Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ


страница1/14
instryktsiya.ru > Инструкция по применению > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Правила по охране труда

при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

проект

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ (далее – Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении работ в дорожном строительстве, которые направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регулируют порядок организации правомерных действий работодателя и работника в области охраны труда.

Правила обязательны для исполнения работодателями – юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дорожные строительные и ремонтные работы, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

  1. Настоящие правила распространяются на новое строительство, ремонт автомобильных дорог, производственные базы и заводы, обслуживающие дорожное строительство (далее - строительство).

  2. Работодатель должен обеспечить контроль за соблюдением Правил. На основе Правил разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и видов выполняемых работ с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в установленном порядке (при наличии).

Инструкции по охране труда разрабатываются непосредственно руководителями структурных подразделений организаций (руководителями работ).

Пересмотр инструкций по охране труда должен производится при соответствующих изменениях действующего законодательства в области охраны труда, технологий, процессов, применяемых машин и оборудования у работодателя, но не реже одного раза в пять лет.

  1. В случае применения методов работ, материалов, технологической оснастки, оборудования и транспортных средств, не предусмотренных Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих действующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

  2. За нарушение требований настоящих Правил юридические и физические лица несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ)

Строительство земляного полотна автомобильных дорог

Валка, трелевка, раскряжевка леса

  1. Вырубку леса и кустарника на полосе отвода земли для строительства автомобильной дороги следует выполнять в пределах, определяемых проектно-сметной документацией.

Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) должны содержать организационно-технические решения безопасного производства работ в любое время года.

  1. В зоне валки деревьев на расстоянии 50 м от нее во всех направлениях должны быть установлены специальные переносные предупреждающие знаки “Проход и проезд запрещен! Валка леса”.

Ответственность за правильную установку предупреждающих знаков, их своевременное перемещение и расстановку сторожевых постов возлагается на руководителя работ (прораба, мастера).

  1. К валке леса не допускаются рабочие моложе 18 лет.

  2. На лесосеке, где производится рубка деревьев, не должны находиться посторонние лица. Присутствие руководителя работ обязательно.

  3. Рабочие, занятые на валке леса, уборке снега у деревьев и подготовке лесосек к рубке, должны быть снабжены защитными касками.

  4. До начала валки дерева вальщики должны подготовить инструмент и приспособления (клинья, вилки, багры, веревки, блоки), обеспечивающие безопасность работ.

При валке леса в зимнее время необходимо предварительно уплотнить снег вокруг сваливаемого дерева и протоптать дорожки под углом 45° (от дерева) длиной 4-5 м для обеспечения быстрого отхода от дерева в момент его падения.

  1. Валку деревьев диаметром более 30 см необходимо производить только путем подпиливания или подруба с последующим спиливанием.

Подпиливание или подруб нужно делать только с той стороны, в которую намечена валка дерева, но не с двух или нескольких сторон. Глубина подпиливания или подруба прямостоящих деревьев должна составлять не менее 1/4 толщины комля. Их нижняя плоскость должна быть перпендикулярна оси дерева, а верхняя сторона подруба - образовывать угол с нижней плоскостью 35-40°.

При подпиливании двумя параллельными резами расстояние между ними должно составлять не менее 3/4 глубины подпила.

  1. Плоскость спиливания всегда должна быть выше нижней плоскости подруба и находиться на уровне верхней кромки подруба. Запрещается спиливать дерево на уровне нижнего края подруба во избежание удара комлем падающего дерева. Подпиливание должно быть горизонтальным во избежание преждевременного соскальзывания комля в сторону скоса.

  2. Деревья, имеющие наклон, валят в сторону их наклона. Подруб следует делать глубиной не менее 1/3 толщины комля во избежание скола при падении дерева.

  3. Перед валкой гнилых и сухостойных деревьев необходимо проверить шестом их прочность. Такие деревья следует валить подпилом, а не подрубом.

  4. До выхода на подруб недопиливание здоровых деревьев не должно быть более 2-3 см, сухостойных, гнилых и дуплистых деревьев - 4-5 см.

Запрещается пропиливать дерево насквозь.

  1. В начальный момент падения дерева вальщик и его помощник должны отойти на расстояние 4-5 м по заранее подготовленным дорожкам.

  2. Запрещается групповая (батарейная) валка деревьев путем сбивания одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом.

  3. Запрещается валка дерева на соседние деревья, за исключением работ по подготовке лесосек, выборочных и постепенных рубок.

  4. Запрещается валка леса одним вальщиком без помощника:

1) при разработке буреломных лесосек и горельников;

2) при выборочных рубках;

3) при встречном ветре силой более 3 баллов;

4) зимой при глубине снежного покрова 0,5 м и более;

5) на склонах крутизной более 15°;

6) при валке крупных (диаметром на высоте груди 30 см и более) деревьев без специальных механических приспособлений;

7) при валке гнилых, сухостойных и других “опасных” деревьев.

  1. Снимать зависшие при падении деревья следует только под руководством мастера или бригадира одним из следующих способов:

1) сталкиванием дерева сбоку шестами и баграми;

2) стаскиванием веревкой и багром;

3) перемещением комля дерева в сторону и назад с помощью ваг; все рабочие при этом должны находиться по одну сторону ствола;

4) с помощью ворота, лебедки или трактора.

  1. При снятии зависшего дерева запрещается:

1) рубить дерево, на котором оно зависло;

2) обрубать сучья, на которые опирается зависшее дерево;

3) сбивать зависшее дерево путем сваливания на него другого дерева;

4) подрубать комель или пень.

  1. Принудительное сваливание дерева применяется в тех случаях, когда при недопиливании на 2-3 см дерево не падает и его приходится сваливать в сторону, противоположную естественному наклону.

Принудительное сваливание производится с помощью клиньев, забиваемых в пропил, или валочной вилки, насаженной на шест длиной от 5 до 6,5 м.

  1. Валку леса в горной местности надлежит проводить от основания склона к вершине и сваливать деревья верхушками под гору.

Запрещается проводить различные работы ниже места валки деревьев по этому склону.

  1. Валить лес на заснеженных или каменистых склонах разрешается только после устранения возможности обвала.

  2. Запрещается валка леса при ветре силой более 3 баллов (в горных условиях 5 баллов), а также в ночное время и при видимости менее 50 м.

  3. Для предупреждения обрывов проводов связи и линий электропередач падающим деревом необходимо с помощью троса или веревочных оттяжек (не менее двух) оттягивать дерево в сторону от проводов. Оттяжки прикрепляются к дереву до начала его подруба.

  4. Запрещается оставлять несваленным подрубленное и недопиленное дерево после окончания работы, при перерывах в работе и переходить к валке других деревьев.

  5. Обрубать сучья разрешается только на дереве, устойчиво лежащем на земле, на расстоянии не менее 50 м от места валки деревьев, находясь на противоположной обрубаемым сучьям стороне хлыста. Запрещается обрубать и спиливать сучья, стоя на поваленном дереве. Обрубать сучья у сваленных деревьев следует по направлению от комля к вершине, на расстоянии не менее 50 м от места валки деревьев.

Запрещается обрубать сучья в обратном направлении, а также обивать обухом топора мертвые сучья, на которые опирается дерево.

  1. Не занятые обрубкой сучьев рабочие должны находиться на расстоянии не менее 5 м от обрубщика.

  2. Трелевать лес разрешается только с помощью трелевочных волоков с участков, расположенных не ближе 50 м к месту валки деревьев или обрубки сучьев.

  3. На пути следования трелевочных тракторов деревья, подрост, кустарники и пр. должны быть убраны, а кочки и пни срезаны заподлицо с землей.

  4. При трелевке тракторами ширина трелевочных волоков должна быть не менее 5 м. Расстояние трелевки хлыстов с лесосеки до временного склада должно составлять не более 500 м.

  5. Раскряжевку хлыстов следует производить на предварительно расчищенном месте. Хлыст перед раскряжевкой необходимо плотно уложить на подкладки. Кантовка хлыстов, подъем и укладка на подкладки производятся только с помощью ваг, аншпугов, цапин.

Подготовительные работы

  1. Сооружению земляного полотна должны предшествовать подготовительные работы - расчистка и осушение участка, перестройка и перенос коммуникаций и сооружений, установка ограждений и устройство подъездных путей. Параллельное проведение подготовительных и земляных работ запрещается за исключением случаев, специально предусмотренных ППР.

  2. Во время работы тракторных корчевальных шин и лебедок, установленных на тракторе, необходимо соблюдать следующие требования:

1) крепление канатов на “якорном” и корчуемом пнях должно исключать возможность их случайного соскальзывания при натяжении. Для этих целей на пнях необходимо делать зарубки достаточной глубины;

2) применяемые канаты должны быть исправны, а их диаметры соответствовать указанным в таблице 1;

3) при корчевке все рабочие должны отойти от каната на расстояние, равное расстоянию между “якорными” и корчуемыми пнями; у корчевальной машины могут находиться только лица, непосредственно связанные с ее работой.

Таблица 1

Диаметр пня, см

Диаметр стального каната, мм




тягового

якорного

До 35

16-20

20

35-50

25

30



  1. При расчистке полосы отвода от кустарника и мелколесья кусторезом зона его работы должна быть предварительно очищена от камней, пней, а также деревьев, диаметр которых на линии среза превышает 20 см.

  2. В процессе работы кустореза необходимо следить за исправностью ограждения, предохраняющего машиниста от ударов срезаемыми деревьями и кустами. Во время работы машины с обеих сторон расчищаемой полосы устанавливаются красные флажки.

  3. Одновременная работа двух кусторезов на одном участке разрешается отдельными полосами или на самостоятельных участках, расположенных друг от друга на расстоянии не менее 40 м.

  4. Подсобные рабочие должны находиться не ближе 25 м к месту работы кустореза.

  5. Работа кустореза запрещается в следующих случаях:

1) при наличии на участке деревьев, сильно искривленных или наклоненных навстречу движению машины;

2) на заболоченных (неосушенных) участках;

3) в сильнопересеченной местности (овраги и ложбины), после ливневых дождей до просыхания грунта;

4) в темное время суток, а также при видимости менее 50 м.

  1. Для перегона кустореза на новое место необходимо:

1) поднять носовую часть кустореза на высоту не менее 30 см от поверхности грунта и зафиксировать ее;

2) проверить надежность крепления кустореза к трактору;

3) убедиться в отсутствии препятствий (валунов, крупных камней, стволов толстых деревьев, ям) на пути следования.

  1. Рукоять управления лебедкой надлежит включать и выключать плавно. При наматывании каната на барабан лебедки запрещается направлять его рукой или каким-либо предметом (ломом или вагой), а также касаться каната рукой во время работы лебедки.

Сооружение земляного полотна

  1. Земляные работы при сооружении земляного полотна производятся в соответствии с утвержденными ППР и ПОС, а также инструкциями, составленными с учетом требований СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и других нормативных документов.

  2. При ведении скальных, земляных и других видов работ, связанных с устройством (реконструкцией) земляного полотна (выторфовывание, рыхление грунта и т.п.), взрывным способом, а также при применении средств гидромеханизации, следует соблюдать требования соответствующих нормативных документов.

  3. Движение автомобилей-самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки грунта разрешается на расстояние не более 50 м и должно сопровождаться звуковым сигналом.

  4. При выгрузке грунта из автомобиля-самосвала на насыпь расстояние от оси его заднего колеса до бровки естественного откоса насыпи должно быть не менее 2 м, а расстояние от бровки до внешнего колеса машины, движущейся по насыпи, - не менее 1 м.

  5. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует скребками или лопатой с удлиненной рукояткой, обеспечивающей нахождение рабочего в безопасной зоне.

  6. При разгрузке грунта рабочие должны находиться со стороны водителя машины в его зоне видимости, но не ближе 5 м к зоне отсыпки грунта.

  7. Разрешается зимняя разработка всех грунтов (за исключением сухого песчаного) на глубину промерзания без крепления; при дальнейшем углублении необходимо укреплять часть выемки, постоянно контролируя ее состояние. Сухие песчаные грунты следует разрабатывать независимо от глубины промерзания только с применением крепления.

  8. Котлованы и траншеи, разработанные зимой с наступлением оттепели, а также после длительных атмосферных осадков вновь укрепляют.

  9. Для спуска и подъема рабочих в котлованы и широкие траншеи следует устанавливать лестницы-стремянки шириной не менее 0,75 м с перилами, а для спуска и подъема рабочих в узкие траншеи - приставные лестницы.

Запрещается спуск рабочих в траншеи и подъем из них по распоркам креплений.

  1. Разрабатывать траншеи в водонасыщенных грунтах разрешается после их замораживания отдельными секциями, оставляя между ними перемычки из мерзлого грунта толщиной не менее 0,5 м.

  2. Крутизну откосов котлованов и траншей в переувлажненных глинистых грунтах следует уменьшать до величины естественного откоса. Об этом составляется соответствующий акт производителем работ или мастером. Запрещается разрабатывать без крепления переувлажненные песчаные, лессовидные и насыпные грунты.

  3. При появлении трещин следует принимать меры против внезапного обрушения грунта, заблаговременно удалив рабочих из опасных мест.

  4. Вертикальные стенки котлованов и траншей глубиной до 3 м следует крепить в соответствии с требованиями табл. 2.

Таблица 2 – Требования по креплению вертикальных стенок котлованов и траншей глубиной 3 м

Грунтовые условия

Глубина траншеи, м

Тип крепежного щита

Грунты естественной влажности при отсутствии грунтовых вод или их незначительном притоке

до 3

с просветами

Грунты песчаные и другие грунты повышенной влажности

независимо от глубины

сплошной

Примечание. При сильном притоке грунтовых вод и возможном выносе частиц грунта применяется шпунтовое ограждение.

  1. Крепление котлованов и траншей глубиной до 3 м должно быть выполнено из инвентарных щитов по типовым проектам.

  2. При отсутствии инвентарных и типовых деталей для крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м необходимо:

  1. для крепления грунтов естественной влажности (кроме песчаных) применять доски толщиной не менее 4 см, а грунтов песчаных и повышенной влажности - не менее 5 см, закладывая их за вертикальные стойки по мере углубления вплотную к грунту и укрепляя распорками;

  2. устанавливать стойки крепления не реже чем через 1,5 м;

  3. размещать распорки креплений на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м; под концами распорок (сверху и снизу) прибивать бобышки;

  4. выпускать верхние доски креплений над бровками выемок не менее чем на 15 см;

  5. усиливать крепление (распорки), на которые опираются полки, предназначенные для переброски грунта, и ограждать их бортовыми досками высотой не менее 15 см.

  1. При глубине котлованов и траншей 3-5 м устанавливается сплошное горизонтальное крепление, при глубине более 5 м способ крепления определяется проектом.

  2. Разборку дощатого крепления котлованов и траншей следует вести только снизу вверх по мере обратной засыпки грунта или возведения фундамента. Одновременно разрешается удалять не более трех досок по высоте, а в сыпучих или неустойчивых грунтах - только по одной. По мере удаления досок следует переставлять распорки; отслужившие доски можно вынимать лишь после установки новых.

Разборка креплений должна осуществляться под наблюдением руководителя работ.

  1. Разрабатывать выемки в водонасыщенных грунтах следует по индивидуальным проектам, предусматривающим безопасные способы производства работ (искусственные водоотводы, шпунтовое крепление и др.).

  2. В местах, где разборка креплений может вызвать повреждение смежных сооружений, а также в сыпучих и водонасыщенных грунтах крепление следует частично или полностью оставлять в грунте.

  3. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемых землеройными машинами, надо крепить готовыми щитами. Допуск рабочих в незакрепленную выемку запрещается.

  4. При разработке выемок с уступами ширина последних зависит от глубины выемок и технической характеристики землеройной машины, но должна составлять не менее 2,5 м.

  5. . Запрещаются установка и движение построечного транспорта, прокладка рельсовых путей, размещение лебедок в пределах призмы обрушения грунта незакрепленной выемки.

Установка и движение построечного транспорта в пределах призмы обрушения грунта у закрепленных выемок допускаются только после предварительной проверки расчетом прочности крепления с учетом величины и динамичности нагрузки.

  1. Перед началом работ на оползневых склонах следует установить реперные створы для наблюдения за величиной и скоростью оползневых деформаций. В случае обнаружения подвижек оползня все работы на оползневом склоне должны быть прекращены.

  2. Угол наклона ленты транспортера грейдер-элеватора к горизонту не должен превышать 26°. Если при этом грунт скатывается вниз, то величину угла следует уменьшить. В этом случае машинист обязан дать предупреждающий сигнал.

  3. При погрузке грунта на транспортные средства верхний край ленты необходимо поднять на высоту, обеспечивающую подъезд транспортных средств под транспортер. Зазор между верхней головкой транспортера и уровнем бортов транспортных средств должен быть не менее 0,5 м.

  4. Запрещается работа грейдер-элеватора:

  1. при неисправных механизме для очистки ленты и звуковом сигнале;

  2. в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах);

  3. при отсутствии необходимого освещения;

  4. при наличии людей в кузове транспортных средств.

  1. Для сохранения устойчивости грейдер-элеватора в процессе работы и для предотвращения его опрокидывания необходимо:

  1. перед увеличением вылета транспортера предварительно выдвинуть до отказа правое заднее колесо, что требуется также и при работе на местности с уклоном более 8°;

  2. регулировать заглубление дискового плуга, чтобы не допустить перегрузки транспортера;

  3. производить работу грейдер-элеватором на первой и второй скоростях трактора;

  4. вести работы на участках с уклоном (продольным и поперечным), не превышающим 12°.

  1. Во время транспортирования грейдер-элеватора в пределах объекта следует:

  1. заглушить двигатель грейдер-элеватора;

  2. поднять до предела транспортер и плужную балку;

  3. ограничить скорость трактора первой и второй передачами (включение третьей запрещается).

  1. При перевозке грейдер-элеватора по дороге с большими поперечными уклонами, а также при повороте в конце захватки во время работы необходимо принимать следующие меры против его опрокидывания:

  1. установить минимальный вылет транспортера;

  2. выдвинуть заднее колесо до отказа;

  3. ограничить скорость трактора первой передачей;

  4. уложить при необходимости (для большей устойчивости) на плужную балку дополнительный груз.

  1. Уплотнение краев высокой насыпи необходимо осуществлять с подготовленного уплотненного участка (на расстоянии 2 м от бровки), а затем сместить проходы катка на 1/3 его ширины в сторону бровки до расстояния, равного 0,5 м (от бровки насыпи).

  2. При изменении направления движения катков всех типов необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.

  3. При уплотнении грунта трамбующими машинами (с падающими плитами) около бровок насыпи, а также рыхлого грунта нельзя допускать, чтобы нижний конец удлинителей штанг выходил за пределы улавливателей трамбующих плит.

  4. Запрещается уплотнять грунт машинами с падающими плитами на участках с уклонами более 7° и сбрасывать плиты в углубления более 0,5 м от уровня стоянки трактора.

  5. При уплотнении грунта трамбующими плитами, смонтированными на экскаваторах или тракторах, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. обеспечить отсутствие людей в радиусе 5 м от действующей трамбующей плиты;

  2. переместить экскаватор (или трактор) с места прежней стоянки по уплотненному слою грунта.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconПриказ от 2 февраля 2017 г. N 129н об утверждении правил по охране...
Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconПриказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 февраля 2017...
Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconО типовых схемах дорожно-транспортных происшествий 9
Экспертная оценка действий (бездействия) должностных и иных лиц дорожных эксплуатационных и дорожных ремонтно-строительных организаций,...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconПравила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников пб 10-518-02
Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников*1 устанавливают требования к проектированию, устройству,...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconМетодическое пособие по проведению обучения по охране труда руководящих...
Типовая программа обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководящих работников и специалистов строительных...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconСправочник работ и профессий рабочих (еткс), выпуск 40, раздел "Производство...
Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 40, раздел "Производство строительных...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconМонтажных и ремонтно строительных организаций
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с решением коллегии

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconОкрашивание строительных металлических конструкций и изделий с использованием установки урэг-1
Технологическая карта предназначена для организации труда рабочих при окрашивании строительных металлических конструкция и изделий...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconПравила по охране труда на предприятиях розничной торговли дата введения 1995-01-01
Ссбт, строительных, санитарных норм и правил, а также правил, утвержденных федеральными органами надзора России

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconРаспоряжение
Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2008 г прилагаемые Правила по охране труда при производстве работ в защитных лесонасаждениях...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconПравила по охране труда при производстве котельных работ и
Департамента экономики машиностроения Министерства экономики Российской Федерации с тоо "Инженерный Центр обеспечения безопасности...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconТи ро-014-2003 Типовая инструкция по охране труда маляров строительных
Маляры строительные, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки и не имеющие противопоказаний по возрасту...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconИнструкция по охране труда в период ремонтно-уборочных работ
Опасные факторы травмы при неправильной организации труда на рабочем месте (работа без средств защиты и с неисправным инструментом,...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconРаспоряжени е
О порядке ликвидации аварийных ситуаций в системах электро-, водо- и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций,...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconРоссийской Федерации Федеральный дорожный департамент Центр организации...
Сборник типовых инструкций содержит основные требования по охране труда дорожных рабочих массовых профессий перед началом работ,...

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ iconУроки, извлеченные из несчастного случая
...


Инструкция




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
instryktsiya.ru
..На главную