Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью


страница1/22
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



Содержание программы:

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

1.1.1.Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования

1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

1.1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

1.1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы общего образования

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной

отсталостью адаптированной образовательной программы общего образования

1.3.Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью

планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования

2.Содержательный раздел

2.1.Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью

2.2.Программы учебных предметов, курсов

2.3.Программа нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

2.5.

Учебные предметы 478

Количество часов в неделю 478

Учебные предметы 479

Количество часов в неделю 479

общего образования обучающихся с умственной отсталостью

1.Целевой раздел.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».

2. Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».

3. Федеральный закон от 03.05.2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

6. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК образовательного учреждения».

7. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

8. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 04.02.2010г., Пр-271.

10. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

11. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

12. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;

13. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

14.Рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);

15. Приказ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

/ Под ред. В.В. Воронковой;

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в МБОУ Юная СОШ разработана адаптированная основная образовательная программа для следующих категорий обучающихся:

- детей с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся в форме очного обучения, в том числе детей-инвалидов;

- детей с ОВЗ с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся на дому, в том числе детей-инвалидов


Классы

Дети с ОВЗ

8 вид(легкая умственная отсалость)

ДЦП

4

2

2: 1 на дом обучении

1(на дом. обучении)

Итого начальная школа










5

1

1




7

1

1




Итого основная школа

2

2





Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:

- освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;

- повысить уровень личностного развития и образования;

- восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;

- повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.

и предусматривает:

- организацию безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта;

- формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;

- использование вариативных форм получения образования;

- участие в образовательном процессе разных учителей-предметников



      1. Цель реализации адаптированной основной образователь­ной программы общего образования

АООП МБОУ «Юная СОШ» обучающихся с умственной отсталостью напра­влена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и общес­тве нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной де­ятельностью.

Задачи реализации образовательной программы:

· социальная реабилитация и интеграция в общество обучающихся с проблемами в развитии;

· обеспечение знаний, соответствующих программным требованиям;

· достижение потенциально возможного уровня в формировании основных умений и навыков общения;

· подготовка обучающихся к самостоятельной практической деятельности;

· осознание соответствия способностей и склонностей характеру избираемой профессии;

· бережное отношение к собственному здоровью;

· формирование социально-нравственного поведения обучающихся.


      1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального раз­вития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией ум­ственной отсталости выделяют четыре степени умственной отста­лости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

В МБОУ «Юная СОШ» обучаются 4 ребёнка с лёгкой умственной отсталостью, один из них является ребёнком с ДЦП.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недо­развитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в не­которых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем ми­ре являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладе­ние чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отс­талостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной ока­зывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточ­ность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умстве­нно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логи­ческие операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между час­тями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия .

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени на­рушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, труд­ностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или це­лых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характе­ризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умст­венной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процес­сов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают вы­полнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала не­разрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отс­талостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логиче­ские связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произволь­ное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее разви­тым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механичес­кая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведе­ния: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение сло­весного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представ­ления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление обра­зов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного ма­териала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в раз­витии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетиче­ской, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нару­шений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы од­нотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятель­ности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстра­ктно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умст­венной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей фун­кции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в пов­седневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близ­кие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предло­жений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников прояв­ляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отс­талости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием отте­нков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществ­ляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетичес­ких.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произволь­ной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуж­дений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе вы­полнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за со­бой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью icon1. Пояснительная записка Общая характеристика образовательной программы
Образовательная программа среднего общего образования, в том числе обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по английскому...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconПрограмма формирования базовых учебных действий
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconПрограмма формирования базовых учебных действий
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconРабочая программа по реализации основной образовательной программы...
Пояснительная записка (в соответствии с какой основной программой, парциальными программами разработана, нормативные документы) стр...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconОсновная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconПрограмма мбдоу «Детский сад №20»
Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconРабочая программа в первой младшей группе пояснительная записка введение...
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу, с учётом регионального компонента, в соответствии...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью icon1. Пояснительная записка Общая характеристика образовательной программы
«Средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым изучением английского языка» (далее Учреждение)

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconРабочая программа по реализации основной образовательной программы...
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии с Федеральными государственными...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconПрограмма формирования базовых учебных действий
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью icon1. Общая характеристика послевузовского профессионального образования...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. N 1365 "Об утверждении федеральных государственных требований к структуре...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconПрограмма формирования базовых учебных действий
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconПояснительная записка основной образовательной программы дошкольного...
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconОсновной образовательной программы основного общего образования мбоу «оош №17»
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования мбоу «оош №17»

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconОсновная образовательная программа основного общего образования и...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования 1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу «Большебичинская оош»
...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную