Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз "о радиационной безопасности населения" Е. А. Белокрылова


страница1/25
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 9 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 3-ФЗ

"О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Е.А. БЕЛОКРЫЛОВА
Под редакцией

доктора юридических наук

А.П. АНИСИМОВА
Белокрылова Екатерина Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, аграрного и природоресурсного права, руководитель Центра по экологическому праву и политике Института права Удмуртского государственного университета, председатель региональной экологической общественной организации "Правозащита", член экспертных советов ряда общественных экологических экспертиз по объектам уничтожения вооружений, правовой консультант Удмуртского регионального представительства и информационных центров Российского Зеленого Креста по проблемам правового сопровождения процесса разоружения на территории Удмуртской Республики.
Рецензент
Боголюбов Сергей Александрович - доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Научно-практический редактор
Анисимов Алексей Павлович - доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ современного права ФГОУ ВПО "Волгоградская академия государственной службы".
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА НА КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 9 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 3-ФЗ

"О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
Радиационная безопасность представляет собой комплексный правовой институт, являющийся синтезом отношений в области экологической, промышленной и техногенной безопасности, основными задачами которого являются разработка критериев для оценки ионизирующего излучения как вредного фактора воздействия на человека и окружающую среду, а также анализ способов оценки и прогнозирования радиационной обстановки и путей приведения ее в соответствие с выработанными критериями безопасности на основе создания комплекса технических, медико-санитарных и административно-организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в условиях применения источников ионизирующего излучения в различных областях общественной жизни.

Со времен открытия учеными явления радиационной активности частиц прошло уже более ста лет, и в настоящее время практически не осталось областей, в которых не применялись бы источники ионизирующего излучения, - промышленность, медицина, оборонный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, наука, где активно используются ядерные энергетические объекты, мощные и малые гамма-стационарные и передвижные установки, аппараты лучевой терапии, дефектоскопы, измерители и сигнализаторы, электрокардиостимуляторы и счетчики предметов.

Отношения в области радиационной безопасности непосредственным образом связаны с ядерной безопасностью, поскольку именно с момента создания атомной промышленности возник комплекс теоретических и практических задач, связанных с уменьшением возможности возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на радиационно опасных объектах.

Несмотря на катастрофические социально-демографические и экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС, она оказала огромное влияние на переоценку уровня безопасности в данной сфере деятельности, разработку и внедрение дополнительных мероприятий по повышению культуры ядерной безопасности и новых методов радиационной защиты.

Сущность деятельности, связанной с ионизирующими источниками излучения, определяется тем, что с ними связан риск причинения потенциального экологического вреда и нанесения радиационного ущерба обществу и окружающей среде. Поэтому вопросы развития атомной и ядерной энергетики в промышленности, медицине и иных отраслях неразрывно связаны с проблемой радиационной защиты персонала, населения и окружающей среды. При этом необходимо учитывать характеристики поля ионизирующего излучения, физические величины, определяющие последствия воздействия излучения на организм человека, окружающую среду, а также методы и средства их измерения.

Свойства и особенности воздействия ионизирующего излучения определяют специфику разработки методов защиты, к которым относятся нормирование дозиметрических величин, разработка системы профилактических и иных мероприятий, подготовки квалифицированных кадров, а также правового регулирования, связанного с обеспечением радиационной безопасности и охраны окружающей среды.

Законодательную основу отношений в области обеспечения радиационной безопасности населения составляет Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон), которым устанавливается совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, технологических и иных мероприятий, направленных на поддержание безопасного функционирования техногенных источников радиоактивного излучения (промышленные, производственные или хозяйственные объекты, где происходит обращение с радиоактивными элементами и веществами), исключающих возникновение радиационных инцидентов, аварий и катастроф в целях обеспечения техногенной, экологической, территориальной и в целом национальной безопасности государства и общества.

Представленный комментарий является первым комплексным исследованием Закона, отражающим особенности государственного управления, контроля и надзора за обеспечением радиационной безопасности населения, полномочий федеральных и региональных органов в указанной сфере, раскрывающим основные требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды, а также при обеспечении радиационной безопасности граждан при проведении медицинских радиологических процедур.

В комментарии детальным образом проанализированы отношения в области радиационной защиты, при которой решаются такие функциональные задачи, как уменьшение уровня облучения персонала и населения (в крайнем случае, до нормативного, регламентируемого предела на основе системы мероприятий: технических (создание защитных ограждений, автоматизация технологического процесса, очистка выбросов от радиоактивных веществ), медико-санитарных (обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, снабжение местных штабов гражданской обороны средствами защиты населения), организационных (создание системы своевременного информирования и оповещения населения, аварийно-спасательных формирований, специального графика работы в условиях повышенного облучения и пр.)).

Автором комментария отдельно выделяются особенности защиты населения и персонала от негативных последствий радиационных аварий, особое внимание уделяется порядку организации медицинской помощи и прогнозу медико-санитарных последствий возможных радиационных аварий на объектах, использующих источники ионизирующего излучения, подготовке медицинских сил и средств к ликвидации их последствий, в том числе в начальный период, медицинскому обеспечению (сопровождению) проведения защитных мероприятий (укрытие, йодная профилактика, эвакуация и др.), а также санитарно-гигиеническому обеспечению указанной деятельности.

В комментарии подчеркивается, что основным объектом защиты и правового регулирования Закона выступает право граждан на радиационную безопасность, под которым следует понимать предусмотренное действующим законодательством право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на устойчивую защиту жизненно важных интересов от негативного воздействия сверх установленных нормативов техногенных источников ионизирующего излучения и природных радионуклидов, на охрану здоровья при осуществлении медицинских рентгенологических процедур, а также на обеспечение прав, свобод и законных интересов в случае возникновения радиационной аварии и ликвидации ее последствий.

В комментарии раскрываются основные гарантии реализации указанного права, которое обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения сверх установленных норм, правил и нормативов, а также за счет выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

В системе указанных гарантий следует выделить необходимость соблюдения основных принципов обеспечения радиационной безопасности - нормирования, обоснования и оптимизации всеми субъектами, на которые распространяется механизм действия Закона, - федеральными и территориальными органами власти и управления, осуществляющими подготовку, принятие и реализацию решений в области обеспечения радиационной безопасности, предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

В комментариях к отдельным статьям Закона автором перечисляются предусмотренные законодательством меры социальной поддержки граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, а также проблемы, возникающие в указанной области в свете реформирования современного законодательства в части выплат и компенсаций лицам, подвергшимся сверхнормативному радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., радиоактивного загрязнения вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Автор рассматривает особенности защиты прав граждан на возмещение вреда и убытков, причиненных их жизни и здоровью вредным воздействием ионизирующего излучения, и предусмотренные законодательством виды юридической ответственности за нарушение требований в области радиационной безопасности.

В заключение хотелось бы отметить, что представленный комментарий, адресованный работникам органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, использующих в своей деятельности источники ионизирующего излучения, членам общественных объединений, а также преподавателям и студентам высших юридических и иных учебных заведений, окажется полезным при его применении как в теоретической, так и в практической деятельности, поскольку представляет высокий научно-исследовательский и практический интерес и впервые многоаспектно исследует особенности правового механизма реализации и сферу действия Федерального закона "О радиационной безопасности населения".
Ведущий научный сотрудник НИИ современного права

Волгоградской академии государственной службы,

доктор юридических наук

А.П.Анисимов
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, большая часть которых представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при радиационных авариях на указанных объектах проживают свыше 90 млн. жителей РФ <1>.

--------------------------------

<1> См. Постановление Правительства РФ от 6 января 2006 г. N 1 "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года".
В 1949 - 1956, 1957 и 1967 гг. в результате радиоактивного загрязнения вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча радиоактивному загрязнению подверглись около 23,5 тыс. кв. км территорий Уральского региона. Были изъяты из землепользования 119 тыс. гектаров земель и переселены из радиоактивно загрязненных населенных пунктов в другие районы 18,5 тыс. человек.

Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в ликвидации последствий которой приняли участие более 200 тыс. человек, были загрязнены более 56 тыс. кв. км территорий, входящих ныне в состав территории РФ, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда.

Наблюдающийся рост и существенное изменение радиационного фона в Алтайском крае и Республике Алтай было вызвано испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1962 гг.

Последствия радиационных катастроф и инцидентов явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.

Указанные факты свидетельствовали о крайней необходимости правового урегулирования отношений, связанных с функционированием радиационно опасных объектов в целях качественного обеспечения радиационной безопасности их персонала, населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам, деятельность которых связана с осуществлением ионизирующего излучения (зонах наблюдения), а также окружающей среды.

Начиная с 1991 г. в Российской Федерации начинают постепенно складываться основы государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности. Прежде всего это происходит на ведомственном уровне путем издания органами власти, осуществляющими государственный контроль и надзор в области безопасного осуществления деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, ряда санитарных и гигиенических стандартов, правил и нормативов. Затем 5 декабря 1995 г. Государственной Думой РФ принимается Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", который в настоящее время, несмотря на множество противоречий, пробелов и коллизий, является основным нормативно-правовым актом, устанавливающим систему правовых, организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, медико-профилактических, воспитательных и образовательных мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований в области осуществления радиационно опасной деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, и создающим правовые гарантии реализации прав граждан на радиационную безопасность.
9 января 1996 года N 3-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
1. В комментируемой статье устанавливаются основные термины и понятия, реализация которых распространяется на основные объекты и субъекты правового регулирования, а также определяются цели и задачи комментируемого Закона.

Прежде всего стоит отметить очевидную недостаточность понятийной и терминологической базы Закона, которая влечет ограничение сферы его действия и, как следствие, повышает пробельность и коллизионность в области правовой реализации указанных норм.

Содержание данной статьи представляется логичным дополнить такими понятиями, как "радиационный объект", "облучение" (аварийное, медицинское, природное, техногенное), "доза" (эффективная, эффективная ожидаемая, эффективная годовая, эффективная за период жизни (70 лет)), "детерминированные и стохастические эффекты облучения", "радиационный контроль", "радиационный мониторинг", "контрольный радиационный уровень", "радиационная защита", которые могли бы значительным образом детализировать понятие радиационной безопасности, составляющее правовое поле реализации Закона, на которое направлено его регулирование.

2. Радиационная безопасность является составляющей экологической и техногенной безопасности, которая, в свою очередь, включается в общее понятие безопасности - многоаспектной категории, которая может быть рассмотрена как национальная безопасность, т.е. безопасность многонационального народа РФ, а также безопасность личности, ее конституционных прав и свобод, обеспечение которых состоит в реализации правовых гарантий личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина, в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России <2>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconГосударственный комитет российской федерации по статистике постановление
Утвердить прилагаемые форму единовременного федерального государственного статистического наблюдения n 1-информатизация "Сведения...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconЗакону
Института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина (мгюа), специалист с 15-летним опытом работы...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПостановление от 26 апреля 2010 г n 40 об утверждении сп 6 2612-10...
Об утверждении сп 6 2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (оспорб-99/2010)"

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПриказ Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2 (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1996 года n 133-р "О реализации Федерального Закона "О...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconОрловская область муниципальное образование «город орёл» Администрация...
Орла единой государственной политики в области обучения населения по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПостановлением Госстандарта России от 1 февраля 1996 г. N 45 Дата...
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 1996 г. N 45

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconКомментарий к федеральному закону
Саратовской области, автор книг "Семейные споры", "Трудовые споры", "Усыновление и установление отцовства", комментариев к Федеральному...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПриказ от 4 апреля 1996 года о порядке разработки декларации безопасности...
Федеральным горным и промышленным надзором России определен Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПриказ мчс РФ от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении...
Мчс россии и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПриказ мчс РФ от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении...
Мчс россии и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПриказ мчс РФ от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении...
Мчс россии и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconПравила и нормы ядерной и радиационной безопасности требования к...
В настоящем документе приведены требования Госатомнадзора России к содержанию и форме отчета по обоснованию безопасности ас с реактором...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconАдминистративный регламент осуществления администрацией муниципального...
Услуги по информированию населения о первичных мерах пожарной безопасности определяет последовательность действий (административных...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconИнструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций...
Настоящий приказ действует в части не противоречащей Федеральному закону от 24 ноября 1996 года n 132-фз "Об основах туристской деятельности...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconСтатья 2
Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 г. N 201-фз настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2007 г и применяется к отношениям,...

Закону от 9 января 1996 Г. N 3-фз \"о радиационной безопасности населения\" Е. А. Белокрылова iconУтвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2003...
Высокоплотные (из свинцового стекла или из других материалов) окна радиационной защиты, имеющие все следующие характеристики, и специально...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную