Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания


страница1/4
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Методические указания
  1   2   3   4
Утверждаю
Заместитель Главного
санитарного врача СССР
А.В.ПАВЛОВ
27 февраля 1973 г. N 1006-73
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГИГИЕНЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
Разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта

Министерства здравоохранения СССР с использованием материалов совместных работ с

Ленинградским институтом водного транспорта и Верхне-Волжской бассейновой санэпидстанцией.
Настоящие Методические указания имеют своей целью оказать помощь санитарно-

эпидемиологическим управлениям и главным санитарно-эпидемиологическим управлениям

Министерств здравоохранения союзных республик, республиканским, бассейновым, портовым и

линейным санитарно-эпидемиологическим станциям в работе при осуществлении текущего и

предупредительного санитарного надзора за водоснабжением транспортных судов внутреннего

плавания.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение речных судов качественной водой для хозяйственно-питьевых целей является

ответственной и сложной гигиенической и технической проблемой. Возникающие здесь трудности

связаны с необходимостью использования весьма загрязненных речных вод либо использования

запаса пресной воды. В первом случае приходится применять комплекс методов, улучшающих

качество забортной воды до уровня требований ГОСТа "Вода питьевая". Во втором случае необходим

комплекс мероприятий, обеспечивающих возможности заправки судов водой на пристанях или с

судов-водолеев, размещения воды на судне и сохранения ее качества. Обеспечение высокого качества

воды, подаваемой в судовые системы, необходимо в обоих случаях.
Ряд научно-исследовательских работ, проведенных в последние годы НИИГВТ, а также

совместные работы НИИГВТ и Бассейновой СЭС Верхне-Волжского ВЗО показали, что при

правильном выборе методов и рациональном их конструкторском решении достигается достаточно

эффективная обработка забортной воды, обеспечивающая получение воды питьевого качества.
Также установлено, что длительная сохранность качества судового запаса воды может быть

обеспечена при правильном использовании антикоррозионных покрытий водных емкостей и

консервантов. Возможно и восстановление питьевых свойств хранящейся воды. Последний вариант

водоснабжения менее развит на речном флоте, однако в случае его использования необходимо
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
соблюдение условий, изложенных в настоящих Методических указаниях.
Раздел I. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ СПОСОБА
ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ
1. Водоснабжение судов речного флота водой хозяйственно-питьевого назначения может

осуществляться:
- приемом воды с берега в запасные цистерны из сети централизованных водопроводов на

причалах портов и пристаней либо из других источников централизованного водоснабжения по

указанию органов санитарного надзора;
- с судов-водолеев, доставляющих воду, взятую из источников, перечисленных выше;
- путем получения воды хозяйственно-питьевого назначения из забортной с помощью судовых

станций приготовления питьевой воды (ППВ).
Примечание: Прием забортной воды для последующей обработки на судовых станциях ППВ

должен производиться только в тех участках водоемов, которые определены Бассейновой санитарной

службой. При выборе таких зон следует исключать участки выброса сточных вод городских

канализаций и промстоков, а также зоны в пределах 10 км ниже их по течению.
2. Выбор способа водоснабжения судна при его проектировании или капитальном ремонте

производится с учетом следующих условий:
- группы и назначения судна;
- численности экипажа и пассажиров;
- продолжительности рейса между портами и пристанями, оборудованными водопроводами, и

наличия районов, где разрешен прием забортной воды для питьевых и мытьевых целей;
- качеством воды в том или ином судоходном водоеме в целом (например, высокой цветностью

и мутностью воды на протяжении всей реки или озера), определяющим возможность ее обработки на

борту судна.
3. Для пассажирских, грузовых и буксирных судов I группы и пассажирских судов II группы

следует предусматривать снабжение питьевой и мытьевой водой путем обработки забортной воды

непосредственно на судне.
4. Для грузовых и буксирных судов II группы и всех судов III и IV группы рекомендуется

предусматривать снабжение питьевой и мытьевой водой из береговых водопроводных сетей,

подведенных к причалам портов и пристаней, или других источников, разрешенных органами

санитарно-эпидемиологической службы, а также с судов-водолеев. Судно в этих случаях должно

оборудоваться запасными цистернами.
На несамоходных судах должны быть обеспечены: доставка питьевой воды с буксирного судна и

хранение не менее односуточного запаса воды в емкости для питьевой воды.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Примечание: Туристические суда III и IV групп с пассажировместимостью 300 человек и более

рекомендуется оборудовать станциями приготовления питьевой воды.
5. Расчетные величины расхода воды на одного человека должны быть не ниже

предусмотренных § 205 "Санитарных правил для речных и озерных судов СССР". Однако при

проектировании судов и судовых станций приготовления воды следует стремиться к обеспечению

оптимального водопотребления. При этом величину расхода воды на одного человека в сутки

желательно повышать в 3 - 4 раза по сравнению с минимально допустимой.
6. На судах I группы и пассажирских судах II группы, заходящих в канал им. Москвы, должны

быть предусмотрены технические возможности снижения расходов воды до минимальных норм,

установленных в § 205 "Санитарных правил для речных и озерных судов СССР" (например,

отключение ванн, душей, прачечных). Это необходимо для сокращения количества хозяйственно-

бытовых стоков на время прохождения канала им. Москвы и стоянки в портах, расположенных на

канале, где сброс любых сточных вод запрещен.
Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
СУДОВ И СТАНЦИЯМ ППВ
Принципиальные гигиенические требования к системам водоснабжения судов изложены в

"Санитарных правилах для речных и озерных судов СССР" (разд. 8, § 206 - 221). В настоящее время

их необходимо дополнить и уточнить нижеследующими положениями.
7. Устройства системы водоснабжения должны быть автоматизированы в соответствии с

"Требованиями к объему оборудования средствами комплексной автоматизации и механизации судов

внутреннего плавания" (1969 г.) и при необходимости обеспечивать круглосуточную подачу воды ко

всем потребителям.
8. При проектировании систем водоснабжения судна рекомендуется объединять системы

питьевой и мытьевой воды. При получении на судне достаточного количества воды для питьевых и

мытьевых целей может быть выполнена единая система водоснабжения.
9. Объединенная система водоснабжения должна соответствовать требованиям, предъявляемым

к системам питьевой воды, и подавать ко всем потребителям воду с качеством, соответствующим

требованиям ГОСТ "Вода питьевая".
10. Объединенная система водоснабжения не должна иметь соединений (как постоянных, так и

съемных) с системами забортной воды.
Примечание: В случае, если на судне предусматриваются раздельные системы питьевой и

мытьевой воды, следует:
1. Выполнять системы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждой из них.
2. Системы не должны иметь между собой каких-либо соединений, в том числе при помощи

переносных шлангов.
3. Для расчетов каждой системы следует использовать рекомендуемые величины расхода воды.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
11. Вода, поступающая на судно из-за борта, должна подвергаться очистке и обеззараживанию с

помощью судовых станций ППВ.
12. При оборудовании судов станциями ППВ их производительность определяется по

выражению:
                            q
                             p    n
                  Q   = m x -- x --- (куб. м/час),
                   ст       20     3
                                 10
    где:
    q   -  расчетная суточная  величина  расхода  воды  на  одного
     n
человека  (устанавливается  техническим заданием на проектирование
            л
судна), ---------;
        чел. сут.
    q
     p
    -- - часовая величина расхода  воды  на  одного  человека  при
    20
расчетном времени работы станции  в  течение  20  часов  в  сутки,
    л
---------;
чел. час.
    n - количество членов экипажа и пассажиров, чел.;
    "m"  -  коэффициент  запаса. При использовании воды от станции
ППВ  только  для питьевых и мытьевых целей применяется "m" = 1,05.
Если  от  станции  ППВ  подается  вода  и  для  технических целей,
коэффициент запаса принимается: для пассажирских судов "m" = 1,15;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
для грузовых и буксирных судов "m" = 1,3.
13. На судах, снабжаемых водой от станций ППВ, должны предусматриваться емкости, которые

служат в качестве накопителей очищенной и обеззараженной воды и обеспечивают судно во время

пиковых расходов и в случае кратковременного выключения станции ППВ для обслуживания,

ремонта и т.д.
Примечание: Накопительные емкости могут быть объединены с расходными емкостями,

служащими для создания напора в системе.
14. Объем накопительных емкостей для обеспечения пиковых расходов воды на судах со

станциями ППВ должен быть не менее определяемого по выражению:
                      q            0,1 x q  x n
                       p    n             p
       V    = 2 x К x -- x --- = К ------------- (куб. м),
        з.ц           20     3            3
                           10           10
    где:
    q  - расчетная суточная величина расхода воды на  1  человека,
     p
л/чел. сутки;
    q
     p
    --  -  часовая  величина  расхода  воды на одного человека при
    20
расчетном времени работы станции в течение 20 часов в сутки;
    n - количество членов экипажа и пассажиров, чел.;
    2 - продолжительность пикового расхода воды, час.;
    К -  коэффициент  часовой   неравномерности   водопотребления.
Величину "К" рекомендуется принимать:
    - для пассажирских судов I и II гр. - 1,8 - 2,0;
    - для грузовых и буксирных судов I гр. - 3,8 - 4,0;
    - для маломерных судов I гр. - 5,8 - 6,0.
15. Внутренняя поверхность накопительной емкости должна покрываться устойчивым к
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
действию обеззараживающего реагента (хлор, озон и др.) синтетическим антикоррозионным

покрытием, разрешенным Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР,

или цементным покрытием, обработанным углекислотой (см. § 31 и 32).
16. На судах I группы и пассажирских судах II группы, на которых устанавливается станция

ППВ, рекомендуется предусматривать запасные емкости забортной воды с целью обеспечения

работы станции во время прохождения наиболее загрязненных участков бассейнов или стоянки в

портах, где запрещен прием забортной воды.
17. Объем запасных емкостей забортной воды может быть определен исходя из расчетной

величины расхода на 1 человека, количества пассажиров и экипажа и времени прохождения

загрязненного участка или стоянки на загрязненной акватории по выражению:
                            q
                             p    n
                   V      = -- x --- x 1 (куб. м),
                    з.емк   20     3
                                 10
    где:
    q
     p
    -- - расчетная  часовая  величина  расхода  воды   на   одного
    20
человека, л/чел. час.;
    n - количество членов экипажа и пассажиров, чел.;
    t - время прохождения  загрязненного  участка  или  стоянки  в
порту с загрязненной акваторией, час.
При отсутствии конкретных данных "t" рекомендуется принимать:
- для пассажирских судов I и II гр. - 8 - 10 часов;
- для грузовых и буксирных судов I гр. - 40 - 50 часов.
Примечание: 1. В случае невозможности создания запасных емкостей забортной воды

необходимого размера следует предусматривать технические меры для сокращения расходов воды на

время прохождения загрязненных участков или стоянок в портах с загрязненной акваторией до

минимальных норм снабжения водой, предусмотренных "Санитарными правилами для речных и

озерных судов СССР".
2. Запасные емкости забортной воды могут не предусматриваться, если объем накопительных

емкостей питьевой воды достаточен для снабжения судна на все время прохождения загрязненных
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
участков или стоянки в портах с загрязненной акваторией.
3. В качестве запасных емкостей забортной воды могут использоваться балластные отсеки при

условии, что через них не проходят фекальные, сточные, топливные и масляные трубопроводы и они

не граничат через общую переборку со сточными, топливными и масляными цистернами.
18. Станция приготовления питьевой воды из забортной должна обеспечивать стабильное

получение воды с качеством, соответствующим требованиям ГОСТа "Вода питьевая" <*>.
--------------------------------
<*> Технические требования к судовым станциям приготовления воды изложены в РТМ

212.007-72 (системы водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания, часть 1), Л. 1972,

изд. МРФ РСФСР.
19. Эксплуатируемые в настоящее время речные суда оборудованы различными установками

для получения питьевой воды из речной (хлораторы с префильтрами, электрокоагуляторы с

префильтрами, фильтрами и бактерицидными лампами, только осветлительными фильтрами,

озонаторными установками с префильтрами).
Сравнительная гигиеническая оценка этих устройств показывает, что наиболее эффективным

оказывается применение озонаторных станций водоподготовки (типа "Озон-0,5", "Озон-4" и т.д.).
Опыт эксплуатации этих станций показал, что они могут обеспечивать стабильное качество

получаемой воды при следующих основных показателях качества забортной воды: цветности до 70 -

80° PtCo - шкалы, прозрачности от 5 - 10 см (по Снеллену), окисляемости до 15 - 17 мг/л, коли-титре

до 0,004, микробном числе до 10 - 11 тыс.
20. Указанные выше станции приготовления питьевой воды с бактерицидными

ультрафиолетовыми лампами могут эффективно использоваться только на грузовых судах (команда до

20 - 25 человек) при строжайшем соблюдении эксплуатационной инструкции.
21. Использование существующих судовых хлораторных установок позволяет лишь

обеззараживать воду, существенно не улучшая ее органолептических и химических показателей, что

определяет необходимость технической доработки этих установок или замены их на более

совершенные.
22. Обслуживание и эксплуатация аппаратуры для обработки воды должны осуществляться

судовым техническим персоналом и контролироваться судовым медицинским работником. Все узлы

станций ППВ должны работать только в паспортных режимах.
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconНаставление по предотвращению загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания
В наставлении по предотвращению загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconОб утверждении административного регламента
Об утверждении Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги...

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания мук 2316-08
Методические указания предназначены для работников организаций, осуществляющих: изготовление и контроль качества бактериологических...

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconО введении в действие наставления по борьбе за живучесть судов минречфлота рсфср (нбжс рф-86)
В связи с ростом размеров и сложности конструкций судов, как смешанного, так и внутреннего

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconО введении в действие наставления по борьбе за живучесть судов минречфлота рсфср (нбжс рф-86)
В связи с ростом размеров и сложности конструкций судов, как смешанного, так и внутреннего

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания по теории вероятностей и математической статистике...
Контрольные работы и методические указания по теории вероятностей и математической статистике

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconI. Общие положения
Утвердить прилагаемые Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические рекомендации по определению технического состояния систем...
Рекомендации устанавливают порядок и методы технического освидетельствования трубопроводных сетей и оборудования

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания по обеспечению взрывопожаробезопасности при эксплуатации
Настоящие Методические указания устанавливают требования, направленные на обеспечение

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания по применению единых ремонтных ведомостей в судоремонте
Настоящие Методические указания являются основным документом, определяющим работу

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания по микробиологическому контролю детских сухих молочных смесей и их
Настоящие "Методические указания" предназначаются для санитарно-эпидемиологических

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания мук 1887-04
...

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания му 1885-04
Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактических...

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания му 1891-04
Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактических...

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания му 1891-04
Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактических...

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания iconМетодические указания по газохроматографическому измерению концентраций...
Методические указания подготовлены в соответствии с требованиями гост 12 005-88. Ссбт


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную