомпетентность одного из партнеров

2. Неумение партнера ясно и последовательно выражать свои мысли

3. Плохая техника речи партнера

4. Неумение партнера слушать

5. Барьер модальностей.

6. Барьер характера:
Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 17: Ролевые игры.

Продолжительность занятия – 3 акад. часа (135 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- участвовать в речевой коммуникации в соответствии с ситуацией общения, а также языковыми и этическими нормами;

Студент должен знать

- основы теории речевой коммуникации;

- нормы русского литературного языка;

- речевой этикет;

Студент должен владеть

- навыками грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка), этично (с соблюдением этических норм, этикета поведения и речевого этикета) общаться адекватно ситуации.
Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 15 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 35 мин.

  5. Опрос по теме сообщения – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме
Сделайте правильный выбор и отразите его в матрице. Какие из речевых клише-вопросов следует использовать при общении с типом собеседника: «молчун»?:

  1. Скажите мне…?

  2. Покажите мне…?

  3. Вы можете…?

  4. Вам нужно…?

  5. Вы хотите…?

  6. У Вас есть…?

  7. Почему…?

  8. Как…?

  9. Вы меня поняли?

  10. Вы расстроены потому, что…?

  11. Вы думаете, что…?


Примеры ролевых игр для студентов факультета социальной работы
Вы – социальный работник.

  1. К Вам на приём пришёл клиент в подавленном состоянии: у него серьёзная, как ему кажется, неразрешимая проблема. Смоделируйте беседу: успокойте клиента, найдите аргументы в пользу своего мнения. Подберите необходимые речевые клише.

  2. У Вас на приеме клиент, который убежден в низком качестве услуг, низкой квалификации социальных работников и говорит только об этом. Постарайтесь найти аргументы, противоречащие мнению клиента, переведите разговор в нужное Вам – рабочее – русло. Используйте нужные речевые клише.

  3. Ваш клиент имеет собственное, отличное от Вашего мнение о нужном способе решения его проблемы, которое Вы как специалист считаете ошибочным. Убедите клиента в правильности Вашего выбора.


Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий
Тема 18: Публичное выступление

Продолжительность занятия – 6 акад. часов (270 мин.)

Цель – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. (ОК-2)

Уровень подготовленности по теме

В результате изучения темы студент должен уметь

- строить своё публичное выступление в соответствии с правилами и приёмами риторики;

Студент должен знать

- основы ораторского мастерства, основные принципы построения публичного выступления;

Студент должен владеть

- навыками свободно владеть нормативной русской устной и письменной речью во всем многообразии её проявлений как общеразговорного, так и профессионального характера;
Хронокарта занятия


  1. Оргмомент – 3 мин.

  2. Контроль исходного уровня – 30 мин.

  3. Сообщение преподавателя – 45 мин.

  4. Отработка практических навыков и умений по теме – 155 мин.

  5. Тестирование – 30 мин.

6. Обобщение материалов урока, объяснение домашнего задания – 7 мин.
Примеры заданий в тестовой форме

Сделайте правильный выбор и отразите его в матрице. Какие факторы следует учитывать при построении публичного выступления:

  1. правописание приставок

  2. принципы построения публичного выступления

  3. способы аргументации

  4. правомерность выделения абзацев

  5. приёмы установления контакта с аудиторией

Примерные темы публичных выступлений


  1. Нравственные и правовые аспекты деятельности социального работника.

  2. Гуманизм – основа социальной работы.

  3. Актуальность развития социальной работы в настоящее время.


Материально-техническое оснащение

Учебные аудитории для проведения практических занятий

4. Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания;

ролевые игры)
Методические указания для студентов

по аудиторной работе

специфические виды учебной деятельности
Публичное выступление

  1. Настройтесь на аудиторию.

2. Установите контакт с аудиторией, используя контактоустанавливающие речевые действия:
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические указания к проведению практических занятий Часть 1
Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по теме:...
Методические рекомендации предназначено преподавателям и студентам для подготовки к теоретическим и практическим занятиям по теме...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации по организации и проведению «Дня защиты...
Методические рекомендации предназначены для руководителей гражданской обороной школ, профессиональных училищ, колледжей, техникумов,...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения...
Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации по вопросам изучения фактического питания...
Методические рекомендации предназначены для научных работников и практических врачей

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации по организации и проведению занятий по...
Широко осуществляется в нашей стране и обучение медицинских работников лабораторной

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по модулю для студентов...
Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для...
Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации по проведению экспертизы раздела "архитектурно строительные решения"
Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению проектной документации, необходимой...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исполнительное производство»
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconРазмещено: октябрь, 2013 года
К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconКонспект проведения занятий по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»
Тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных, культурных ценностей от опасностей...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconКонспект для проведения занятий по го и чс тема №1
Тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации для студента по проведению практического...
Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий (по каждой теме). Тема 1: Язык и речь iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по подготовке...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную