Руководство по использованию требований Приложение Б


страница1/3
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Руководство
  1   2   3
Республиканский стандарт Республики Татарстан РСТ РТ СУР 64-31/1

"Системы управления ресурсосбережением.

Требования и руководство по применению"

(утв. Минэкономики РТ и ФГУ "Татарстанский центр стандартизации,

метрологии и сертификации" 6 сентября 2002 г.)
Содержание
Предисловие

Введение

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Требования к системе управления ресурсосбережением

4.1. Общие требования

4.2. Политика ресурсосбережения

4.3. Планирование

4.3.1. Аспекты ресурсосбережения

4.3.2. Законные и другие требования

4.3.3. Целевые и плановые показатели ресурсосбережения

4.3.4. Программа(ы) управления ресурсосбережением

4.4. Внедрение и функционирование

4.4.1. Структура и ответственность

4.4.2. Обучение, осведомленность и компетентность

4.4.3. Связь

4.4.4. Документация системы управления ресурсосбережением

4.4.5. Управление документацией

4.4.6. Управление операциями

4.4.7. Подготовленность к спорным ситуациям и реагирование на них

4.5. Проведение проверок и корректирующие действия

4.5.1. Мониторинг и измерения

4.5.2. Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия

4.5.3. Зарегистрированные данные

4.5.4. Аудит системы управления ресурсосбережением

4.6. Анализ со стороны руководства

Приложение А. Руководство по использованию требований

Приложение Б. Схема создания стандарта управления (СУ) "Ресурсосбережение"
Предисловие
Республиканский стандарт Республики Татарстан "Системы управления ресурсосбережением" подготовлен Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Центром стандартизации и метрологии Республики Татарстан.

Приложения А, Б являются только информативными.
Введение
Различного рода организации становятся все более заинтересованными в том, чтобы добиться достаточной эффективности производства и демонстрировать ее, контролируя свои затраты в т.ч. через политику ресурсосбережения с учетом своей политики и целевых показателей ресурсосбережения.

Они делают это в условиях все большего ужесточения законодательства, развития экономической политики и других мер, направленных на ресурсосбережение, а также в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами ресурсосбережения, включая устойчивое развитие.

Многие организации провели "анализ" или "аудит" ресурсосбережения, чтобы оценить свою ресурсоэффективность. Однако сами по себе эти "анализы" и "аудиты" могут быть недостаточными для того, чтобы обеспечить организации уверенность в том, что ее эффективность не только удовлетворяет, но и в дальнейшем будет удовлетворять требованиям, налагаемым законом и ее собственной политикой. Чтобы быть действенными, эти "анализы" и "аудиты" должны проводиться в рамках структурированной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью.

Республиканский стандарт, распространяющийся на управление ресурсосбережением, предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления ресурсосбережением, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления, с тем чтобы содействовать организациям в деле достижения экономических целей. Этот стандарт не предназначен для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

Настоящий республиканский стандарт устанавливает требования к системе управления ресурсосбережением. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и масштабов с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рис.1.
——>

————————————————————

—————|Постоянное улучшение| —————————————————

————————————————— ———————————————————— | Политика |

|Анализ со стороны| |ресурсосбережения|

| руководства | —————————————————

————————————————— ————————————

——————————————————— |Планирование|

|Проведение проверок| ————————————

| и корректирующее | ————————————————

| действие |——————| Внедрение и |

——————————————————— |функционирование|

————————————————
Рис.1. Модель системы управления ресурсосбережением

согласно данному стандарту

Успех системы управления зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система управления дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем, чтобы сформулировать ее политику ресурсосбережения и целевые показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого республиканского стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по ресурсосбережению при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.

Управление ресурсосбережением охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого республиканского стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления ресурсосбережением.

Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке высшим руководством предприятия. Следует отметить, что настоящий стандарт не устанавливает абсолютных требований к эффективности ресурсосбережения помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему.

Принятие и систематическое выполнение методов управления ресурсосбережением могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с ресурсосбережением. Чтобы достичь целевых показателей, система управления ресурсосбережением должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать эффективность такой технологии с точки зрения ресурсосбережения.

К настоящему республиканскому стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления ресурсосбережением.

Требования к системе управления ресурсосбережением, содержащиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливаться независимо от существующих элементов системы административного управления. В некоторых случаях появится возможность соответствовать этим требованиям путем адаптации существующих элементов системы административного управления.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе управления процессами ресурсосбережения в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о существенных воздействиях на процессы ресурсосбережения. Он применим к тем аспектам ресурсосбережения, которые организация может контролировать, и на которые она может, предположительно, оказывать влияние. Стандарт не устанавливает конкретных критериев эффективности ресурсосбережения.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:

а) внедрить, поддержать и улучшить систему управления ресурсосбережением;

б) удостовериться в своем соответствии сформулированной ею политике ресурсосбережения;

в) продемонстрировать это соответствие другим;

г) добиться сертификации/регистрации внешней организацией своей системы управления процессами ресурсосбережения;

д) самостоятельно определить соответствие такой системы настоящему республиканскому стандарту и самой заявить об этом соответствии.

Все требования, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для включения в любую систему управления процессами ресурсосбережения. Степень их применения будет зависеть от таких факторов как политика ресурсосбережения организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует. В приложении А настоящего стандарта содержится информативное руководство по использованию требований.

Область любого применения настоящего стандарта должна быть четко определена.

Примечание. Для простоты использования подпункты настоящего стандарта и приложения А имеют схожие номера. Например, в подпунктах 4.3.3 и А.3.3 рассматриваются целевые и плановые экологические показатели, а в подпунктах 4.5.4 и А.5.4 - аудит системы управления окружающей средой.
2. Нормативные ссылки
В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.
3. Определения
Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения. Для терминов "постоянное улучшение", "организация", "заинтересованная сторона" применяются определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.

3.1. Постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Примечание. Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) и заключения по результатам аудита (проверки), анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим.

3.2. Ресурсосбережение: Деятельность организации (3.12) по рациональному использованию всех ресурсов, включая электроэнергию, тепловую энергию, все виды материальных ресурсов, труд человека и их взаимодействие.

Примечание. В данном контексте понятие ресурсосбережение простирается от деятельности в пределах организации (3.12) и до глобальной системы.

3.3. Аспект ресурсосбережения: Элемент деятельности организации (3.12), ее продукции или услуг, который может влиять на ресурсоемкость производимых продукции и услуг.

Примечание. Важным аспектом ресурсосбережения является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие.

3.4. Воздействие ресурсосбережения: Любое отрицательное или положительное изменение ресурсоемкости, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации (3.12), ее продукции или услуг.

3.5. Система управления процессами ресурсосбережения: Часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания политики ресурсосбережения (3.9).

3.6. Аудит системы управления процессами ресурсосбережения: Систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных, с тем чтобы определить, соответствует ли система управления процессами ресурсосбережения (3.2), принятая в организации (3.12), критериям аудита такой системы, установленным данной организацией (3.12), а также сообщить результаты, полученные в ходе этого процесса, руководству.

3.7. Целевой показатель ресурсосбережения: Общий целевой показатель состояния ресурсосбережения, вытекающий из политики ресурсосбережения (3.9), который организация (3.12) стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

3.8. Эффективность ресурсосбережения (характеристики ресурсосбережения): Измеряемые результаты системы управления процессами ресурсосбережения, (3.5) связанные с контролированием организацией (3.12) ее аспектов ресурсосбережения (3.3), основанных на ее политике ресурсосбережения (3.9), а также на целевых и плановых показателях ресурсосбережения (3.7 и 3.10).

3.9. Политика ресурсосбережения: Заявление организации (3.12) о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей эффективностью ресурсосбережения (3.2), которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения (3.7 и 3.10).

3.10. Плановый показатель ресурсосбережения: Детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации (3.12) или ее частям, которое вытекает из целевых показателей ресурсосбережения (3.7) и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевые показатели.

3.11. Заинтересованная сторона: Лицо пли группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации (3.12).

Примечание. Группа может состоять из организации, ее части или нескольких организаций.

3.12. Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.

Примечания.

1. Распределение обычно бывает упорядоченным.

2. Организация может быть государственной или частной.

3. Настоящее определение действительно применительно к настоящему стандарту и к стандартам на системы менеджмента качества. Термин "организация" определен иначе в руководстве ИСО/МЭК 2.

3.13. Предотвращение расточительного использования ресурсов: Использование процессов, практических методов, материалов пли продукции, которые позволяют избегать расточительного использования ресурсов, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.

Примечание. Потенциальными выгодами от предотвращения расточительного использования ресурсов являются уменьшение ресурсоемкости продукции, повышение эффективности и снижение стоимости.
4. Требования к системе управления ресурсосбережением
4.1. Общие требования

Организация (3.12) должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему управления процессами ресурсосбережения (3.5), требования к которой приведены в пункте 4.

4.2. Политика ресурсосбережения

Высшее руководство должно определить политику ресурсосбережения (3.9) организации (3.12) и обеспечить, чтобы эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;

б) включала обязательство в отношении постоянного улучшения (3.1) процессов ресурсосбережения и предотвращения расточительного использования ресурсов (3.13);

в) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

г) предусматривала основу для установления целевых и плановых показателей ресурсосбережения (3.7, 3.10 и 4.3.3) и их анализа;

д) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;

е) была доступна для общественности.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Руководство по использованию требований Приложение Б iconМэк 51 (1990) "Руководство по включению в стандарты требований безопасности"...
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом электрификации сельского хозяйства (виэсх) и Всероссийским научно-исследовательским...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconРуководство по организации выполнения требований безопасности на...
Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами

Руководство по использованию требований Приложение Б iconТелятников Антон Александрович Желаемая должность: Директор, заместитель директора Зарплата
Принятие мер по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, максимально эффективному использованию их профессиональных знаний...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconРекомендации по использованию пиротехнических изделий
Постановления Правительства РФ от 19. 01. 98 №55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров", общих требований безопасности...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconРуководство по использованию "мобильного банка" Что такое "Мобильный...
Мобильный банк это комплекс услуг, предоставляемых Сбербанком России (далее Банком) посредством мобильной связи держателям международных...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconЕ. Н. Геворкян И. М. Реморенко 2017 г
Приложение Распределение по видам изданий 27 Приложение Бакалавриат, магистратура 31

Руководство по использованию требований Приложение Б iconВетеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду гост 26074-84 "Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconИнструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых...
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 декабря 2017 г. N 1614/пр

Руководство по использованию требований Приложение Б iconИнформационное сообщение
Приложение 1, 2). Аудит будет проводиться в соответствии с требованиями со 022-00 «Внутренние аудиты» и программой аудита (Приложение...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconУчебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по...
Шевченко Н. Ю. Электронная техника. Руководство к лабораторным работам: Учеб пособие / Волггту, Волгоград, 2006. – 52 с

Руководство по использованию требований Приложение Б iconПриказ от 26 сентября 2007 г n 157/о о мерах по реализации федерального...
Перечень требований к разработке расцененных описей работ (дефектных ведомостей) и смет на капитальный ремонт многоквартирных домов...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconРуководство по медицинской дезинсекции. Руководство. Р 5 2487-09 Утверждаю
Руководство предназначено для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, проводящих дезинсекцию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconНормы пожарной безопасности
Н. Б. Арбузов, д т н. А. Н. Баратов, к т н. А. Ф. Жевлаков, д т н. В. М. Николаев п п. 1; 3 31; к т н. В. А. Александров, М. Б. Филаретов,...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconУстановки пожаротушения и сигнализации
Н. Б. Арбузов, д т н. А. Н. Баратов, к т н. А. Ф. Жевлаков, д т н. В. М. Николаев п п. 1; 3 31; к т н. В. А. Александров, М. Б. Филаретов,...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconУстановки пожаротушения и сигнализации
Н. Б. Арбузов, д т н. А. Н. Баратов, к т н. А. Ф. Жевлаков, д т н. В. М. Николаев п п. 1; 3 31; к т н. В. А. Александров, М. Б. Филаретов,...

Руководство по использованию требований Приложение Б iconРуководство по подготовке коммерческого предложения и иной документации:...
Приложение 2-1 к Порядку проведения Конкурса по выбору компаний-поставщиков ипт в Филиалы Сбербанка России. II этап


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную