Международное бюро труда, Женева


страница1/45
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
Международное бюро труда, Женева

Инспекция труда

Введение в профессию



Вольфганг фон Рихтхофен


Авторское право Международная Организация Труда 2002 г.

Впервые опубликовано в 2002 г.
Публикации Международного Бюро Труда обладают авторским правом в соответствии с Протоколом к Всеобщей Конвенции по авторскому праву. Однако краткие выдержки из них могут воспроизводиться без разрешения, при условии указания источника. За правом на копирование или перевод, следует обращаться в Бюро Публикаций (права и разрешения) Международного бюро труда по адресу: СН-1211, Женева 22, Швейцария. Также обращения приветствуются Международным бюро труда.

Библиотеки, институты и другие пользователи, зарегистрированные в Соединенном Королевстве Агентством по авторским правам по адресу: 90 Totteham Court Road, Лондон WIP 4 LP [Fax: (+44)(d) 20 7831500; email: ], в США - центром Авторского права по адресу: 222 Rosewood Drive, Danvers, MA 01923 [Fax: (+1) (978) 750 44 70; email: ], или в других странах в соответствующих организациях по авторским правам, могут делать фотокопии в соответствии с выданной им для этой цели лицензией.
Рихтхофен, фон В.

Инспекция труда: введение в профессию Женева,

Международное бюро труда, 2002
Инспекция труда. 04.03.5

ISBN 92-2-112710-9

Данные Международной организации труда о публикуемых каталогах .
Используемые в публикациях Международной организации труда имена и представленный в них материал - в соответствии с практикой ООН, - не отражают какой-либо точки зрения Международного бюро труда в отношении правового статуса любят страны, края, территории и ее властей или же в вопросах определения границ.

Ответственность за точку зрения, отлаженную в подписанных статьях, трудах и других материалах полностью возлагается на их авторов, и публикации не являются одобренной точкой зрения Международного бюро труда.

Ссылка на названия фирм, и коммерческих продуктов и процессов не подразумевает одобрения их действий Международного бюро труда и каждый случай, когда следует названия конкретной фирмы, коммерческого продукта или процесса не является знаком их неодобрения.

Публикации Международной организации труда можно получить через основных продавцов книг или через местные бюро Международной организации труда во многих странах или же напрямую от издателя материалов МОТ, Международного бюро труда, которое находится по адресу: СН-1211 Женева 22, Швейцария. Каталоги и списки новых публикаций можно получить бесплатно по вышеуказанному адресу или по электронной почте: .
Предисловие

Действенная и эффективная инспекция труда является необходимой составляющей любого цивилизованного правительства и любой преуспевающей страны. В начале 21-го столетия эта составляющая также действительна и имеет силу, как и в начале 19-го века, когда создавалась инспекция труда.

Целью Международной ассоциации инспекций труда (МАИТ) является содействие сотрудничеству среди ее членов во всем мире, обмен информацией о наиболее успешных достижениях в различных странах, усиление и развитие инспекционных систем как с пользой для работодателей, так и для трудящихся.

С момента своего создания свыше 30 лет назад, Международная ассоциация инспекций труда плодотворно сотрудничает с Международной организацией труда. Ее деятельность, как и деятельность МОТ, основывается на ряде общих принципов и ценностей, заключенных в международных Конвенциях и Рекомендациях, относящихся к охране труда в целом и, в частности, к инспекции труда.

Поэтому я с большим удовольствием приветствую и одобряю публикацию этой новой обстоятельной и авторитетной работы МОТ по вопросам инспекции труда. Она обращена к профессии, и, таким образом, подчеркивает неоспоримый факт, что инспекция труда является профессией, требующей специальной подготовки, компетенции и преданности делу.

Международная ассоциация инспекций труда определенно стремится помочь распространить эту книгу, которая спустя 30 лет после последней значительной публикации Международной Организации Труда по данному предмету, восполняет образовавшуюся брешь.
Герд Альбрахт

Президент

Международной ассоциации инспекций труда

Январь 2002 г.


ОБ АВТОРЕ
Вольфганг Фрайгер фон Рихтхофен изучал право, экономику, политические науки и индонезийскую антропологию в Берлинском, Боннском и Хайдельбергском университетах в Германии и стал адвокатом в Верховном суде Берлина в 1973 году.

В его профессиональную карьеру за последний более чем 20-летний период входят должность заместителя директора Центра социо-экономического развития Немецкого фонда международного развития, Берлин; и в Международной организации труда - главного специалиста по вопросам регулирования трудовых отношений в бывшем отделе регулирования трудовых отношений и Координатора по развитию систем инспекции труда, SafeWork - Целевой программы МОТ по вопросам безопасности, здоровья и окружающей среды.

В течение многих лет он является автором, редактором и участником многочисленных публикаций по вопросам инспекции труда. Он является членом Жюри по присуждению премий за безопасный труд в Германии. Он является главным лектором по вопросам инспекции труда в Администрации африканского регионального центра по вопросам труда (ARLAC), в Хараре, Зимбабве, а также является выездным лектором по вопросам сравнительной охраны труда в Ганноверском Университете, Германия и по вопросам регулирования трудовых отношений на Факультете заочного обучения (Раскинский колледж) в Оксфордском Университете, Великобритания.


ВВЕДЕНИЕ
Вопросы инспекции труда находятся в повестке дня Международной организации труда с момента создания организации более 80 лет тому назад. В 1919 году на самой первой Международной конференции труда (МКТ) были приняты в форме рекомендации международные нормы труда для инспекции труда. На последующих Международных конференциях труда продолжалось обсуждение норм, закончившееся в 1947 году принятием основополагающего инструмента Международной Организации Труда по данному вопросу, - Конвенции об инспекции труда в промышленности и торговле (№81). Основываясь на серьезном исследовании, проведенном в конце 1960-х годов, Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве (№129) была принята в 1969 году*. Однако эта нормотворческая деятельность и общие дискуссии по инспекции труда отдельным вопросом на последующих Международных конференциях труда никак не были отмечены в подобном ряде публикаций МОТ по данному вопросу. В 1972 году было опубликовано руководство под названием "Инспекция труда: цели и практика", объединившее в себе знания по вопросам инспекции труда, накопленные за первую половину двадцатого столетия и, в частности, эволюционные преобразования, происшедшие после 2-й мировой войны. Это руководство является стандартом Международной организации труда по инспекции труда почти 30 лет. На сегодняшний день оно значительно устарело, хотя все еще является полезным для работы документом.

_________________________

Примечания:

* Действующие параграфы основных международных норм труда по инспекции труда приведены в Приложении I.
В последующие публикации Международной организации труда входят: 1985 г. - "Инспекция труда: общий обзор Комитета экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций";1986 г. - "Инспекция труда, Руководство по обучению рабочих";1991 г. - "Международные нормы по инспекции труда"; и серия публикаций Отдела регулирования трудовых отношений по данной тематике - часто носящие отраслевой характер, такие как: инспекция труда в нефтяной промышленности, в строительной индустрии и в сфере некоммерческих услуг**. В 1995 году Международной конференцией труда был принят Протокол к Конвенции №81, охватывающий услуги некоммерческого сектора(3), и не так давно, в 1996 году, вопрос инспекции труда в морском флоте был включен в повестку дня специальной сессии Международной конференции труда, целью которой было принятие Конвенции об Инспекции условий труда и быта моряков 1966 г. №(178).

_________________________

** См. библиографию, раздел III.(3) См. Приложение I.
Однако, начиная с 1970-х годов (возможно, впервые в Соединенном Королевстве после появления доклада Робенса, а затем и в других странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР), произошли серьезные изменения и значительное развитие как политики, так и практики инспекции труда. В результате изменений, происшедших в Центральной и Восточной Европе, целая система, существовавшая в бывших странах планово-централизованной экономики, исчезла. Возникли совершенно новые стратегии: "внутреннего контроля" в Норвегии и Швеции или слияния частей социального страхования (компенсации для рабочих) со службами инспекции в некоторых штатах Австралии, Новой Зеландии и в других местах; концепция системы управления охраной труда.

Включение в повестку дня деятельности МОТ понятия достойного труда и ответа на глобализацию возлагает на инспекцию труда целый ряд новых обязанностей. Это выражается в известном сегодня "Достойный труд - это безопасный труд".

Разные уровни социально-экономического развития различных регионов и стран-участниц Международная Организация труда требуют, следовательно, все более полного отражения изменяющейся роли систем и служб инспекции труда в 21-м веке. Некоторые основные пути экономического развития технологии и социальных структур на рынке труда на национальном уровне и на уровне отрасли и предприятия, которые напрямую могут влиять на инспекцию труда, включают:

· последствия глобализации;

· рост числа малых независимых предприятий, за которыми все труднее и труднее осуществлять эффективный надзор в рамках незначительных ресурсов;

· продолжающуюся тенденцию среди предприятий существовать лишь в короткий промежуток времени, изменяя свою форму и право собственности и становясь географически более мобильными (как на национальном, так и на международном уровне);

· рост различных форм "теневой экономики" во всем мире;

· появление "виртуальных" сетей предприятий, где люди делают то, что они могут делать лучше всего;

· виртуальных работодателей, мини и микро-работодателей ("зависимых независимых") и проблему для инспекции труда держать их в поле зрения и влиять на их рабочую окружающую среду;

· давление конкурентов и стоимости, что, вероятно, увеличится и станет доминирующим, продолжая наносить вред социальным соображениям;

· изменения на рынке труда, такие как: укороченные или удлиненные часы работы; увеличение числа нетипичных или опасных трудовых отношений; "работники", работающие сразу на нескольких работодателей; "снижение" уровня работы; новые формы субконтрактов и их влияние на традиционные концепции охраны труда; ненадежность занятости, ведущая к повышению стрессов и уменьшению солидарности среди работников, а также уменьшению соучастия;

· новые формы организации работы и, следовательно, новые структуры социальных отношений на предприятиях, порождающие проблемы в новых и незнакомых областях и в вопросах, возникающих из взаимодействия международных традиций и технологий.

Однако на инспекцию труда, вероятно, будут оказывать влияние уравновешивающие тенденции. Отсутствие безопасности может привести к возрастающей потребности в защите и необходимости более решительного государственного вмешательства и контроля. После отмены установленных правил и приватизации может появиться потребность "принятии заново инструкций и предписаний", если задачи, которые государство отказалось решать, не могут быть отрегулированы рыночными силами. Может возрасти необходимость в совместимости и равенстве международных норм и уровней защиты, а также в усилении справедливости. Вторичный (производственный) сектор будет продолжать сокращаться. В результате больше внимания будет уделяться новым рискам в третичном секторе (услуги), и предприятия будут рассматривать хорошие социальные отношения и управление рисками как возможность установления контроля за ценами и сокращения потерь. Следовательно, они будут стараться выстроить плодотворные совместные рабочие отношения на рабочем месте и со службами инспекции труда.

Для служб инспекции труда эти и другие тенденции будут иметь существенные и многочисленные последствия, многие из которых еще не без труда понимаются. Системы инспекции, в частности, управляющие такими службами, должны будут серьезно анализировать и понимать разные силы, движущие экономические, социальные, экологические и технологические преобразования. Им придется овладеть способностью реагировать быстро, гибко и в ожидаемом стиле для решения этих проблем. Будет необходимо отказаться от негибкого узкого подхода, основанного на единственной специализации (правовой, технической, медицинской, социальной), в пользу действительно интегрированного видения и совершенствовать понимание конкретных факторов, влияющих и способствующих более совершенной охране труда.

Эта обстоятельная публикация Международной организации труда об инспекции труда подготовлена для оказания содействия профессиональным инспекторам труда в странах-участницах понимать, ожидать и эффективно справляться с экономическими и социальными переменами в мире труда. Эта книга проводит читателя по четырем разделам. В разделе I приводится история вопроса, в ней обсуждаются некоторые основные направления и проблемы и как справляются с этими проблемам руководители профессионально действующих инспекций труда. В разделе II представлены вопросы политики в международном контексте. Раздел III рассматривает тематические аспекты организации и управления службами инспекции.

Раздел IV исследует некоторые основные отраслевые проблемы, с которыми сталкиваются инспекторы труда во всем мире. Различие отрасли ставят одинаковые проблемы инспекции труда и требуют особого регулирования и различных решений. Например, каким образом любая инспекция труда, имея ограниченные ресурсы, сможет реально и эффективно следить за условиями труда среди большого числа малых и средних предприятий (СМП), которые имеют большинство рабочих мест, и множатся ежедневно во всех странах мира? Этот вопрос является предметом обсуждения на встречах и конференциях. Тем не менее, на практике в различных странах было выработано много эффективных стратегий. Поэтому в разделе IV представлен анализ проблем и потребностей малых и средних предприятий и краткое изложение проверенного многими различными инспекциями опыта. Само собой подразумевается, что представленные варианты не являются готовыми решениями, на практике каждой инспекции труда необходимо будет выбрать и специально приспособить подходящую для ее собственных учреждений стратегию, исходя из сегодняшних приоритетов, культуры и ресурсов.

Детский труд требует особого понимания обстоятельств для его появления. Необходима решительность, чтобы покончить с эксплуатацией детей, облегчить страдания и улучшить долю многих миллионов детей. Конвенция об искоренении наихудших форм детского труда (№182) была принята в 1999 году с целью ликвидации наиболее опасных форм детского труда. Вне всякого сомнения роли инспекции труда придано новое измерение в этом контексте.

Как и в сельском хозяйстве, термин охватывает огромное разнообразие видов деятельности по всему миру, тем не менее, есть схожести в вопросах высоких рисков, опасности для детей и семей и изоляции отдельных служб. Все эти вопросы требуют снова либо особого внимания, либо еще большего акцента в конкретных направлениях политики и других различных согласованных стратегий.

Сектор некоммерческих услуг, появившийся в рамках Конвенции №81 по Протоколу 1995 года, представляет особую проблему для инспекторов труда. Правительственные департаменты, университеты, медицинские службы, вооруженные силы или тюремные службы в большинстве своем оказались неготовыми быть проверяемыми инспекциями труда. Для того чтобы достичь результатов в этом секторе, необходимо наличие как понимания, так и непрерывного давления.

Таким образом, цель этой книги - собрать, проанализировать и сделать доступным для социальных партнеров Международной организации труда и особенно для заинтересованных профессионалов во всем мире авторитетный справочник по вопросам инспекции труда, ее основополагающим принципам, проблемам, с которыми ей, вероятно, придется столкнуться в начале нового столетия и основным аспектам ее роли, масштаба, политики, организации, управления и функции. Акцент был сделан на последние тенденции глобального развития в этой области и на лучшие практических мероприятий, проводимых в различных странах для решения приведенных выше проблем.

Подводя итог, можно сказать, что целью этой книги является:

· дать представление о реакции трудовых инспекций на проблемы защиты труда в глобализирующемся мире, будь они экономические, социальные или технологические;

· описать усовершенствованные пути по решению старых и новых проблем, стоящих перед инспекциями труда, что касается основных политических, организационных, управленческих и отраслевых вопросов;

· определить и проанализировать наилучшие примеры практического опыта некоторых высококвалифицированных инспекционных систем в странах-членах Международной организации труда;

· распространить результаты этих размышлений в качестве источника по руководству и получению справочного материала для трехсторонних партнеров Международной организации труда;

· подчеркнуть первостепенное значение для инспекции труда развивать превентивные возможности, способствовать созданию культуры предотвращения опасных случаев в мире труда; и

· подчеркнуть необходимость принятия профессионального подхода к инспекции труда, действительно сделать инспекцию труда по праву профессией.

Это руководство обращается к руководителям труда через системы инспекции. Она предназначена быть полезной инспекторам, специалистам по охране труда в правительстве, организациях работодателей и трудящихся и их представителям на предприятиях, исследователям, экспертам и другим профессионалам, и, наконец, обществу.


Юкка Такала,

Директор,

Целевая программа

по безопасности и гигиене труда

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Международное бюро труда, Женева iconБезопасность и охрана труда при лесотехнических работах
Для получения прав воспроизведения или перевода необходимо обратиться в Отделение Публикаций (Права и Разрешения), Международное...

Международное бюро труда, Женева iconБезопасность труда при работе с химическими веществами
Для получения прав воспроизведения или перевода необходимо обратиться в Отделение Публикаций (Права и Разрешения), Международное...

Международное бюро труда, Женева iconДокумента
Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С....

Международное бюро труда, Женева iconМеждународное Бюро Труда Женева Охрана труда и здоровья дисплеи
Международная Программа по улучшению условий труда и окружающей среды (ПУ) была начата Международной Организацией Труда в 1976 по...

Международное бюро труда, Женева iconМеждународное Бюро Труда Женева Охрана труда и здоровья использование лазеров на рабочем месте
Международная Программа по улучшению условий труда и окружающей среды (ПУ) была начата Международной Организацией Труда в 1976 по...

Международное бюро труда, Женева iconИнструкция мот факторы окружающей среды на рабочем месте бюро международной организации труда
Бюро Публикаций (права и разрешения) мот по адресу: ilo publications Bureau (Rights and Permissions), International Labour Office,...

Международное бюро труда, Женева iconМеждународная Организация Труда Женева безопасность труда при работе с асбестом
По вопросам получения прав на воспроизведение или перевода обращаться по адресу: The Publications Branch (Rights and Permissions),...

Международное бюро труда, Женева iconСубрегиональное бюро для стран восточной европы и центральной азии
Центральная тема Всемирного дня охраны труда 2007 года воплощение идей достойного труда на практике создание безопасных и здоровых...

Международное бюро труда, Женева icon"Общероссийский классификатор занятий. Ок 010-93" (утв. Постановлением...
Разработан Институтом труда Министерства труда Российской Федерации (нии труда), Центральным бюро нормативов по труду (цбнт), Всероссийским...

Международное бюро труда, Женева iconУтвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N...
Разработан Институтом труда Министерства труда Российской Федерации (нии труда), Центральным бюро нормативов по труду (цбнт), Всероссийским...

Международное бюро труда, Женева iconИнструкция бюро о порядке заключения адвокатами бюро соглашений об...
Гражданского Кодекса РФ. Тексты соглашений об оказании юридической помощи в бюро являются унифицированными, дополнительные права...

Международное бюро труда, Женева iconУтвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г....
Разработан Институтом Труда (нии труда) Минтруда России, Центральным бюро нормативов по труду (цбнт) Минтруда России, Всероссийским...

Международное бюро труда, Женева iconИнструкция
На должность начальника бюро социологии труда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности...

Международное бюро труда, Женева iconПриказ Минздрава СССР от 11 марта 1988 г. N 203 "Об организации патологоанатомических бюро"
Тамбовского, Челябинского, Хмельницкого областных патологоанатомических бюро, организованных в соответствии с Приказом Минздрава...

Международное бюро труда, Женева iconРоссийской федерации постановление
Межотраслевые нормы времени на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ, разработанные лабораторией экономики...

Международное бюро труда, Женева iconРоссийской федерации постановление
Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную