Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология»


страница1/4
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Исследование
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


Факультет социальных наук




УТВЕРЖДАЮ:




Декан




Р.В. Голубин




«

26

»




июня

2018 г.


Рабочая программа дисциплины


ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Уровень высшего образования

магистратура


Направление подготовки / специальность

39.04.01– направление «Социология»



Профиль образовательной программы

Социология управления


Квалификация (степень)

магистр


Форма обучения

очная



Нижний Новгород

2018


  1. Место и цели дисциплины (модуля) в структуре ОПОП. Дисциплина относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)», является обязательной для усвоения в рамках программы магистратуры на первом году обучения, читается во 2-м семестре.

Целью изучения дисциплины «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» является формирование системных профессиональных знаний и представлений об управлении человеческими ресурсами (HR) и их эффективном использовании, навыков диагностики, исследования и построения систем мотивации персонала в современных организациях, умений применять социологический подход к анализу и решению вопросов руководства в современных организациях.

Задачи курса:

  • определить значение мотивационной функции в управленческой деятельности;

  • изучить основные положения социально-психологических теорий мотивации и практику их применения;

  • рассмотреть социологические методы исследования и диагностики мотивации персонала;

  • ознакомиться с зарубежным опытом стимулирования трудовой деятельности.




  1. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции

(код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций


ОПК-2: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук

(итоговый)

ЗНАТЬ:

  • Основы философии и социально-гуманитарных наук.

УМЕТЬ:

  • Использовать идеи философии и социально-гуманитарных наук в познавательной и профессиональной деятельности

ВЛАДЕТЬ:

  • Навыками использования идей философии и социально-гуманитарных наук в познавательной и профессиональной деятельности

МОТИВАЦИЯ:

  • Готов использовать знания основ философии и социально-гуманитарных наук в познавательной и профессиональной деятельности

  • Готов систематизировать и критически оценивать основные идеи в философских, социально-гуманитарных текстах.

ПК 2: Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии управления и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий.


ЗНАТЬ:

  • Основы философии социальных наук

  • Новейшие тенденции и направления современной социологической теории

  • Методологию и методику социальных наук

УМЕТЬ:

  • Применять методологию и методы социальных наук к решению задач фундаментального и прикладного исследования

  • Осваивать новые методы исследования, применяемые в зарубежных и отечественных социологических практиках

  • Разрабатывать программу фундаментального или прикладного исследования

ВЛАДЕТЬ:

  • Навыками современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

  • Методами анализа социологической информации при помощи современных компьютерных программ


МОТИВАЦИЯ:

  • Готов применять различные способы анализа социологической информации с целью повышения качества социальных исследований

  • Готов участвовать в подготовке предложений по повышению качества программ социологических исследований

  • Готов участвовать в командной работе в целях обеспечения качественных социальных исследований




ПК 9: Обладать способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп.

ЗНАТЬ:

• социологические теории, применимые к изучению актуальных социальных проблем и идентификации потребностей и интересов социальных групп;

• современные методы социологических исследований и возможности их применения;

• механизмы согласования потребностей и интересов социальных групп, а также приоритетов их развития.
УМЕТЬ:

• самостоятельно планировать и проводить социологическое исследование с целью изучения актуальных социальных проблем;

• разрабатывать мероприятия, направленные на решение актуальных социальных проблем.

ВЛАДЕТЬ:

• навыками подготовки и проведением фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

• способностью проведения самостоятельного исследования с целью изучения потребностей и интересов социальных групп.

МОТИВАЦИЯ:

• готов применять знания и навыки подготовки и проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований;

• готов к совершенствованию знаний способов планирования мероприятий, направленных на решение актуальных социальных проблем.

ПК 12: Способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации в области социологии управления для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

(итоговый)

ЗНАТЬ:

  • Современные методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации в области социологии управления

  • Новейшие тенденции и направления сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации в области социологии управления

  • Методологию и методику социальных наук

УМЕТЬ:

  • Применять современные методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации в области социологии управления

  • Применять современные алгоритмы постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности

  • Разрабатывать программу фундаментального или прикладного исследования в области социологии управления

ВЛАДЕТЬ:

  • Современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации в области социологии управления

  • Способами постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности

МОТИВАЦИЯ:

  • Готов применять различные способы сбора и анализа социологической информации с целью повышения качества социальных исследований в области социологии управления

  • Готов участвовать в подготовке предложений по повышению качества социологических исследований в области социологии управления

  • Готов участвовать в командной работе в целях решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.




  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Объем дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часов, из которых 34 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (в т.ч. 16 ч. лекционных, 16 ч. – практических занятий, 2 часа - мероприятия промежуточной аттестации), 29 часов составляет самостоятельная работа обучающегося,
Содержание дисциплины (модуля)


Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе:

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы


Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Контактная работа

Консультации

Всего

Тема 1. Теоретические подходы к мотивации персонала: ранние и содержательные концепции. Возможность применения теорий мотивации на практике.




4

4










7

Тема 2. Диагностика мотивации персонала в организациях. Методы исследования мотивации персонала в современных организациях.




4

4










8

Тема 3. Изучение трудовой мотивации в трансформирующейся России




4

4










7

Тема 4. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей и наёмных работников, персонала государственных и бюджетных организаций




4

4










7

В т.ч. текущий контроль

2



















Промежуточная аттестация - 2 часа - экзамен, курсовая работа























4. Образовательные технологии включают:

А) в рамках контактной (аудиторной) работы различные виды активных/интерактивных форм проведения практических занятий: коллоквиум и семинары с обсуждением теоретических материалов; круглые столы (дискуссии, дебаты и т.д.); мини-конференция.

Б) в рамках внеаудиторной работы подготовка к практическим / семинарским занятиям: прочтение и анализ научной литературы по теме; написание эссе для дальнейшего обсуждения; выполнение разноуровневых индивидуальных /групповых заданий; написание реферата; подготовка презентации по теме реферата в рамках мини-конференции.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Задания к теме 1.

А) Дискуссия

Подготовка и проведение дискуссии на тему: «Вклад социологов-бихевиористов в развитие школы поведенческих наук и изучение трудовой мотивации (Дж. Б.Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Дж. К. Хо­ман­са, П.М. Блау, Р. М. Эмер­со­н и др.). Возможность применения теорий мотивации на практике».

В группах по три человека рассмотрите последовательно ранние и содержательные концепции мотивации. Определите основное назначение каждой теории, возможности и ограничения в использовании на практике. Результаты своей работы вынесите на дискуссию на практическом занятии.
Б) Разработка социологического инструментария (анкета)

На основе знаний теорий А. Маслоу и Д. МакКлеланда. Разработайте анкету для изучения потребностей работников в организации В анкете должно быть не менее 12-15 вопросов (открытых и закрытых), паспортичка, инструкция.

Апробация инструментария происходит через перекрёстный опрос студентов. Имеющиеся недочёты в формулировках вопросов выносятся на обсуждение у группе.
В) Решение кейса «Теория справедливости на практике».

Прочитайте описание ситуации. Перескажите текст и выделите в нем главные идеи. На основе знаний процессуальных концепций мотивации ответьте на вопрос.

Описание:

В одном из подразделений Московского метрополитена (технической лаборатории) работает коллектив в основном женского пола примерно одной возрастной категории (45-55 лет), с высшим образованием на инженерных должностях, с примерно одинаковыми должностными окладами. В течение 15 лет ими руководила пожилая женщина, применявшая авторитарные методы руководства, благодаря чему в коллективе соблюдалась дисциплина труда, но эффективность работы была крайне низкой.

Сотрудники других подразделений, посылавшие документацию в эту лабораторию для проведения экспертизы, ждали результатов в течение нескольких лет, так как никакой мотивации к труду у сотрудниц лаборатории не было. Когда их руководительница ушла на пенсию, то руководство службы, которой подчиняется лаборатория, выбрало из их среды толковую сотрудницу и поставило на должность начальника лаборатории. Это, естественно, спровоцировало недовольство и возникновение конфликтных ситуаций в коллективе, так как каждая сотрудница считала себя вправе занять эту должность. Для разрешения этой ситуации руководство службы сделало следующий шаг. Оно повысило должностные оклады всем сотрудникам лаборатории до верхнего предела в рамках инженерной категории (в среднем на 1500 рублей).

После такого материального стимулирования эффективность работы сотрудниц резко повысилась, что было замечено всеми сотрудниками смежных подразделений. Документация, годами лежавшая без движения, проверялась за несколько дней, и, кроме того, сотрудницы сами инициировали увеличение объемов работы, прося прислать новые документы. Такая эффективная работа продолжалась около одного квартала, затем все вернулось к прежнему положению вещей.

Вопросы:

  1. Чем объясняется сложившаяся ситуация?

  2. В чем заключается ошибка руководства?


Г) Работа с кейсом «Эксперимент на предприятии «Вольво» (Кравченко А.И. История менеджмента Учебное пособие для вузов — 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2007. – С. 359-362. Доступ через: http://elibrary.ru/item.asp?id=19815841).

Прочитайте описание ситуации. Перескажите текст (при необходимости прочитайте ситуацию ещё несколько раз). Выделите главные идеи, представленные в тексте. На основе знаний характеристик школ научного управления и демонстрируя понимание ситуации, ответьте на предложенные вопросы.
Д) Дискуссия на тему: «Возможность применения теорий мотивации на практике».

В группах по три человека рассмотрите последовательно ранние и содержательные концепции мотивации. Определите основное назначение каждой теории, возможности и ограничения в использовании на практике. Результаты своей работы вынесите на дискуссию на практическом занятии.

Рекомендуемая литература:

  1. Антонова Н.В. Психология управления: учеб. пособие / Н. В. Антонова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 269 с. – Доступ через: http://www.studentlibrary.ru

  2. Бакирова, Г. Х. Психология развития и мотивации персонала [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г. Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 439 с. Доступ через: http://znanium.com

  3. Доминяк В.И. Возможность реализации мотивов как предпосылка организационной лояльности (Научно-технические Ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. СПб, 2011, Том: 2, № 124. С. 105-108. Доступ через: http://elibrary.ru/item.asp?id=16896414).

  4. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 378 с. Доступ через: http://znanium.com

  5. Мотивация - основа упр. человеческими ресурсами (теор. и практ. формир. мотивир. орг. среды и созд. единой сист. мотив. комп.): Моногр./ А.Е.Боковня М:НИЦ Инфра-М, 2013-144с. Доступ через: http://znanium.com

  6. Ричи, Ш. Управление мотивацией [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ. [Е. Э. Лалаян]; под ред. Е. А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 399 с. Доступ через: http://znanium.com

  7. Шарипов Ф. В. Психологические основы менеджмента: учеб. пособие по дисциплине регион. составляющей специальности "Менеджмент орг." / Ф. В. Шарипов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 293 с. – Доступ через: http://www.studentlibrary.ru


  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconРабочая программа дисциплины (модуля) категории населения сферы социальной...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconРабочая программа дисциплины организация, управление и администрирование...
Место и цели дисциплины (модуля) в структуре опоп. Дисциплина относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)», является обязательной...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» icon10” марта 2000 г. Регистрационный номер 30 тех/бак государственный...
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 02. 03. 2000 г

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconКарта результативности профессиональной деятельности педагогического...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Фгос впо по направлению подготовки 030900. 62 Юриспруденция утвержден приказом Минобрнауки от 4 мая 2010 г. №464

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Фгос впо по направлению подготовки 260100 «Продукты питания из растительного сырья» утвержден приказом Минобрнауки от 25. 01. 2010...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconОбразовательная программа по направлению 230100
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направление подготовки дипломированного специалиста...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconПрограмма научный семинар подготовки магистров по программе "Финансовый...
...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconПеречень образовательных программ (специальностей), реализуемых в...
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconДипломированного специалиста
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconДипломированного специалиста
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconА. Г. Свинаренко 18 января 2006 г
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconСогласовано
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03....

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconОбразования и науки российской федерации утверждаю
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­12...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconОбразования и науки российской федерации утверждаю
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­12...

Исследование мотивации персонала в современных организациях уровень высшего образования магистратура Направление подготовки / специальность 39. 04. 01- направление «Социология» iconА. Г. Свинаренко 18 января 2006 г
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. №4


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную